Механизм газораспределения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
<»i775358
Союз Советских
Социалистнчес кттх
Республящ
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОИЖОМУ СВ ИТВЛЬСТВУ
{ ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04. 05. 77 (21) 2482618/25-06 с присоединением заявки Мо (23) Приоритет
Опубликовано 30.10.80, Бюллетень М 40
Дата опубликования описания 031180 (51)W К тЗ
F L 1/00
F 02 0 13/00
Государственный комнтет
СССР но делам нзобретеннй н открытнй . (53) УДК 621. 43-34.3(088.8) (72) Автор изобретения
В. Г. Путилин с
Пензенский дизельный завод производственного объединения по дизелям и.турбокомпрессорам (73 ) Заявитель (54 ) МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Изобретение относится к области двигателестроения.
Известен механизм газораспределения для двигателя внутреннего сгорания с регулированием фаэ, содержащий 5 подпружиненный клапан, коромысло, штангу, нижний конец которой установлен в сферическом гнезде толкателя, толкатель, связанный с устройством
его смещения относительно кулачка .!О распределительного вала (1j .
Недостаток механизма в том, что он обеспечивает регулирование фаз, но не позволяет регулировать величину .подъема клапана и содержит дополнительное подвижное звено, что увеличивает инерционные нагрузки в механизме.
Цель изобретения — обеспечение одновременного регулирования фаз га- 2О зораспределения и величины подъема клапана.
Для достижения этой цели механизм допоЛнительно снабжен направляющей 25 поворотной втулкой со сферической опорой, в которой установлена штанга, а коромысло имеет пяту с радиусной поверхностью для опоры верхнего конца штанги.
Кроме того, направляющая втулка снабжена возвратным пружинным устройством.
На-фиг. 1 изображен предлагаемый механизм; на фиг. 2 - вариант выполнения возвратного устройства.
Механизм газораспределения с регулированием фаз и величины подъема клапана содержит кулачковый вал 1, рычажный толкатель 2, штангу 3, коромысло 4 с пятой 5, имеющей радйусную опорную поверхность под штангу, подпружиненный клапан 6.
Штанга 3 установлена в направляющую поворотную втулку 7 со сферической опорой. Обойма 8 втулки 7 закреплена в остове двигателя.
Нижний конец штанги сидит в сферическом гнезде толкателя, а верхний сферический конец штанги установлен в наконечник 9 с радиусом опорной поверхности равным радиусу опорной поверхности пяты S, Рычажный толкатель 1 эксцентрично закреплен на цапле 10 °
С целью снижения изгибающих усилий, действующих на штангу при перемещении толкателя, направляющая втулка 7 может быть оборудована возвратным пружинным устройством, содержа775358 шим подвижную втулку 11 с пружинами
12, 13 (.фиг.2).
Для обеспечения постоянного зазора в приводе клапана опорная по- верхность пяты коромысла, по которой перемещается наконечник верхнего конца штанги, геометрически долж5 на быть выполнена по профильной кривой, учитывающей смещение нижнего конца штанги и дополнительное смещение верхнего конца вследствие наклона штанги при перемещениях толкателя. Однако с достаточной для практических целей точностью укаэанная опорная поверхность пяты коромысла может быть выполнена по радиусной кривой. 15
Устройство работает следующим образом.
С поворотом цапфы в пределах угла сФ- изменяется положение толкателя относительно кулачкового вала 1. При,щ этом происходит смещение фаэ газораспределения вследствие смещения ролика толкателя относительно кулачкаи изменение величины подъема клапана вследствие смещения нижнего конца штанги, которое.из-за наличия втулки
7 приводит к перемещению верхнего конца штанги относительно оси коромысла и, следовательно, к изменению величины подъема клапана. В положении цапфы 10 показанном на фиг.1, клапан имеет минимальный подъем, в другом крайнем положении — максимальный подъем. Поворот цапфы осуществляется механизмом регулирования в зависимости от режима работы дви- И гателя. Различная величина зксцентриситета для рычагов впуска и выпуска обеспечивает различную величину сдвига фаэ впуска и выпуска. 40
При установке осей рычагов впуска и выпуска по разные стороны от оси цапфы 10 (одного вверху, а другого внизу) механизм может обеспечить разнонаправленный сдвиг фаз впуска и выпуска (например, более раннее открытие впускного клапана относительно среднего положения при более позднем открытии выпускного клапана).
При наличии возвратного устройства механизм работает следующим образом °
Если смещение фаз выполнено в момент подъема клапана при значительй иых усилиях на штангу, наконечник 9 при наличии возвратного пружинного устройства, остается на месте, а опора 6 смещается в сторону перемещения толкателя.
При перемещении вправо сжимается пружина 12, усилие на которую передается через подвижную втулку 1, влево — пружина 13. Когда ролик толкателя окажется на затылке кулачка и в клапанном механизме образуется зазор, пружины переставят обойму 8 в исходное положение, определяемое опорными торцовыми поверхностями втулки 11.
Возвратное пружинное устройство улучшает условия работы штанги и втулки 7 также при подъеме клапана, так как при наличии пружинного устройства исключаются перемещения наконечника 9 в процессе подъема клапана и,:. следовательно, дополнительные нагрузки на штангу и втулку. При жестком закреплении обоймы 8 скольжение наконечника 9 в процессе подъема клапана неизбежно вследствие того, что перемещения нижнего и верхнего концов штанги не совпадают с осью штанги.
Формула изобретения
1. Иеханиэм газораспределения для двигателя внутреннего сгорания с регулированием фаз, содержащий подпруж иненный клапан, коромысло, штангу, нижний конец которой установлен в сферическом гнезде толкателя, толкатель, связанный с устройством его смещения относительно кулачка распределительного вала, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью одновременного регулирования фаз газораспределения и величины подъема клапана, механизм дополнительно снабжен на-, правляющей поворотной втулкой со сферической опорой, в которой установлена штанга, а коромысло имеет пяту с радиусной поверхностью для опоры верхнего конца штанги.
2. Механизм по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что направляющая втулка снабжена возвратным пружинным устройством.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Швейцарии Р 390617, кл. 46 s1 5/01, опублик. 1965.
775358 (Рие. t
Заказ 7685 43
Тираж 83 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва Ж 35 Ра ская наб. д. 4 5
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4
Составитель В. Путилин
Редакто Т. Рыбалова; Тех ед С.Миг нова Ко екто Г.Назарова