Контактная система высоковольтного выключателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз. Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 1812?8 (2I) 2696406/24-0? с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 30.10.80. Бюллетень М 40
Дата опубликования описания 311080 р1)М, КЛ.3
Н 01" Н 33j?4
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621 316 .54(088.8)" (72) Авторы изобретения
О. Б. Воловик, С. С. Гутнер, М. Ш. Кашкет, Н. Н. Николаев, В. E. Решетников, Ю. В. Табачков и Ф. Б. Тихомиров (71) Заявитель (54} КОНТАКТНАЯ CHCTEMA ВЫСОКОВОЛЬТНОГО
ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ
Изобретение относится к электроаппаратостроению в частности к кон тактным системам высоковольтных выключателей на большие номинальные то- g ки.
Известна контактная система высоковольтного выключателя на большие номинальные токи, содержащая расположенные концентрично внутри реэервуа- 1О ра дугогасительную и главную контактные системы, подвижные контакты которой выполнены из нескольких параллельно соединенных и симметрично расположенных швеллерообразных шин, раэмыкающихся во внешние стороны, причем каждая шина снабжена двумя подпружиненными искрогасительными контактами, расположенными по краям зоны контактирования шины.
Искрогасительные контакты (1(могут быть выполнены в виде одноплечих жестко снязанных между собой рычагов . устанонленных снаружи боковых полок швеллера на оси, проходящей через эти полки.
Такие подвижные контакты сложны по конструкции и имеют увеличенные размеры вследствие того, что искрогасительные контакты расположены вне шины по ее бокам.
Механическая прочность такого контакта при включении работающего на
1 изгиб невысока, так как последний для аппаратов на большие номинальные токи изготавливается из меди, которой свойственна высокая пластичность. Это обстоятельство вызывает деформацию шины при многократных включениях и тем самым ограничивает эксплуатационный ресурс выключателя.
Искрогасительные контакты (2 могут быть также выполнены в виде днуплечих рычагов, закрепленных внутри швеллера на плавающей оси, проходящей через боковые полки, при этом одно плечо рычага проходит в отверстие в средней полке, а другое опирается на ее внутреннюю поверхность.
Механическая прочность такого контакта невысока по тем же причинам, что и у аналога. Кроме того, конструкция контакта сложна, так как требует наличия на конце шины двух фигурных подпружиненных контактов.
Целью изобретения является поныШение механической прочности и упро775776 щение конструкции подвижного контакта.
Это достигается тем, что в КоН тактной системе выключателя, содержащей расположенный внутри контактной швеллерообразной шины искрогасительный фигурный подпружиненный контакт, один конец которого в отключенном положении выходит эа наружную поверхность средней полки шины, а второй опирается на ее внутреннюю поверхность, этот контакт расположен по оси швеллерообразной шины, а пружина выполнена в виде П-образной скобы, один конец которой опирается на искрогасительный контакт, образуя плечи контакта таким образом, что на внутреннюю по- 15 верхность шины опирается меньшее плечо контакта, а второй конец скобы опирается в зоне контактирования противоположного конца шины на внутреннюю поверхность полки швеллера не- 20 посредственно (в случае поворотного движения подвижного контакта или через такой же дополнительный искрогасительный контакт (в случае поступательного перемещения подвижного кон- такта)в направлении, перпендикулярном к контактной поверхности шины) при этом средняя часть пружины имеет упор на ось, проходящую через отверстия в боковых полках швеллера.
Средняя полка шины может быть выполнена с проемом на торце, ограничивающем боковое смещение искрогасительного контакта.
На фиг. 1 приведен пример выполнения контактной системы с одним искрогасительным контактом упри пово . ротном движении шин),на фиг..2 — вид по стрелке A на фиг. 1; на фиг. 3 контактная система с дополнительным искрогасительным контактом (при ф» поступательном движении шин).
Контактная система, изображенная на фиг. 1 и 2, содержит неподвижные контакты 1 и 2 со стойкой 3 и подвижный контакт в виде швеллерообразной шины 4, закрепленный на стойке
3 контакта 2 посредством оси 5. Подвижный контакт включает в себя Побразную пружинную скобу б, один конец которой опирается на внутреннюю поверхность средней полки шины в зоне контактирования с контактом
2, а другой конец — в искрогасительный контакт 7 таким образом, что на внутреннюю поверхность полки шины 4 опирается меньшее плечо контакта 7.
