Устройство для крепления детали на конце вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик о п и ЬА::й..и.
ИЗОБРЕТ
< о?75435
ЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свмд-ву (22) Заявлено 20. 07. 78 (2)) 2646111/25-27 (51}М. Кл.з с присоединением заявки ¹
F 16 В 21/18
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытмй (23) Приоритет
Опубликовано 301030 Бюллетень Мо 40
Дата опубликования описания 01.1180 (53) УДК 621-887. .2(088.8) (72) Авторы изобретения
В. М. Синявский, В. М. Мурашев, С. M. Кириллов и О. И. Никитина (71) Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ДЕТАЛИ
НА КОНЦЕ ВАЛА
Изобретение относится к области машиностроения и приборостроения.
Известно устройство для крепления детали на конце вала, содержащее основной и фиксирующий клины, расположенные в сквозном диаметральном пазу вала, при этом фиксирующий клин свободно расположен в прорези, предусмот. ренной в основном клине, и соединен с ним упругой перемычкой, причем рабочие поверхности клиньев выполнены с разнонаправленными уклонами )1) .
Однако это устройство отличается низкой надежностью, так как основной клин фиксируется в пазу вала лишь эа счет упругих сил фиксирующего клина и при случайном приложении к клину силы, направленной вдоль паза вала, не исключена возможность разъединения деталей, и отсутствием регулиров-2О ки усилия поджатия деталей (за счет допусков на составные элементы конструкции усилия поджатия различных деталей различны, что является нежелательным).
Известно устройство для крепления детали на конце вала, содержащее фиксирующий элемент в виде упругой пластины с центральным отверстием для регулировочного резьбового элемента. 30 размещенного в осевом резьбовом отверстии, выполненном на конце вала (21 .
Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Однако оно отличается недостаточной надежностью фиксации иэ-эа наличия осевого люфта в соединении, так как гашение осевых нагрузок происходит за счет изгибания упругого фиксирующего элемента.
Целью изобретения является обеспечение плавного регулирования осевого поджатия закрепляемой детали и повышение надежности фиксации в условиях вибраций путем демпфирования осевых нагрузок.
Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено упругим разрезным кольцом, установленным между торцом закрепляемой детали и фиксирующим элементом, выполненным с двумя диаметрально противоположными. радиальными пазами на наружном торце, фиксирующий элемент выполнен с отогнутыми концами, размещенными в пазах разрезного кольца, а регулировочный резьбовой элемент — с коническим концом, причем взаимодействующие по775435 верхности разрезного кольца и закрепляемой детали выполнены коническими.
На.фиг. 1 представлено предлагаемое устройство;на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 фиг. 1 при отсутствии осевой нагрузки ° устройство для крепления детали 1 на конце вала 2 состоит из фиксирующего элемента 3, выполненного в виде плоской упругой пластины с отогнутыми концами 4. и центральным отверстием 5, упругого разрезного кольца 6 с диаметрально противоположными радиальными пазами 7. На конце вала выполнено осевое резьбовое отверстие, сообщающееся со сквозным пазом 8.15
B резьбовом отверстии установлен регулировочный резьбовой элемент 9 с коническим концом 10, установленным в центральном отверстии фиксирующего элемента. Концы фиксирующего эле-Щ мента установлены в пазах разрезного кольца. Ширина пазов превышает ширину фиксирующего элемента. Расстояние между внутренними поверхностями отогнутых концов фиксирующего элемента равно наружному диаметру разрезного кольца, а взаимодейстующие торцы закрепляемой детали и разрезного кольца выполнены коническими.
Работа устройства осуществляется следующим образом.
Ввинчивая резьбовой элемент, упpyro деформируют фиксирующий элемент и соответственно сжимают разрезное кольцо отогнутыми концами фиксирующего элемента, чем достигается необходимое усилие поджатия эакрепляемой на валу детали. Так как взаимодей твующие поверхности разрезного кольца и закрепляемой детали выполнены коническими, то даже при незнащ чительных усилиях затяжки резьбового элемента обеспечивается надежная фиксация детали относительно вала (за счет клинового эффекта).
Во время отсутствия осевой нагрузки F (см. фиг. 3) деталь 1 поджата с определенным усилием к торцу вала 2.
При появлении осевой нагрузки F деталь 1 стремится согнуть через упругое разрезное кольцо 6 фиксирующий элемент 3 с отогнутыми концами 4. ®
Кольцо изгибает фиксирующий элемент (показано пунктиром), при этом расстояние R от оси вала до отогнутых концов уменьшается, за счет чего происходит сжатие разрезного уп- 55
pyroro кольца.
При сжатии кольца его клиновая по. верхность скользит по конической поверхности детли и устанавливается на меньшем расстоянии от оси вала, чем при отсутствии нагрузки.
За счет радиального перемещения клиновых поверхностей кольца происходит "компенсация" осевой нагрузки F (òàê как клиновая поверхность кольца устанавливается на участке детали с большей толщиной в осевом направлении), чем достигается более плотное поджатие детали к торцу вала
t.е. повышается надежность ее фиксации на валу.
При определенном соотношении конструктивных элементов предложенного устройства (угла клиновидности, пара., метров фиксирующего элемента и др.) можно добиться компенсации осевой нагрузки в значительной степени, т.е. демпфирование осевых нагрузак и вибраций будет происходить в основном за счет сжатия разрезнОго кольца и изгибания фиксирующего элемента при незначительном осевом перемещении закрепляемой детали, что очень важно в конструкциях, требующих точного взаимного расположения составных элементов.
Формула изобретения
Устройство для крепления детали на конце вала, содержащее фиксирующий элемент в виде упругой пластины с центральным отверстием для регулировочного резьбового элемента, размещенного в осевом резьбовом отверстии, выполненном на конце вала, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения плавного регулирования осевого поджатия закрепляемой детали и повышения надежности фиксации в условиях вибраций путем демпфирования осевых нагрузок, снабжено упругим разрезным кольцом, установленным между торцом закрепляемой детали и фиксирующим элементом, выполненным с двумя диаметрально противоположными радиальными пазами на наружном торце, фиксирующий элемент выполнен с отогнутыми концами, размещенными в пазах разрезного кольца, а регулировочный резьбовой элемент с коническим концом, причем взаимодействующие поверхности разрезного кольца и закрепляемой детали выполнены коническими.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 338689, кл. F 16 В 2/14, 1971.
2. Орлов П. Н. Основы конструирования. "Машиностроение, 1977, с. 319, р. 5.
775435 (Рие. 1
gud A
Ф ие. J
ВНИИПИ Заказ 7694/47 Тираж 2095 Подписное
Филиал ППП Патент", r, Ужгород, ул. Проектная, 4