Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(077777

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соеетских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 16.01.79 (21) 2729909/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.11.80. Бюллетень № 41 (45) Дата опубликования описания 07.11.80 (51) М, Кл.з

H 02К 1/20

Государственный комитат

СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.713 (088.8) (72) Авторы изобретения

Б. В. Спивак, Е. Х. Глидер, В. С. Кильдишев, В. Г. Ракогон, В. Ю. Аврух, Ю. И. Азбукин, Л. А. Дугинов, H. М. Портнов, Г. Г. Счастливый, Г. М. Федоренко и В. И. Смородин (71) Заявитель (54) СТАТО Р ЭЛ ЕКТРИ Ч ЕСКОИ МАШИ Н Ы

Изобретение относитс як электромашиностроению, а более конкретно к устройству статора синхронной машины, например турбогенератора.

Известна конструкция статора турбогенератора с шихтованным на продольных ребрах сердечником, установленным на торцах нажимными плитами и нажимными пальцами (1).

Известен также статор электрической машины, например турбогенератора, содержащий корпус с отсеками высокого и низкого давления охлаждающего газа, шихтован.ный на ребрах сердечник с нажимными плитами и гайками, установленными на концевых частях ребер, проходящих через отверстия в нажимных плитах, и расположенные между сердечником и плитами нажимные пальцы, установленные с зазором между собой (2). Однако в указанной конструкции охлаждение концевой зоны сердечника статора решается только для тех случаев, когда непосредственно существует перепад давления между входом и выходом охлаждающего газа в зазоры между пальцами.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности статора электрической машины в эксплуатации путем интенсификации охлаждения концевой зоны сердечника статора для тех случаев, когда зазоры между нажимными палычами непосредственно не сообщаются с отсеками высокого или низкого давления статора, т. е. когда перепад охлаждающего газа между входом и выходом зоны равен нулю, Указанная цель достигается тем, что в известном статоре электрической машины гайки выполнены с герметичными, сообща10 ющимися с отсеками корпуса полостями и между стенками отверстий нажямных плит и наружными поверхностями концевых частей ребер образованы каттальт, через которые полости гаек соединены с зазорами

15 между пальцами. Для обеспечения регулировок расхода охлаждающего газа вышеуказанные герметичные полости снабжены сменными диафрагмами.

На фиг. 1 изображен продольный разрез

20 торцевой части предлагаемого статора; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1; на фиг. 3— разрез Б — Б фиг. 2.

Статор содержит сердечник 1 и обмотку

2. Сердечник 1 нашихтован на продольные

25 ребра 3 и удерживается в запрессованном состоянии на ребрах нажимными плитами

4 и гайками 5, навинченными на концевые части стяжных ребер 3. Обмотка 2 закреплена в пазах 6 клиньями 7 из изоляцион30 ного материала.

777774

Сердечник 1 разделен на отдельные пакеты 8 радиальными вентиляционными каналами 9. Нажпмная плита 4 опирается на раму 10 и через нажимные пальцы 11 на шихтованный сердечник 1.

Между стержнями обмотки на выходе пз пазов расположены распорные элементы 12, которые закрывают выход охлаждающего газа в сторону лобовых частей обмотки 2.

Элементы 12 могут быть выполнены как целыми, так и из нескольких частей.

На раме 10 установлено уплотнение 13, закрывающее выход охлаждающего газа из межпальцевого пространства.

Отверстия нажимных плит 4 и наружная цилиндрическая поверхность 14 ребер 3 образовывают каналы, через которые полости 15 соединены с зазорами между пальцами.

Для возможности подачи газа в зазор между пальцами в гайках 5 выполнены герметичные полости 15. Полости 15 посредством труб (шлангов) 16 соединены с газопроводом 17, соединенным через короб

18 с отсеками высокого или низкого давления корпуса статора 19. Для регулирования расхода газа в полостях 15 установлены сменные регулирующие диафрагмы 20.

Сборка- предлагаемой конструкции статора можетЗыть выполнена например, в следующем порядке. После запрессовки актив- ного железа 1, на концевые части ребер равномерно устанавливаются гайки 5. Количество гаек определяется расчетом. Аналогичную операцию можно выполнить на статорах, находящихся в эксплуатации.

Имеющиеся гайки (по одной) свинчиваются, а затем устанавливаются гайки предлагаемой конструкции. После установки гаек

5, герметичные полости при помощи трубопроводов (шлангов) 16 соединяется с соответствующим отсеком статора.

При эксплуатации турбогенератора известных конструкций невозможно производить корректировку расхода газа между торцами сердечника в случае, когда вход и выход охлаждающего газа находятся в зоне одного давления, т. е. отсутствует перепад между выходом и входом охлаждающего газа. Это приводит к повышенным нагревам концевых частей сердечников. Кроме того, отсутствие регулировки приводит к неоправданно повышенным расходам охлаждающего газа, что естественно повышает нагрев других активных частей турбогенератора.

Применение предложенной конструкции статора электрической машины позволит повысить надежность в эксплуатации, особенно в режимах пиковых нагрузок с сояр, близким к единице, долговечность турбоге. нераторов, а также увеличить длительность межремонтного цикла.

Предложенная конструкция может быть реализована, как при создании новых машин на заводе-изготовителе, так и на турбогенераторах находящихся в эксплуатации, 20

Формула изобретения

Статор электрической машины, например турбогенератора, содержащий корпус с отсеками высокого и низкого давления охлаждающего газа, шихтованный на ребрах сердечник с нажимными плитами и гайками, установленными на концевых частях ребер, проходящих через отверстия в нажимных плитах, и расположенные между серЗ0 дечником и плитами нажимные пальцы, установленные с зазором между собой, отличающийсяя тем, что, с целью повышения его эксплуатационной надежности, упомянутые гайки выполнены с герметичными, 35 сообщающимися с отсеками корпуса полостями, а между стенками отверстий нажимных плит и наружными поверхностями концевых частей ребер образованы каналы, через которые полости гаек соединены с за40 зорами между нажимными пальцами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

45 1, Чертеж 5ТХ.672.509 завода «Электротяжмаш».

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2484089/24-07, кл. Н 02К 1/20, 1977 (прототип).

?77774

Составитель Л. Карцева

Техред В. Серякова Корректор Л, Тарасова

Редактор Г. Петрова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2535/10 Изд. № 581 Тираж 798 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушскак наб., д. 4(5