Натяг пружинной скобы б обеспечивается посредством оси 8, проходящей через шлицеобразные отверстия в средней части боковых полок шины 4.
Шина выполнена с проемом 9 на ее тор- д» це, ограничивающим боковое смещение контакта 7.
Контакт приводится в движение посредством тяги (направление движения показано стрелкой) П-образная пружинная скоба б, обладающая .большей жесткостью по сравнению с медной шиной 4, передает при включении давление на полку шины в зонах ее контактирования с неподвижными контактами, таким образом, шина разгружена от усилий, передаваемых тягой 10,и на изгиб не работает.
Разделение контакта 7 на плечи таким образом, что на внутреннюю поверхность полки швеллера опирается меньшее плечо, обеспечивает ход искрогасительного контакта в несколько миллиметров (до уровня наружной поверхности этой полки во включенном положении ) при незначительном рабочем прогибе пружинной скобы б.
Контактная система, показанная на фиг. 3, состоит иэ неподвижных контактов 1 и 2 и подвижного контакта в виде шины 4, содержащего кроме искрогасительного контакта 7 дополнительный искрогасительный контакт 11, подпружиненный П-образной скобой 6 посредством оси 8 таким же образом, как и контакт 7. Подвижный контакт приводится в движение посредством изоляционной тяги 10 {направление движения показано стрелкой)
При отключении вначале размыкаются контакты 1 и 4(либо 1,2 и 4 во втором случае) Искрогасительный контакт 7 и контакт 1(или соответсотвенно во втором случае 1 и 7 и 11) остаются замкнутыми под действием
П-образной пружинной скобы 6, при этом происходит сброс тока в искрогасительный контакт. После захвата полкой швеллера шины 4 контакта 7 контакты 7 и 1 размыкаются, на них возникает коммутационная дуга.
Аналогично размыкаются контакты
11 и 2.
При включении замыкаются сначала искрогасительные контакты, а затем подвижный контакт — шина 4.
Контактная система позволяет повысить механическую прочность подвижного контакта эа счет применения Побразной пружины, одновременно использованной для создания давления на искрогасительный контакт и упростить конструкцию за счет сокращения числа искрогасительных контактов вдвое, а также ликвидации Индивидуальных пружин этих контактов.
Формула изобретения
1. Контактная система высоковольтного выключателя на большие номинальные токи, содержащая неподвижные и подвижные контакты, выполненные из параллельно соединенных и симметрично расположенных контактных швеллерообразных шин, размыкающихся во внешние стороны, Каждая иэ которых снабжена расположенным внутповерхност л ственн ь пол лки швелле иск но или чер еэ допо ера непосредрогасительный лнительный ср
ы контах
РУ едняя часть т, при это м дящую через отве и
2. еллерообразной
Контактная с о т л и ч я система по п. с ч ающа яс п. 1, редняя полк ка шины с я тем чт мом на то выполнена с ч о бок
Рое
О Р ЬНОГО
Источники и принятые информации
1. во внимани и
Ри экспертизе е и и видетельство С
33/74 1977
582928
2. Авторское - свидет заявке 9 25
CP
Н 01 Н 33/74, 1977.
775776
Ри швеллерооб а жиненным разного про „
ым фигурным и к иля подпруконтактом Од искрогасительн
Отключеынбм к ДИН КОНЕ ц котоРого положении в шве ружную повер рхность с и выходит з а наеллера а д редней полки другой р нос и щ я с я ТеМ щ а я отл прощения ко истр к что, с цел и ью ской прочности
ышения нтакта, иск подвижного расположен по рогасит ельный контак н по оси швелле нтакт а пружина рообразной разной скобы о на в виде Попи рается на иск о один из ко нцов которой образу я плечи ко крогасительный контакт зом, что на итак та так им об
О на внутреннюю обрата ны опирает ся меньшее п поверхнос ть в зо а второй к конец скобы плечо конта аконе контак
ы опираетс ложного ко тиро ан нца шины на ия противо опона внутреннюю
775776
Зиад 4
Риъ.2 @|с@. 3
Составитель В. Попова
Редактор В- Левятов Техред M.Петко Корректор M. Шароши
Закаэ 7775/64 Тираж 844 Подписное
ВЫИИПК Государственного комитета СССР по делам нэобретений и открытий
113035Ä Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,