Маховичный накопитель энергии

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

и п а с е

+" Йлчро м,мс, СПИ

ИЗОБРЕТЕНИЯ (i i! 777283

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.12.78 (21) 2705998/25-28 с присоединением заявки № (51) М. Кл.

F 16F 15/30

Государственный комитет (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.11.80. Бюллетень № 41 (53) УДК 621.8,031. .4 (088.8) (45) Дата опубликования описания 07.11.80 по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

В. А. Зябрев, В. В. Мишин, Г. Я, Палант, К. В. Селезнев, В. Д. Тимошкин и П. С. Шахтарь

Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени горный институт имени Артема (71) Заявитель (54) МАХОВИЧНЫЙ НАКОПИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к инерционным двигателям и может быть использовано в двигателях с маховиками.

Известен инерционный двигатель с расположенным в вакуумированном кожухе маховиком, содержащим выходной вал, узлы герметизации и механизм включения муфты:. (1) .

Недостатком этого инерционного двига- >0 теля является сложность узла герметизации и механизма включения муфты.

Известен маховичный накопитель энергии, содержащий вал и установленный на нем аккумулирующий элемент в виде пос- 15 ледовательно размещенных дисков (2).

Диски выполнены из эластичного упругого материала, а края их центральных отверстий жестко зафиксированы на валу. Это устройство является наиболее близким к 20 изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком известного устройства является то, что для его разгона требуется много времени, а следовательно, и повы- 25 шенного расхода энергии, так как все диски одновременно разгоняются от определенной угловой скорости.

Целью изобретения является сокращение времени разгона. 30

Указанная цель достигается тем, что один из крайних дисков жестко установлен на валу, накопитель снабжен последовательно установленными на валу муфтами свободного хода, каждый последующий диск, имеющий внутренние фрикционные поверхности, жестко связан со звездочкой соответствующей муфты свободного хода, а каждый диск, кроме второго крайнего, снабжен подпружиненным в направлении вала грузом с фрикционными накладками, который установлен в диске с возможностью перемещения в направлении к фрикционной поверхности последующего диска, На фиг. 1 представлен продольный разрез накопителя; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1.

Маховичный накопитель энергии содержит вал 1 и установленный на нем аккумулирующий элемент в виде последовательно размещенных дисков 2, 3 и 4. Один из крайних дисков, например, диск 2 жестко установлен на валу 1 с помощью шлицевого соединения 5. Накопитель снабжен последовательно установленными на валу 1 муфтами 6 и 7 свободного хода. Каждый последующий диск 3 и 4, имеющий внутренние фрикционные поверхности 8, 9, жестко связан с соответствующей звездочкой 10, 83 ных дисков осуществляется последовательно, аналогично включению диска 2.

Последовательное включение дисков обеспечивает меньшую неравномерность работы двигателя, позволяет использовать для разгона часть накопленной кинетической энергии предыдущими дисками, а уменьшение моментов инерции за счет разделения маховика на диски снижает динамические нагрузки на детали передачи и подшипниковые узлы.

Маховичный накопитель энергии, содержащий вал и установленный на нем аккумулирующий элемент в виде последовательно размещенных дисков, отличаюшийся тем, что, с целью сокращения времени разгона, один из крайних дисков жестко установлен на валу, накопитель снабжен последовательно установленными на валу муфтами свободного хода, каждый последующий диск, имеющий внутренние фрикционные поверхности, жестко связан со звездочкой соответствующей муфты свободного хода, а каждый диск, кроме второго крайнего, снабжен подпружиненным в направлении вала грузом с фрикционными накладками, который установлен в диске с возможностью перемещения в направлении к фрикционной поверхности последующего диска.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 565113, кл. F 16Н 33/08, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР № 431343, кл. F 16F 15/30, 1971 (прототип).

А-А

ФЬг.!

Тираж 1095 Подписное

НПО «Поиск» Заказ 2544/12 Изд. № 571

Типография, пр, Сапунова, 2. ЭФФ

1 Ю

7772

11 муфты 6 или 7 соответственно. Каждый диск 2, 3, кроме второго крайнего 4, снабжен подпружиненным в направлении вала грузом 12, 13 с фрикционными накладками

14, 15. Грузы 12, 13 установлены в диске

3 и 4 соответственно с возможностью перемещения в направлении к соответствующей фрикционной поверхности 8 и 9 последующего диска 3 и 4. Грузы 12 и 13 установлены на диске 2 и 3 с возможностью пово- 10 рота на осях 16 и 17 соответственно. Обоймы 18 и 19 жестко установлены на валу 1 и взаимодействуют с соответствующей звездочкой 10 и 11 посредством роликов 20 и 21. 15

Маховичный накопитель энергии работает следующим образом.

От двигателя (на чертеже не показан) крутящий момент передается на связанный с ним вал 1 и далее на диск 2, жестко соединенный с валом 1 с помощью шлицевого соединения 5. После достижения диском 2 заданной угловой скорости на груз 12 действует центробежная сила, которая поворачивает его на оси 16 и прижимает к поверхности 8 фрикционной накладкой 14. Между указанной поверхностью 8 и фрикционной накладкой 14 возникают силы трения, с помощью которых приводится во вращение диск 3. Вследствие различия угловых скоростей звездочки 10 и муфты 6 при снятии мощности на валу 1, когда угловая скорость звездочки 10 больше, чем угловая скорость муфты 6, происходит расклинивание роликами 20 звездочки 10 с жестко связанным З5 с ней диском 3 и муфты 6. С этого момента положение груза 12 не влияет на непрерывность и направление передаваемого вращающего момента. Включение осталь/

Формула изобретения