Дисково-колодочный тормоз

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

па.-тон

1 Й,б

Союз Советскии

Социалистических

Республик

ОПИСА

ИЗОБРЕТ

К АВТОРСКОМУ СВИ 775467 (61) Дополнительное к авт. св (22) Заявлено 221177 (21) с присоединением заявки Йо (23) Приоритет

Опубликовано 30,10,80. Б

Дата опубликования опис

1)М. Кл.

F 16 0 55/22

F 16 О 65/56

Государствеииый комитет

СССР по делан изобретеиий и открытий

3) УДК 6 21 ° 59 7 (088. 8) (72) Авторы изобретения

О. К. Чиналиев, M. П.Александров, В. Н. Федосеев и A.N ° Ðoìàøêo (71) Заявитель

Московское ордена Ленина и ордена Трудового Красного

Знамени высшее техническое училище им. Н.Э.Баумана (54) ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ. 1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным устройствам, и может быть использовано для торможения подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин.

Известен дисково-колодочный тормоз, содержащий основание с двумя шарнирно закрепленными на нем стойками, несущими колодки с фрикционными накладками, обгонные муфты, связанные с колодцами и тягами с рычажной системой, замыкающие пружины и е привод, связанный через рычажную сис тему с клиновым размыкающим устройством, включающим ролики, взаимодействующие с клином, а также с регулирующими устройствами для компенсации износа накладок и для изменения усилия заьыкающих пружин. Обгонные муфты входят в устройство компенсации износа накладок.

Известный тормоз имеет сложную рычажную систему передачи усилия от привода к другим узлам. Кроме того, устройство компенсации износа накладок, находясь в зоне крепления фрикционных накладок, обладает малой надежностью, так как возможно попадание продуктов износа в реэьбовое

2 ,соединение крепления обгонных муфт к колодкам.

Целью изобретения является повышение надежности и.удобства зксплуа5 тации дисково-колодочного тормоза.

Поставленная цель достигается тем, что регулирующие устройства выполнены в виде двух обойм с внутренней резьбовой поверхностью, шарнир10 но установленных ни свободных концах стоек, ввернутых в обоймы резьбовых втулок, связанных с роликами клинового разьыкающего устройства, и свободно установленных на оси, 15 а также в виде фрикционной муфты, центральная полумуфта которой установлена на оси и жестко связана с клином клинового раэмыкакицего устройства, а две боковые полумуфты

20 установлены на оси с возможностью осевого перемещения, подпружинены к центральной полумуфте и жестко связаны с резьбовыми втулками, при этом последние поджаты упомянутыми

25 заьыкающими пружинами, которые закреплены на концах оси.

Кроме того, узел соединения каждой реэьбовой втулки с роликом выполнен в виде кольца, жестко со30 единенного с резьбовой втулкой, имею775467 щего элементы для крепления роликов и торцовые секторные пазы, при этом каждая боковая полумуфта снабжена штифтами, концы которых размещены в секторных пазах кольца<

На фиг. 1 изображен дисково-колодочный тормоз, вид в плане; на

5 фиг. 2 - разрез A-A на фиг. 1; на фиг. 3 - дисково-колодочный тормоз, вид сверху, на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг.1; на фиг. 5 — разрез В-В на фиг. 4.

Дисково-колодочный тормоз включает в себя основание 1 (фиг.1, фиг.2), к которому шарнирно крепятся стойки

Ю и привод 3.

На стойках 2 шарнирно установлены 13 колодки 4 с фрикционными накладками

5, которые входят в контакт с диском

6 при замыкании тормоза.

Рычаг 7 шарнирно закреплен на штоке привода 3 и служит для передачи 2О усилия от привода 3 к клину 8 клинового раэмыкающего устройства (фиг.3).

Устройство 9 для компенсации износа накладок и усилия замыкающей пружины закреплено на стойках 2 с помощью пальцев 10 и включает в себя обоймы 11(фиг.4), внутри которых по резьбе установлены резьбовые втулки

12, ось 13, проходящую через осевые отверстия резьбовых втулок 12, с закрепленными на концах замыкающими пружинами 14, которые контактируют с торцовыми поверхностями резьбовых втулок 12, центральную полумуфту 15, установленную на оси 13. К центральной полумуфте 15 жестко прикреплен клин 8.

