Устройство для поочередного запуска дизелей силовой дизельгенераторной установки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ
<и775372 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.12. 78 (21) 2697243/25-06 с присоединением заявки М— (23) Приоритет—
Опубликовано 30.10.80. Бюллетень Но 40
Дата опубликоваиияописания 30.10.80 (51)М. Кл.
02 и 11/08
Государственный комитет
СССР
Ilo делам изобретений и открытий (53) УДК 621.43-57 (088.8) (72) Авторы изобретения
A. 3. Хомич, A. Э. Симсон, Э. Д. Тартаковский, И. В. Дмитренко и И. A. Карелин
Харьковский институт инженеров,железнодорожного транспорта им. С. М. Кирова (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПООЧЕРЕДНОГО ЗАПУСКА
Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, и может быть исполь.— зовано при эксплуатации дизелей соч. лененных тепловозов, 5
Известно устройство для запуска дизелей дизель-генераторных установок тепловозов с передачей переменно-постоянного тока, содержащее аккумуляторные батареи, которые через l0 коммутирующий блок связаны со стартером, блок пуска дизеля, включающий в себя узел выработки временных интервалов и узел контроля частоты вращения вала дизеля (1 . 45
Недостатком известного устройства является низкая надежность источника постоянного тока (аккумуляторной батареи),обусловленная вредным действием значительных по величине пусковых 20 токов, потребляемых стартером.
Известно устройство для запуска дизелей сочлененных дизель-генераторных установок, содержащее генераторы по числу сочлененных установок, 25 блоки возбуждения генераторов, источники питания с коммутирующими блоками, в котором каждая из установок снабжена коммутирующим блоком цепей управления возбуждения, коммутирующим у0 блоком цепей управления генераторного запуска, соединенными между установками перекрестно, блоком коммутации силовых цепей и разделительным блоком, включенным между указанным блоком коммутации силовых цепей и коммутирующим блоком источника питания (2j .
Это устройство способствует повышению надежности источников постоянного тока за счет того, что уменьшается число пусков дизеля, осуществляемых от них.
Однако указанное устройство может быть применено только для дизель-генераторных установок, содержащиХ генераторы постоянного тока и не применимо для дизель-генераторных установок тепловозов с передачей переменно-постоянного тока, содержащих геНераторы переменного тока.
Целью настоящего изобретения является повыаение надежности источников постоянного тока.
Поставленная цель достигается эа счет того, что в каждую силовую цепь генераторного пуска дополнительно включен выпрямитель используемого генератора и блок ограничения пускового тока стартера и к каждому блоку
775372 возбуждения дополнительно подключен блок задания, причем, блок ограничения пускового тока дополнительно сое динен с блоком управления возбуждением через блок задания, а блок ограничения пускового тока стартера снабжен обмотками постоянного и переменного тока, причем обмотка постоянного тока выполнена заодно с силовой цепью генераторного пуска, а обмотка пере менного тока подключена к блоку задания.
На чертеже изображена блок-схема предлагаемого устройства. устройство содержит дизели 1. сое-диненные с тяговыми генераторами 2, выполненными в виде синхронных генераторов шестифазного переменного тока, снабженных блоками 3 возбуждения, каждый из которых состоит из однофазного синхронного генератора переменного тока, управляемого выпрямительного моста с узлом коррекции и обмотки возбуждения тягового генератора, являющийся нагрузкой возбудителя, стартер 4,выполненный в виде электрической машины постоянного тока смешанного возбуждения, который соединен через блок 5 коммутации силовой цепи первичного пуска, выполненный, например, в виде контакторов, с аккумуляторной батареей 6 и блок 7 управления генераторным пуском,, выполненный, например, в виде кнопочно-релейного блока, причем блоки 7 соединены между собой и с блоком 8 управления возбуждением, состоящим из блока управления управляемого выпрямительного моста и релейного блока.
Блок управления выпрямительным мостом служит для генерирования импульсов, отпирающих тиристоры, и регулирования момента их подачи, а релейный блок подключает входные цепи постоянного и переменного тока блока управления к соответствующим источни кам питания.
