Способ определения характеристик деформации клети
Иллюстрации
Показать всеРеферат
икя стен.но-техннц
ОПИСАНЙСоюз Советских
Социалистических...Республик („)778847
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Х АВТОРСКОМУ СВИЯЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (51)М. Кл. . (22) Заявлено 21.06.78 (21) 2633682/22-02
В 21 В 37/08 с присоединением заявки Но
Государственный комитет
СССР по дедам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 151130.Бюллетень Йо 42
Дата опубликования описания 15,11.80 (53) УДК 621. 771.
° 01 (088. 8) (72) Автор изобретения
В.П. Твардовский
Киевский институт автоматики им. XXY съезда КПСС (71 ) За яв ит ель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.XAPAKTEPHCTHK
ДЕФОРМЛЦИИ КЛЕТИ
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано для управления технологическими процессами прокатки на реверсивных станах. 5
Известен способ экспериментальной оценки характеристик деформации клети прокатного стана от усилия прокатки, заключающейся в том, что в паузе между циклами прокатки измеряют усилие, действующее на сведенные валки на линейном участке деформации клети в двух положениях нажимного механизма. Первое положение соответствует за- данному усилию, второе отличается от 15 первого на заданную величину переме щения при сведении валков. Определяют модуль клети по результатам измерений (i) .
Однако этот с-..особ обладает недос- 20 таточной точностью вследствие того, что получаемое значение модуля клети не учит;|вает составляющей прогиба валков, которая изменяется в зависимости от ширины прокатываемого ме- 25 т à-."ëà.
Наиболее близким к предлагаемому является способ, заключающийся в том, ч1 о образцы (карточки) из мягкой стали обжимают сближением валков нажим2 ным механизмом до достижения тре уемого усилия прокатки, разводят валки, подают карточку по направлению прокатки и повторяют обжатия с увеличением нагрузки несколько раз, измеряют усилие прокатки и положение нажимного механизма при завершении перемещения нажимного механизма в каждом обжатии, измеряют толщину карточки в местах проведенных нагружений, вычисляют изменения усилия д Р, положения.нажимного механизма д 5 толщины карточки g h между двумя очередными нагружениями и вычисляют модуль по формуле М = — - - j2), Недостаток этого способа в том, что он предполагает проведение специального эксперимента и требует прекращения прокатки. Вследствие этого полученное значение модуля для различных ширин обжимаемых карточек интерполируется на промежуточные значения ширин раската с определенной погрешностью, что ухудшает точность получаемого с учетом модуля проката.
В периоды между проведениями эксперимента фактические характеристики деформации клети изменяются и отличаются от получаемых в результате эксперимента, соответственно у .удшается
778847 Ычйость прокатки. Поскольку необходимо освещение координат по длине карточки, в которых проводятся измерения усилия, раствора валков, толщины, то погрешность совмещения координат и погрешность измерения толщины также ухудшают точность определения модуля клети и точность проката
Цель изобретения — повышение точности характеристики деформации клети
Цель достигается тем, что обжимают металл в валках клети до достижения требуемого усилия прокатки, измеряют толщину проката, усилие прокатки и положение нажимного механизма прй завершении его перемещения в каждом обжатии, обжатие металла производят путем подачи переднего конца рас ката в валки до заполнения очага деформации, а усилие прокатки и положение нажимного механизма измеряют при разгружении клети перемещением нажимного механизма в нескольких его.поло - жениях .
Обжатие раската путем подачи его переднего конца в валки обеспечивает снятие характеристики деформации клети, которая учитывает фактическую ширину прокатываемого металла и исключает составляющую погрешности от интерполяции характеристик деформации
" " Для различных ширин, свойственную известному способу.
Измерения усилия, действующего на валки, и положения нажимного механизма, осуществляемые при разгружении клети перемещением нажимного механизма в нескольких его положениях, позволяют определить изменение деформации клети при изменении усилия как изменение положения нажимного механизма, поскольку в период раэгруже-, ния толщина металла в валках практически неизменна. Соответственно не требуется измерения толщины проката и совмещения коордийат по длине раската измерения усилий и толщины, что
"исключает дополнительные погрешности в определении характеристики деформации. Исключение необходимости подачи раската в зону действия толщиномера (или ручного измерения толщины) обуславливает возможность осуществления первого действия. Предлагаемый способ позволяет производить определение характеристик деформаций на каждой прокатываемой штуке в течение цикла прокатки и использовать полученные характеристики для настройки клети и
-регулирования толщины в размерных пропусках.
На фиг. 1 изображена блок- схема устройства, реализующего предлагаемый способ; на фиг. 2 — графики работы устройства (1 - скорости главного привода, 2 — скорости нажимного механизма; 3 — изменения положения нажимкого механизма; 4 — изменения усилия прокатки).
Способ осуществляется следующим образом.
Раскат в очередном пропуске прокатки задается в валки и после заполнения очага деформации (о чем свиде5 тельствует достижение усилием прокатки установившегося значения) тормозится до остановки. Затем последовательно производится считывание информации о положении нажимного механизма и об усилии прокатки и начинается
10 разгружение клети перемещением нажимного механизма до достижения усилия, прокатки, близкого к нулю. В период разгружения через данные интервалы изменения положения нажимного меха 5 низма повторяется считывание информации о полОжении нажимного механизма и об усилии прокатки. Вычисляются приращения усилия .прокатки и положения нажимного механизма, а также отноше2О ние этих приращений, которые характеризуют модуль клети для каждого зна чения усилия. Интерполяцией зависимости по полученным точкам определяется характеристика деформации.
