Устройство для управления буксируемым подводным объектом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1.УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ БУКСИРУЕМЫМ ПОДВОДНЫМ ОБЪЕКТОМ, содержащее буксирный трос, коренной конец которого связан с надводным плавучим средством, а ходовой конец - с буксируемым подводным объектом, о тличающееся тем, что, с целью повышения эффективности использования , оно снабжено механизмом вращения буксирного троса, смонтированным на надводном плавучем средстве и связангным с коренным концом буксирного троса , и вертлюгом, посредством которого ходовой конец буксирного троса соединен с буксируемым подводным объектом , а буксирный трос выполнен из otдельных связанных между собой элементов разного диаметра. 2. Устройство по П.1, отличающееся тем, что механизм вращения буксирного троса содержит цилиндрический корпус, выполненный с возможностью вращения вокруг своей оси и включающий две группы кулачков, причем кулачки одной группы выполнены подпружиненными, кулачки другой группы содержат втулочный фиксатор, а элементы буксирного троса связаны между собой посредствомвертлюгов, выполненных сопрягаемыми с кулачками. СП О чЗ ф
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН („)SU(») 77
yg< В 63 В»/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2769075/27-11 (22) 21.05.79 (46) 15. 06.87. Бюл. Р 22 (71) Специальное экспериментальноконструкторское бюро промышленного рыболовства (72) В,Г.Перевощиков и В.А.Белов (53) 629. 12.013(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 458961, кл. А 01 К 73/06, 18.04.72, (54) (57) 1.УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
БУКСИРУЕМЫМ ПОДВОДНЫМ ОБЪЕКТОМ, содержащее буксирный трос, коренной конец которого связан с надводным плавучим средством, а ходовой конец — с буксируемым подводным объектом, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности использования, оно снабжено механизмом вращения буксирного троса, смонтированным на надводном плавучем средстве и связанным с коренным концом буксирного тро" са, и вертлюгом, посредством которого ходовой конец буксирного троса соединен с буксируемым подводным объектом, а буксирный трос выполнен из o1 дельных связанных между собой элементов разного диаметра.
2. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что механизм враще" ния буксирного троса содержит цилиндрический корпус, выполненный с возможностью вращения вокруг своей оси и включающий две группы кулачков, причем кулачки одной группы выполнены подпружиненными, кулачки другой груп- ф пы содержат втулочный фиксатор, а элементы буксирного троса связаны между собой посредством вертлюгов, выполненных сопрягаемыми с кулачками.
775974
Изобретение относится к средствам дистанционного управления, в частности к устройствам для управления буксируемыми подводными объектами.
Известно устройство для управления буксируемым подводным объектом,,со— держащее буксирный трос, коренной конец которого связан с надводным плавучим средством, а ходовой конец — с буксируемым подводным объектом.
Однако такое устройство малоэффективно при использовании.
Цель изобретения — повышение эффективности использования устройства для управления буксируемым подводным 15 объектом.
Поставленная цель достигается тем, что устройство для управления буксируемым подводным объектом снабжено механизмом вращения буксирного троса, 20 смонтированным на надводном плавучем средстве и связанным с коренным концом буксирного троса, и вертлюгом, .посредством которого ходовой конец буксирного троса соединен с буксиру—
25 емым подводным объектом,а буксирныйтрос выполнен из отдельных связанныхмежду собой элементов разного диаметра.
Механизм вращения буксирного тро- 30 са содержит цилиндрический корпус, выполненный с возможностью вращения вокруг своей оси и включающий две группы кулачков, причем кулачки одной группы выполнены подпружиненными, кулачки другой группы содержат втулочный фиксатор, а элементы буксирного троса связаны между собой посредством вертлюгов, выполненных сопрягаемыми с кулачками. 40
На фиг.1 изображена схема буксировки подводного аппарата, на фиг.2— схема буксировки трала, на фиг.3— механизм вращения буксирного троса, на фиг.4 — узел I на фиг.3 разрез," на фиг.5 — узел Х? на фиг.2, разрез, на фиг.6 — узел III на фиг.2, разрез.
