Механизм для преобразования вращательного движения в возвратновращательное
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е <»>777288
ИЗОБРЕТЕН Ия
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.01.78 (21) 2567422/25-28 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.11.80. Бюллетень № 41 (45) Дата опубликования описания 06.05.81 (51) М.Ел.з Г 16 Н 31/00
Государственный комитет по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.833.6 (088.8) (72) Авторы изобретения
М. И. Литвинов, Е. В. Гаретин, А. Т. Серостанов и Н. И. Круглиевская (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
В ВОЗВРАТНО-ВРАЩАТЕЛЬНОЕ
Изобретение относится к машиностроепию, а именно к автоматическим самоуправляющимся механизмам, и может оыть . спользовано в автоматических и полуавтоматических устройствах для получения периодически повторяющегося вращательного движения, например, в сверлильных автоматах.
Известен механизм, в котором для получения обратного 6ращеййя исттользована муфта обгона, с самостоятельнымй отдельными приводами прямого и обратного враьцс ия j 1).
В известном механизме для получения возвратно-вращательного движения ведомого вала требуется отдельный самостоятельный привод, передающий механизм, например зубчатый редуктор. Изменение скорости обратного вращения возможно осуществить только заменой привода или дета"«cA редуктора. При малой угловой скорости обратного вращения нужен громоздкий редуктор, например червячный, с перекрещивающимися осями, а при необходимости большой скоростй обратного вращения и небольшом, например до 180, угле обратного вращения должно быть включено в кинематическую схему тормозное устройство.
Наиболее близким по своей технической сущности к изобретению яьляется механизм для преобразования вращательного движения в возвратно-вращательное, содержащий корпус, расположенные в нем ведущее звено, ведомое звено и кинематически связывающее их промежуточное звено, включающее рычаг с грузом Г2).
В этом механизме вращательное движение ведущего звена преобразуется в возгратно-вращательное движение ведомого, кинематически связанного с ведущим посредством промежуточного звена. Ведущим звеном является вал с жестко закрепленным
15 на конце диском, на торце которого выполнен паз заданной формы. Ведомым является вал двуплечего рычага, на одном конце которого шарнирно установлен ролик, соединенный с пазом. При вращении диска ро20 лик перемещается по пазу, а рычаг совершает колебательные движения вместе с валом, и таким образом вал рычага совершает возвратно-вращательное движение. На втором конце рычага установлен груз с возможностью перемещения вдоль оси рычага. Перестановкой груза регулируют скорость вращения рычага в период прохождения расширенного участка паза.
Недостатком этого механизма является
ЗО . то, что в нем возвратно-вращательное дви
777288
65 жение может быть получено на дополнительном валу, несоосном ведущему, что увеличивает габариты механизма, Скорость
>-.рямого и ооратного вращения обусловлены характером кривой паза и не может быть изменена без замены ведущей детали диска с пазом. Действие рычага с грузом ограничено только зоной расширенного участка паза.
Целью изобретения является уменьшение габаритов механизма.
Это достигается тем, что в механизме для преобразования вращательного движения в возвратно-вращательное, содержащем корт ус, расположенные в нем ведущее звено, ведомое звено и кинематпчески связывающее их проме>куточное звено, включающее рычаг с грузом, ведущее звено выполнено в виде обоймы, ведомое звено — в виде расголоженного соосно обойме вала с жестко установленной на нем звездочкой с, заклиннвающими и упорными поверхностями, промежуточное звено — в виде расположен. ной соосно ведомому звену ступицы с выступами на ее торце, механизм снабжен жестко связанным со ступицей и имеющим груз дополнительным рычагом и роликами, каждый нз которых размещен между внутренней поверхностью обоймы и соответствующим заклинивающей и упорной поверхностями и взаимодействует с соответствующим выступом ступицы, а корпус снабжен упорами, расположенными в плоскости вращения рычага ступицы и взаимодействующими с ним при
Кроме того, упор, взаимодействующий с рычагом звездочки, подпружинен в направлении этого рычага.
На фиг. 1 представлен общий вид механизма в разрезе; на фиг. 2 — сечение А — А фиг. 1; на фиг. 3 — вид Б фиг. 1; на фиг.
4 — механизм в конце прямого хода ведомого звена в момент выключения механизма; на фиг. 5 — — то >ке, в конце обратного хода ведомого звена; на фиг. 6 — то же, в момент включения механизма на прямой ход ведомого звена.