После завершения разгружения раскат выводится из валков в направлении, противоположном направлению при задаче в валки, производится необходимая перестройка зазора валков с учетом полученной характеристики и
З0 осуществляется дальнейшая прокатка.
Предлагаемый способ осуществляется системой автоматического управленйя прокаткой, содержащей блок 1 вычисления и задачи растворов валков .и скоростей прокатки по пропускам, выход которого подсоединен к блокам 2, 3 управления главным приводом и нажимным механизмом, входы блоков 1-3 подсоединены также к выходу формиро40 вателя 4 команд реализации заданий; выход формирователя 4, кроме того, подключен ко входу 5 управления считыванием информации; на вход блока 5 также подсоединены выход блока б из45 мерения положения нажимного механизма и блока 7 измерения усилия, действующего на валки, выход этого блока подсоединен также )co входу формирователя 4; выход блока 5 поступает на
5О входы соответственно запоминающего устройства 8, блока 9 вычислений, интерполятора 10, выход запоминающего устройства 8 подсоединен ко входу блока 9, выход которого соединен со входом интерполятора 10; выход интерполятора 10 поступает на вход блока 1.
Перед очередным пропуском металла через валки блоком 1 рассчитывается, а блоками 2 и 3 реализуется установка валков в заданное положение и вы69 ход главного привода на скорость захвата, в моМент входа металла в валки (см фиг. 2, поз. 1) начинает нарастать усилие прокатки и достигает установившегося значения при надежном заполнении очага деформации
778847 (см.фиг. 2, поз. 2). при необходимости снятия характеристики деформации клети формирователем 4 вырабатывает-. ся команда на блок 2 на остановку главного привОда после заполнения очага деформации (см.фиг.2, поз.2) и начинается торможение главного привода, В момент остановки главного привода (см.фиг.2, поз. 3) формирователь
4 формирует команду на блок 3 на раэгружение клети перемещением нажимного механизма. Одновременно подается команда на блок 5, по которой .начинается считывание информации о положении нажимного механизма и усилии прокатки в моменты, соответствующие перемещению нажимного механизма на за- 15 данную величину. Считанные данные фиксируются в запоминающем устройстве 8, по достижении величиной усилия значения, близкого к нулю (см.фиг.2, поз. 4), формирователем 4 Формируется команда на блок 5 об окончании измерении, на блбк 2 о реверсе главного привода до выхода обжатого конца металла из валков. В это время управлением из блока 5 производится пересылка информации из блока 8,в блок 9 для вычисления характеристики клети в точках измерения, а затем из блока 9 в блок 10 для интерполяции характеристики деформации. Полученная характеристика поступает в блок 1 для исполь- ЗО зования при расчете уточненного значения раствора валков. После выхода кон. ца раската иэ валков и освобождения очага деформации (см.фиг. 2, поз. 5) блок 4 формирует команду на блоки 2 и 3 на отработку заданий из блока 1 скорости захвата и раствора валков для прокатки в очередном пропуске.
Затем происходит захват раската иразгон привода до скорости прокатки ц» (см.фиг. 2, поз. 6).
Таким образом, предложенный спосо6 позволяет получить характеристику деформации клети. При этом достигается повышение точности характеристики деформации клети, что способствует улучшению точности геометрических размеров проката при использовании этой характеристики для настройки зазора валков и регулирования толщины. Предварительное обжатие кон ца раската перед пропуском всего раската через валки улучшает условия последующего захвата раската, позволяет повысить обжатие и скорость захвата в последующем за обжатием конца пропуске.и поэтому в ряде случаев не только не приводит к увеличению времени цикла прокатки в целом, но и сокращает время цикла.
С учетом формул для вычисления мояуяя ЭМ = -яэев- — яяя иэвеоэного способа и М = Л- для редложенного способа) погрешйость определения модуля только за счет исключения замеров уменьшится на 10-15Ъ. Снижение поля допуска по толщине за счет использования при управлении более точной характеристики деформации клети составляет 5Ъ. Т.е . при существующем поле допуска 5-10Ъ от номинальной толщины его сокращение составляет
0,25-0,5Ъ от номинальной толщины и соответственно можно сместить номинал толщины в минусовую область. Тогда выход металла по теоретическому весу повышается на 0,12-0,25Ъ, что при производительности 1000 тысвт/г и стоимости 100 р./т дает экономический эффект 120-250 тыс.р./r.
Формула изобретения
Способ определения характрристик деформации клети, заключающийся в том, что обжимают металл в валках клети до достижения требуемого усилия прокатки, йзмеряют толщину проката, усилие прокатки и положение нажимного механизма при завершении его перемещения в каждом обжатии и определяют модуль клети, по результатам измерений, отличающийся тем, что, с целью повышения точности характеристики деформации клети, обжатие металла производят путем подачи переднего конца раската в валки до заполнения очага деформации, а усилие прокатки и положение нажимного механизма измеряют при разгружении клети перемещением нажимного механизма в нескольких его положениях.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Великобритании 9 1312662 кл. В 21 В 37/08, 1969.
2. Руденко Е.A., Коновалкова Ю.В., Остапенко A.Ë., Оробцева В.B. Исследование жесткости клети кварто. Сб.
"Производство листа". М., "Металлургия", 1975, 9 3, с. 61-66.
778847
Риг 1
1 23 Ч
8рарие4 фие.2
Составитель В.Авакова
Редактор M.Òêà÷ ТехрЕдн.Вабурка КорректорМ.Демчик
I Заказ 7897/7 Тираж 986 Подписное
BHHHPH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, МосКва, Х -35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4