К генератору 2 подключен блок выпрямителей 9,состоящий иэ кремниевых лавинных вентилей и представляющий собой два трехфаэных моста, включенных параллельно.
Блоки 7 управления генераторным
Пуском соединены с блоками 10 коммутацни силовой цепи генераторного пуска, к которым подключены разделительные блоки 11 и ограничительные блоки 12, каждый из которых состоит из магнитного усилителя с управляющей обмоткой постоянного тока, представляющей из себя кабель силовой цепи генераторного пуска и с обмоткой переменного тока, подключенной к блоку 8 управления возбуждения через блок 13 задания.
Устройство работает следующим образом.
Для запуска первого дизеля «кку муляторная батарея 6 соответствующей дизель-генераторной установки соединяется коммутирующим блоком 5 со стартером 4. После достижения коленчатым валом дизеля частоты вращения,соответствующей режиму холостого хода, стартер 4 отключается от аккумуляторной батареи 6.
Для запуска второго дизеля блок 7 управления генераторным пуском запускаемого дизеля 1 подает сигнал на включение блокам 10 коммутации силовой цепи генераторного пуска работаю-щего и запускаемого дизелей и блоку 8 управления возбуждением, подключен15 ного к блоку 3 возбуждения 3 тягового синхронного генератора 2, соединенного с работающим дизелем 1.
Под действием выходного напряжения управляемого выпрямительного
2О моста блока 3 по обмотке возбуждения тягового синхронного генератора 2, соединенного с работающим дизелем 1, начинает протекать ток. Напряжение этого генератора через выпрямительную установку 9 и блоки 12 и 10 подается к стартеру 4 запускаемого дизеля и начинается вращение его коленчатого вала.
Ограничение пускового тока стартера 4 осуществляется блоком 12, по
З сигналу которого с помощью блоков
13 и 8 соответствующим образом изменяется ток возбуждения генератора 2, связанного с работающим дизелем 1.
35 После окончания процесса пуска все блоки отключаются,и схема приходит в исходное состояние.
Использование изобретения позволяет уменьшить число пусков, проиэ4О водимых от аккумуляторных батарей и эа счет этого повысить их надежность.
Формула изобретения
45 1. Устройство для поочередного запуска дизелей силовой дизель-генераторной установки сочлененных секций тепловоза,содержащее стартеры, каждый из которых кинематически соединен с одgp ним иэ дизелей и электрически связан с коммутирующим устройством и блоком коммутации, источник постоянного то. ка, подключенный к коммутирующему устройству, силовые цепи генераторного пуска, соединяющие блок коммутации одного из стартеров с генератором переменного тока соседнего дизеля и снабженные блоками возбуждения генератора, управления возбуждением и управления генераторным пус60 ком, разъединительные блоки, каждый из которых соединен с коммутирующим устройством и блоком коммутации од-. ного из стартеров, и выпрямители, .подключенные к каждому генератору, т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с
775372
Составитель И. Аникиев
Редактор Л. Гальдина Техред С.Мигунова Корректор М. Пожо
Заказ 7687/44 Тираж 608 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 целью повышения надежности источников постоянного тока, в каждую силовую цепь генераторного пуска дополнительно включен выпрямитель используемого, генератора.
2. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что в каждую силовую цепь генераторного пуска дополнительно включен блок ограничения пускового тока стартера и к каждому блоку возбуждения дополнительно подключен блок задания, причем блок ограничения пускового тока дополнительно соединен с блоком управления вОзбуждением через блок задания.
3. Устройство по п.2, о т л и ч аю щ е е с я тем, что блок ограничения пускового тока стартера снабжен обмотками постоянного и переменного тока, причем обмотка постоянного тока выполнена заодно с силовой цепью генераторного пуска, а обмотка переменного тока подключена к блоку saдания.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Филонов С. П. и др. Тепловоз 2ТЭ116., "Транспорт"1977,с.226.
2. Авторское свидетельство СССР
М 366993,кл. В 60 L 11/06, 1970.