Механизм коленчато-рычажного напора экскаватора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
н1777I55
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.05.78 (21) 2610406/29-03 с присоединением заявки № (51) М. Кл.з
Е 02F 3/42 (43) Опубликовано 07.11.80. Бюллетень № 41 (45) Дата опубликования описания 07.11.80 (53) УДК 621.879.38 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения
М. А. Сазанович (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ КОЛЕНЧАТО-РЫЧА)КНОГО
НАПОРА ЭКСКАВАТОРА
ГосУдарственный комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к области экскаваторостроения, в частности к вскрышным экскаваторам с прямой лопатой, имеющим рабочее оборудование с механизмом коленчато-рычажного напора, 5
Известен экскаватор, включающий напорный механизм с балансиром, рукоять с ковшом, которая соединена посредством траверсы с балансиром и напорными балками, перемещаемыми в седловых подшип- 10 никах и соединенными между собой жестким валом через реечную передачу (1).
Недостатком известного механизма напора является значительные габариты и масса привода для экскаваторов с большим 15 объемом ковша и радиуса черпания.
Известен механизм коленчато-рычажного напора с приводом канатно-блочного щита и устройством для включения тормоза в случае обрыва каната, которое выполнено 20 в виде планок, жестко закрепленных на обводных блоках и взаимодействующих с конечными выключателями, при срабатывании которых включается тормоз на валу реечной передачи и стопорятся напорные балки (2).
Недостатком устройства для включения тормоза является его недостаточная надежность, например, в случае обрыва каната одновременно в двух местах, 30
I, !
2
Цель изобретения повышение йадежности путем обеспечения срабатывания тормоза при обрыве каната в любом месте.
Достигается это тем, что уравнительный участок снабжен механизмом его принудительного перемещения при обрыве каната, установленным с возможностью взаимодействия с датчиком аварийного включения тормоза, при этом механизм принудительного перемещения выполнен в виде ползуна, один конец которого соединен с уравнительным участком, а другой — с подвижным грузом, взаимодействующим с тормозом напорных балок.
На фиг. 1 изображена схема механизма коленчато-рычажного напора; на фиг. 2— схема устройства включения тормоза напорных балок.
Рабочее оборудование экскаватора с коленчато-рычажным напором состоит из рукоятки 1 с жестко закрепленным на ней ковшом 2, соединенной посредством вертикального шарнира 3 и канатных оттяжек 4 с траверсой 5. Траверса 5 закреплена на балансире 6 в шарнирных опорах 7, к балансиру 6 шарнирно присоединены напорные балки 8. Напорные балки 8 через жестко прикрепленные к ним снизу зубчатые рейки 9 опираются на вал-шестерни 10, установленные в седловых подшипниках 1!.
777155
Вал-шестерни 10 соединены между собой жестким валом 12, на котором установлены многодисковые фрикционные тормоза 13.
Привод перемещения напорных балок 8 осуществляется напорной лебедкой 14 через канатные полиспасты 15 и 16, причем с помощью полиспаста 15 осуществляется движение напорных балок на экскаватор, т. е.
«на себя», а с помощью полиспаста 16 — от экскаватора, т. е. «от себя». В каждом полиспасте 15 и 16 между блоками 17 и 18 образованы неподвижные уравнительные части 19 и 20 полиспастов напора. Неподвижные части 20 каната полиспаста напора
«на себя» пропущены через овальное отверстие ползуна 21, размещенного в направляющих 22. Второй конец ползуна 21 соединен посредством канатика 23 с грузом 24, размещенным в направляющих 25. Груз 24 опирается на плечо собачки 26, шарнирно закрепленной в кронштейне 27 и подпружиненной пружиной 28. Второе плечо собачки
26 взаимодействует с храповым колесом 29 тормоза 13.
При перемещении ковша 2 «на себя» крутящий момент от лебедки 14 передается на полиспаст 15, троссы которого находятся постоянно в натянутом состоянии. При наматывании каната на барабаны лебедки 14 напорные балки перемещаются в седловых подшипниках 11. Рейки 9, прикрепленные к напорным балкам 8, заставляют вращаться вал-шестерни 10 и соответственно вал 12 с многодисковыми фрикционными тормозами
13, причем собачка 30 выведена из контакта с храповым колесом 29 тормоза 13.
Тормоз 13 осуществляет два вида торможения: нормальное (при остановке экскаватора или внезапном отключении электроэнергии) и аварийное (при разрыве каната полиспаста напора «на себя»), При нормальном торможении стопором является собачка 30, шарнирно закрепленная в кронштейне 31. Пружина 32 постоянно удерживает собачку 30 в зацеплении с храповым колесом 29 тормоза 13. Растормаживание происходит при выводе собачки 30 из зацепления с храповым колесом
29 пневмоцилиндром 33.
При обрыве каната полиспаста 15 одновременно в двух местах (например, в точках А) исчезает нагрузка в канатах, груз
24, удерживаемый до обрыва уравнительной частью каната 20 через овальное отверстие в ползуне 22 в неподвижном состоянии, начинает перемещаться в направляющих 25, сжимает пружину 28 и вводит в зацепление с храповым колесом 29 собачку 26. Таким образом включается тормоз 13, затормаживающий вращение вал-шестерен 10, и напорные балки 8 остаются в неподвижном
1р состоянии. После устранения аварии и замены канатов полиспастов груз 24 устанавливается в исходное положение и система аварийной остановки напорных балок готова к работе.
15 Применение изобретения обеспечивает повышение надежности работы механизма коленчато-рычажного напора экскаватора, предохраняет от разрушения его рабочее оборудование при обрыве каната напорного механизма.
Формула изобретения
1. Механизм коленчато-рычажного напора
25 экскаватора, включающий балансир с напорными балками, перемещаемыми посредством канатно-блочной системы с уравнительным участком, и датчики аварийного включения тормоза напорных балок, о тл и30 чающий ся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения срабатывания тормоза при обрыве каната в любом месте, уравнительный участок снабжен механизмом его принудительного перемещеЗ5 ния при обрыве каната, установленным с возможностью взаимодействия с датчиком аварийного включения тормоза.
2. Механизм по п. 1, отл и ч а ю щи и с я тем, что механизм принудительного переме4О щения уравнительного участка выполнен в виде ползуна, один конец которого соединен с уравнительным участком, а другой— с подвижным грузом, взаимодействующим с тормозом напорных балок.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 334334, кл. Е 02F 3/42, 1966.
2. Экскаваторы для открытых горных работ. Каталог 18 4 77, М., НИИИнформтяжмаш, 1977, с. 9.