Устройство для управления буксируемым подводным объектом 1, например подводным аппаратом, смонтировано на надводном плавучем средстве 2, например судне, и содержит буксирный трос 3, механизм вращения 4, смонтированный на судне 2, вертлюг 5, посредством которого трос 3 связан с объектом 1.
Пунктирной линией на фиг.1 показано положение подводного объекта при вращении буксирного троса 3.
Для буксировки рыболовного трала
6 функцию буксирного троса выполняют ваеры 7 и 8, связанные с верхней 9 и нижней 10 подборами.
Ваеры 7 и 8 могут иметь утолщенные участки 11 и 12, которые целесообразно расположить ближе к крыльям трала 6.
Механизм вращения 4 шарнирно смонтирован на корме судна 2 на поворотной опоре 13 и содержит цилиндрический корпус 14, связанный посредством шестерни 15 с приводом (на чертеже не показан). В корпусе 14 .в соответствующих вырезах шарнирно смонтированы две группы кулачков 16 и 17. Кулачки 16 поджаты пружинами 18, а кулачки 17 снабжены втулочным фиксатором 19, который связан с кулачками
16 и имеет возможность поступательного перемещения относительно корпуса 14.
Буксирный трос 3, ваеры 7 и 8, а так,же подборы 9 и 10 состоят из участков. Участки троса 3 и ваеров 7, 8 соединены между собой вертлюгами
20, а участки подбор 9 и 10 — валиками 21, которые смонтированы в подшипниковых муфтах 22, закрепленных на посадочных тросах 23.
Ваеры 7 и 8 соединены с подборами
9 и 10 посредством тройников 24, при этом ваер 7 связан с нижней подборой
10, а ваер 8 — с верхней подборой 9 посредством карданных шарниров 25, Устройство работает следующим образом.
Принцип действия управляющих сил, воздействующих на буксируемый подводный объект, основан на использовании
"эффекта Магнуса, сущность которого заключается в возникновении боковой силы, действующей на вращающийся вокруг своей оси цилиндр, помещенный в поток. При вращении буксирного троса 3 вокруг своей оси в процессе буксировки подводного объекта 1 возникает блоковая сила, направление которой зависит от направления вращения троса 3 и направления буксировки объекта 1, а величина — от скорости вращения и диаметра троса 3 °
Участки троса 3 или ваеров 7 и 8 имеют определенную длину, поэтому их вытравленная длина и соответственно горизонт хода подводного аппарата 1 или трала 6 изменяется дискретно в зависимости от длины упомянутых уча77597 стков. Горизонт хода в пределах одного участка можно изменять известными способами.
Работа механизма вращения 4 осуществляется, когда вертлюг 20 раэме- 5 щен в механизме, как показано на фиг.4.
Перед входом вертлюга 20 в механизм 4 кулачки 16 вместе с фиксатором
19 находятся в положении, показанном 10 пунктирной линией. Далее вертлюг упирается в кулачки 16 и смещает их вместе с фиксатором в сторону вытравливания, при этом кулачки 17 жестко фиксируются. Затем вертлюг 20> отжи- 15 мая кулачки 16, проходит последние, упирается в кулачки 17 и таким образом фиксируется в механизме 4. После этого включается привод механизма 4
4 4 и вращения через шестерню 15, корпус
14 и кулачки 17 передаются на полумуфту вертлюга 20 и соответственно на трос 3.
При необходимости дотравить трос
3 его сначала немного подбирают, сдвигая фиксатор 19 в переднее положение и освобождая кулачки 17, а затем вытравливают на нужную длину, Правый ваер 8 связан с верхней подборой 9, как показано на фиг,2 и
5, а левый ваер 7 — соответственно с нижней подборой 10. Поэтому при оп" ределенном вращении ваера 8 действу1 ющая на него сила направлена вправо, а сила, действующая на верхнюю под.бору, направлена вверх. Аналогично ваер 7 увлекается влево, а нижняя подбора 10 — вниз.
775974
Редактор О.Филиппова
Техред M.Ìîðãåíòàë
Корректор M Äåì÷èê
Заказ 2683/2
Тираж 408 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
133035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4)5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. ужгород, ул. Проектная, 4