Фара

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(1ц 777 34l

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21.06.78 (21) 2644668/24-12 с присоединением заявки № (23) Приоритет.— (51) М. Кл, F 21М 3/20

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 07.11.80. Бюллетень № 41 (53) УДК 629.11.018:

: 628.946 (088.8) (45) Дата опубликования описания 07.11.80 (72) Автор изобретения

С. А. Клюсов (71) Заявитель (54) ФАРА

11 -,:::.,,;, ..-

:.- т: и

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для освещения с борта летательного аппарата посадочных полос и рулежных дорожек аэродромов, кромки крыла и других целей. 5

Известна фара, содержащая узел крепления и регулирования несущего корпуса, внутри которого установлено основание с размещенными в нем источником света и отражателем, имеющее сферическую боко- 1р вую поверхность;(1).

Ы известной фазе центр узла крепления и регулирования несущего корпуса расположен на оси симметрии корпуса с источником света, приближен к его центру тяжести и имеет сферическую боковую поверхность, что позволило свести до минимума крутящие моменты.

К недостаткам фары относятся существенное уменьшение жесткости основания фары из-за наличия в нем пазов под втулки узлов крепления и, следовательно, увеличение вибрационных нагрузок на источнике света. Кроме того, фара имеет четыре узла крепления корпуса к основанию и два узла регулировки направления светового потока, что значительно усложняет конструкцию и обслуживание фары. При этом узлы регулировки выведены на установочную поверхность фары и доступ к ним должен быть предусмотрен в местах крепления на объектах.

Целью изобретения является повышение надежности в работе и упрощение обслуживания фары.

Поставленная цель достигается тем, что несущий корпус фары состоит из двух шарнирно соединенных створок, одна из которых имеет фиксирующую тягу, а другая— эксцентриковый замковый регулятор.

На фиг, 1 изображен общий вид фары; на фиг. 2 — вид А фиг. 1; на фиг. 3 — вид b фиг. 1.

Фара содержит несущий корпус, выполненный в виде двух шарнирно соединенных створок: створки 1, имеющей фиксирующую тягу 2, и створки 3 с эксцентриковым замковым регулятором, состоящим из эксцентрика 4 с болтом 5 и шайбой 6.

Створки с одной стороны соединены осью 7 и образуют шарнир первого ряда, с другой — фиксирующей тягой, насаженной на штифт 8, запрессованный в створку 1, и эксцентриковым замковым регулятором на створке 3.

Внутри несущего корпуса установленооснование 9 с размещенным в нем источником света 10 с отражателем.

Штифт 11, запрессованный в створку 3, проходит через отверстие в оси 7 посредине

777341 ее длины, закрепляя ось в створке, и выступает в паз 12 основания 9, ограничивая число степеней свободы шарового шарнира до двух, необходимых для регулирования направления светового потока: поворота в вертикальной плоскости и поворота в горизонтальной плоскости, перпендикулярной к оси штифта. Крепление фары на объекте осуществляется через резьбовые или гладкие отверстия под винты (болты) в днище основания.

Наружная боковая поверхность основания 9 и внутренние поверхности створок 1 и

3 выполнены сферическим радиусом одного номинала.

При состыковке основания со створками по сферическим поверхностям они образуют в зависимости от усилия поджатия створок к основанию шаровой шарнир или неподвижное соединение.

Усилие поджатия изменяет гарантированный зазор 13 между створками.

Отклонение направления светового потока от требуемого устраняют регулировкой фары, для чего при включенном источнике света. 10 ослабляют затяжку болта 5, поворотом эксцентрика 4 на увеличение расстояния между штифтом 8 и болтом ослабляют затяжку шарового шарнира, приложением моментных нагрузок к створке 3 со стороны источника света осуществляют поворот створок в горизонтальной и вертикальной плоскостях (последовательно или совмещенно) до требуемого направления светового потока, поворачивают эксцентрик на уменьшение расстояния между штифтом и болтом до затяжки шарового шарнира и за-ворачивают болт до упора. Изменение расс ояния между штифтом и болтом при повороте эксцентрика обеспечивается экс5 центриситетом поверхностей эксцентрика и соединением последнего посредством фиксирующей тяги 2 со штифтом, а изменение затяжки шарового шарнира при этом— жесткой связью штифта 8 со створкой 1, 10 болта со створкой 3 и шарнирным соединением створок с осью 7.

Предлагаемое изобретение упрощает конструкцию фары, повышает технологичность в изготовлении, удобство в обслуживании и

15 надежность в работе.

Формула изобретения

Фара преимущественно для самолетов, 20 содержащая узел крепления и регулирования несущего корпуса, внутри которого установлено основание с размещенным в нем источником света и отражателем, имеющее сферическую боковую поверхность, о т л и25 ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности в работе и упрощения обслуживания фары, несущий корпус состоит из двух шарнирно соединенных створок, одна из которых имеет фиксирующую тягу, а

3о другая — эксцентриковый замковый регулятор.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

35 Мю 339719, кл. F 21M 3/20, 1967 (прототип).

777341

Фиг 1

ВиРА

ВиРВ

Фиг, J тиа 2, Редактор Л. Волкова

Заказ 2707/8 Изд. № 585 Тираж 626 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Я !

12

Составитель Г. Винокурова

Техред А. Камышникова Корректор Г. Мазиева