Механизм содержит корпус 1, расположенные в нем ведущее звено в виде обоймы 2, ведомое звено в виде расположенного соосно обойме 2 вала 8 с жестко установленной на нем звездочкой 4, имеющей жестко связанный с ней рычаг 5 с грузом б, заклинивающие и упорные поверхности 7 и
8, промежуточное звено,"кинематически связывающее ведущее и ведомое звенья, в виде расположенной соосно ведомому звену стуйицы 9 с выступами 10 на ее торце 11.
Мсханизм снабжен жестко связанным со ступицей 9 и имеющим груз 12 дополнительным рычагом 18 и роликами 14, каждый из которых размещен между внутренней
J0
55 поверхностью 15 обоймы 2 и соответствующими заклинпвающей и упорной поверхносчями 7 и 8 ьзаимодействует с соответствующими выступами 10 ступицы 9. Корпус 1 снабжен упорами 1б и 17, расположенными в плоскости вращения рычага 18 ступицы
9 и взаимод=иствующими с ним при его прямом и обратном ходе, и упором 18, располо>кенным в плоскости вращения рычага 5 звездочки 4 и взаимодействующим с ним.
Упор 18, взаимодействующий с рычагом
5 звездочки 4, подпружинен с помощью упругого элемснта в виде пружины 19 в направлении рычага 5. Упор 18 снабжен регу.чировочными болтами 20.
Механизм работает следующим образом.
Обойма 2 вращается от привода (не показан) со скоростью о>1 (см. фиг. 2), При заклиненных роликах 14 звездочка 4 с валом 8 и рычагом 5 вращается с той же скоростью еь преодолевая момент от груза б.
Заклиненные ролики 14 толкают выступы
1О ступицы 9, преодолевая сопротивление момента от груза 12 на рычаге 18. Достигнув упора 1б (см. фиг. 4), рычаг 18 останавливается, расклинивая ролики 14, рычаг 5 год действием груза б вращает вал 8 в обратном направлении со скоростью о . При этом момент груза 12 поддерживает ролики 14 в расклиненном состоянии в продолжение всего обратного хода. Достигнув при обратном вращении упора 17, рычаг 18 останавливается (см. фиг. 5), а вал 8 с рычагом 5 продолжает обратное вращение в пределах угла проскальзывания звездочки
4 относительно обоймы 2, что способствует заклиниванию роликов 14 и началу прямого вращения вала 8 (фиг. 6). Для снижения инерционных нагрузок при включении прямого вращения вала 8 упор 18 установлен г таком положении, что рычаг 5 предварительно сжимает пружину 19 до остановки рычага 18 в нижнем положении, а регулировочными болтами 20 упор 18 установлен в таком положении, что момент заклинивания роликов 14 совпадает с началом ра".жатия пружины 19, поэтому пружина 19 толкает рычаг 5 в направлении прямого вращения.
Конструкция механизма компактна и гроста в изготовлении, установка величины грямого и обратного хода в пределах до
180 меняется перестановкой упоров 1б, 17, 18 без замены деталей, и регулируется с большой точностью при износе деталей.
Формула изобретения
1. Механизм для преобразования вращательного движения в возвратно-вращательное содер>кащий корпус, располо>кенные в нем ведущее звено, ведомое звено и кпнематически связывающее их промежуточное звено, включающее рычаг с грузом, отличаюгцееся тем, что, с целью
777288 уменьшения габаритов, ведущее звено выполнено в виде обоймы, ведомое звено— в виде расположенного соосно обойме вала с жестко установленной на нем звездочкой с заклинивающими и упорными поверхностями, промежуточное звено — в виде расположенной соосно ведомому звену ступицы с выступами на ее торце, механизм снабжен жестко связанным со ступицей и имеюIILHM груз дополнительным рычагом и роли нами, каждый из которых размещен между внутренней поверхностью обоймы и соответствующими заклинивающей и упорной поверхностями и взаимодействует с соответствующим выступом ступицы, а корпус снабжен упорами, расположенными в плоскости вращения рычага ступицы и взаимодействующими с ним при его прямом и обратном ходе, и упором, расположенным в глоскости вращения рычага звездочки и взаймодействующим с ним.
2. Механизм по п. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что упор, взаимодействующий с рычагом звездочки, подпружинен в направлении этого рычага.
1О Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Кучер И. М. Металлорежущие станки. М., «Машиностроение», 1964, с. 271—
273.
15 2. Кожевников С. Н. и др. Механизмы, М., «Машиностроение», 1965, с. 338, рис. 4,73 (прототип).
777288
10!
Составитель В. Штукарев
Техред И. Заболотнова
Редактор И. Гохфельд
Корректор С. Файн
Заказ 424 360 Изд. № 293 Тираж I033 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»