Фрикционная предохранительная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
:. 1часяа, Ф, 3
) I
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОИ:КОМУ СВИ ТИЛЬСТВУ
Союз Советскнк
Соцналнстнческнк
Республик вн775455 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 01. 11. 78 (21) 2680359/25-27 с присоединением заявки HP— (23) Приоритет— (я)м. к„.з
F 16 9 7/02
Государственный коиитет
СССР ио делан иэобретеиий и открытий
Опубликовано 30.10ЗО. Бюллетень М 40 (53) УДК 621. 825, .5(088.8) Датаолубликованняописания 031130 (72) Автор изобретения
В. P . Карамышев (71) Заявитель.
Воронежский лесотехнический институт (54) ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
Изобретенне относится к области машиностроения и может быть использовано s системах привода машин, подверженных частым перегрузкам.
Известна фрикционная предохрани- . 5 тельная муфта, содержащая подпружиненные ведомую и ведущую полумуфты, связанные телами качения, помещен-. ными в радиальных пазах диска- сепаратора и в гнездах на торцах полу- Io муфт. Гнезда соединены на ведомой полумуфте спиралевидными направляющими дорожками с кольцевой канавкой для перемещения тел качения при срабатывании. С торцами полумуфт взаимодей- т5 ствует фрикционный диск, центрнруемый по наружному диаметру диска-сепаратора, а кольцевая канавка и направляющие спиралевидные дорожки разделены пружинными флажками, отжима ииыми, ф телами качения при срабатывании (13
Известна также предохранительная муфта, содержащая ведущее звено, две соосные подпружиненные полумуфты, соединенные фрикционньм элементом, по- 25 мещенным между их обращенньь и один к другсму торцами, имеющими гнезда для шариков, причем одна из полумуфт имеет спиралевидные направляющие дорожки, кольцевую канавку и пружинные 30 флажки, а на фрнкционном элементе выполнены наклонйые в сторону вращения полумуфт пазы, в которых установлены шарики f2) . Данная муфта является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаеь,ому эффекту.
Однако укаэанная муфта обладает сложной конструкцией и незначительной долговечностью, так как в месте контакта шариков с пазами.фрикционного элемента возникают значительные удельные давления.
С целью повышения надежности и обеспечения удобства эксплуатации у фрикционной предохранительной муфты, содержащей ведущее; звено,подпружиненные ведсмую полумуфту, нажимной диск и установленные между их торцами с гнездами фрикционный элемент с наклонными пазами и помещенные в них и гнездах шарики, наклонные пазы армированы металлическим каркасом, толщина .которого меньше толщины фрикцнонного элемента, а последний связан с ведущим звеном.
На фиг. 1 схематично изображена муфта, продольный разрез; на фиг. 2разрез А-A на фиг. 1; на фиг. 3 -разрез Б-Б на фиг. 1, на фиг. 4 — схема
775455
Формула изобретения
7" сил при отключении муфты; на фиг.5то же, при включении муфты.
Муфта состоит из ведомой полумуфты 1 и нажимного диска 2, между которыми помещен фрикционный элементведущая полумуфта 3 с наклонными пазами 4, куда входят шарики 5, взаимодействующие с гнездами 6 ведомой полумуфты 1 и нажимного диска 2. наклонные пазы 4 фрикционного элемента
3 армированы металлическим каркасом
7, толщина которого меньше толщины фрикционного элемента 3. Фрикционный элемент — ведущая полумуфта 3 установлен на валу 8 свободно, а ведомая полумуфта 1 и нажимной диск 2 на шпонках 9 и 10. Фрикционный элемент ($
3 связан с ведущим звеном механизма (на чертеже не показано, так как связь: может быть различной, например посредством ременной передачи и др.), Усилие на фрикционных поверхностях щ создается пружиной 11. "егулиронка пружины 11 осуществляется гайкой 12 через шайбу 13.
Муфта работает следующим образом.
При номинальной нагрузке крутящий момент передается от ведущего звена машины на фрикционный элементведущую полумуфту 3, ведомую полумуфту 1 и нажимной диск 2, а затем на вал 8. В случае перегрузки фрикционный элемент — ведущая полумуфта ЗО
3 поворачивается относительно ведомой полумуфты 1 и нажимного диска 2, увлекая за собой шарики 5, которые, преодолев усилие пружины 11, выходят из гнезда 6 полумуфты 1 и диска 2 и при дальнейшем движении,фрикционного элемента — ведущей полумуфты 3 перемещаются вдоль пазов 4 и полностью отключают муфту. Перемещению шариков
5 вдоль наклонных пазов 4 способству- 4Q ет сила A (см. фиг. 4), являющаяся составляющей силы N давления, возникающей в месте контакта наклонного паза 4 с каждым шариком 5. До тех пор пока фрикционный элемент - ведущая полумуфта 3 вращается, шарики 5 перемещаются по торцовым поверхностям ведомой полумуфты 1 и нажимного диска 2, муфта остается отключенной. Износа фрикционного элемента в этом случае не будет. Для возвращения муфты н рабочее положение включается обратный ход. При обратном вращении фрикционного элемента — ведущей полумуфты 3 шарики 5 по наклонным паэам
4 под действием сил А, которые направлены уже в противоположную сторону по сравнению с рабочим движением, (см. фиг. 5), возвращаются в исходное положение, замыкая муфту.
Преимущество муфты по сравнению с известной заключается в упрощении конструкции за счет связи фрикционного элемента с ведущим звеном механизма, так как в этом случае отпадает надобность в направлякщих спиралевидных дорожках, кольцевой канавки и пружинных флажках, а также в повышении долговечности вследствие армирования каждого наклонного паза металлическим каркасом, толщина которого меньше толщины Фрикционного элемента.
Фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущее звено,подпружиненные ведомую полумуфту, нажимной диск и установленные между их торцами с гнездами фрикционный элемент с наклонными пазами и помещенные в них и гнездах шарики, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения надежности и обеспечения удобства эксплуатации, наклонные пазы армированы металлическим каркасом, толщина которого меньше толщины фрикционного элемента, а последний связан с ведущим звеном.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 556263, кл. F 16 D 7/02, 1974.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 672398, кл. F 16 D .7/02, 1977.
775455
Составитель О. Логвинова
Редакто Т. Морозова Тех М.Кошт а Ко кто O. Билак
Заказ 769б 48
Тирах 09 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изооретений и открытий
113035 Москва 5-35 Ра скак ваа. д. 4 5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4