В проточках резьбовых втулок 12 с помощью шпонки 16, винтов 17 и пружин 18 установлены боковые полу" муфты 19, взаимодействующие при изно- 4Q се накладок 5 с центральной полумуфтой 15.

На наружной цилиндрической поверхности реэьбовых втулок 12 со -стороны центральной полумуфты установлены кольца 20 с закрепленными на них опорными роликами 21 клинового размыкающего устройства.

На торцовых поверхностях центральной полумуфты 15 закреплены штифты 22, свободные концы которых входят в секторные пазы колец 20 фиг.4,5).

Тормоз работает следующим образом.

При замыкании тормоза усилие от замыкающих пружин 14 передается на стс йки 2 и колодки 4.

При размыкании усилие от штока привода 3 через рычаг 7 передается клину 8, который взаимодействует с опорными роликами 21 и раздвигает стойки

2, а вместе с ними колодки 4 на величину, определяемую полным ходом штока привода. 3. .При нормальной величине отхода фрикционных накладок 5 от диска 6 центральная полумуфта 15 и боковые полумуфты 19 разомкнуты, и усилие пружин 18 воспринимается винтами 17.

При износе накладок 5 происходит сближение стоек 2, ослабление замыкающих пружин 14 и замыкание центральной полумуфты 15 с боковыми полумуфтами 19.

В процессе компенсации износа накладок 5 и усилия замыкающей пружины

14 происходит поворот реэьбовых втулок 12 вместе с опорными роликами

21 относительно продольной оси. При замыкании тормоза клин 8 вместе с центральной полумуфтой 15 возвращается в исходное положение и штифты

22, взаимодействуя с секторными пазами колец 20, возвращают опорные ролики 21 в исходное положение.

Предложенная конструкция позволяет повысить надежность работы тормоза, так как узел для компенсации износа накладок и. изменения усилия замыкающей пружины выполнен в виде единого механизма, легко поддается герметизации, удобен для осмотра, является менее нагруженным в силовом отношении.

Формула изобретения

1. Дисково-колодочный тормоз, содержащий основание с двумя шарнирно закрепленными на нем стойками, несущими колодки с фрикционными накладками, две замыкающие пружины и привод, связанный рычажной системой с клиновым размыкающим устройством, включающим ролики, взаимодействующие с клином, а также с регулирующими устройствами для компенсации износа накладок и для изменения усилия замыкающих пружин, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью повышения надежности и удобства эксплуатации, регулирующие устройства выполнены в виде двух обойм с внутренней реэьбовой поверхностью, шарнирно установленных на свободных концах стоек, ввернутых в обоймы реэьбовых втулок, связанных с роликом клинового раэмыкающего устройства, и свободно установленных на оси, а также в виде фрикционной муфты, центральная полумуфта которой установлена на оси и жестко связана с клином клинового размыкающего устройства, а две боковые полумуфты установлены на оси с возможностью осевого перемещения, подпружинены к центральной полумуфте и жестко связаны с реэьбовымн втулками, при этом последние поджаты упомянутыми замыкающими пружинами, которые закреплены на концах оси.

2. Дисково-колодочный тормоз по п.1, отличающийся тем, что узел соединения каждой резьбовой втулки с роликом выполнен в виде кольца, жестко соединенного с резь775467

4-4

Фиг,2 бовой втулкой, имеющего элементы для крепления роликов и торцовые секторные пазы, при этом каждая боковая полумуфта снабжена штифтами, концы которых размещены в секторных пазах кольца.

М

775467

Б-Е

В-В

20 фигХ

Составитель И.Антипова

Техред А.Ач Корректор О.Билак

Редактор Н.Суханова

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 7698/49 Тираж 1095 Подписное

ВНИИПИ Гдсударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1130 35, Москва, Ж-35, Раушская наб ., д. 4/5