Устройство для крепления обода колеса к ступице
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 131276 (21) 2428619/27-11 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет
Опубликовано 1Ы180. Бюллетень Ио 42
Дата опубликования описания 1511.80 (51)М. Кл.з
В 60 В 23/10
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113, . 012. 3 . .238 (088. 8) (72} Авторы изобретения
В. Н. Кириченко, В. И. Иикин и Б. A. Ромашов (71} Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОБОДА
КОЛЕСА К СТУПИЦЕ
Недостатком известного устройства является то, что геометрическая фор20 ма прижима и взаимное расположение расклинивающих поверхностей и отверстия под шпильку не исключают воэможности перекоса прижима при затяжке крепления, что, в конечном итоге, 2з снижает надежность крепления. Перекос прижима возникает тогда, когда пе- . редняя кромка одной из расклиниваю- . щих поверхностей прижима клинит относительно соответствующей расклини30 ваемой поверхности ступицы или обода, Изобретение относится к области транспортной техники, а именно к устройствам для крепления обода колеса к ступице транспортного средства.
Известно устройство для крепления обода колеса к ступице, содержащее установленный на цилиндрической поверхности ступицы прижим, имеющий концентричные расклинивающие .обод и ступицу, цилиндрическую и коническую поверхности, оси которых совпадают с осью ступицы, и отверстие под крепежную шпильку, смещенное к центру ступицы относительно укаэанных поверхностей (1j.
При испытании указанного устройства было уотановлено, что оно не обладает необходимой надежностью вследствие неизбежного перекоса прих<има в процессе затяжки крепления, поскольку усилие затяжки создает на прижиме изгибающий момент, направ ленный к осн ступицы. Это приводит к тому, что прижим контактирует со ступицей и ободом не по поверхностям (цилиндрической и конической), а по линиям. Вследствие рязкого уменьшения площадей контакта происходит быстрое снятие поверхностей прижима с последующим ослаблением крепления, дальнейшее подтягивание которого приводит лишь к прогрессирующему перекосу прижима, изгибу крепежных шпилек .< оси
5 ступицы и их поломке.
Известно также устройство для крепления обода колеса к ступице, содержащее установленный на цилиндрической поверхности ступицы прижим, имеющий
10 концентричные расклинивающие обод и ступицу коническую и цилиндрическую поверхности, оси которых совпадают с осью ступицы, и отверстие под шпильку, расположенное между этими по15 верхностями параллельно оси ступи- цы (23 °
779101
fIpH этом в. известной конструкции на передней, кромке другой расклинивающей поверхности прижима отсутствует реакция, противодействующая
его перекосу, так как образующая этой расклиниваемой поверхности является касательной к траектории углового перемещения упомянутой перед. ней кромки прижима относительно точки заклинивания.
Целью настоящего изобретения является повышение надежнрсти крепления обода колеса на ступице путем устранения возможности перекоса прижима.
Для достижения этой цели в поперечном сечении проекция на ось ступицы геометрического центра конической !5 поверхности прижима расположена вне пределов проекции на ось ступицы его цилиндрической поверхности и .смещена по отношению к ней в сторону вершины конической поверхности, при этом взаимное расположение цилиндрической и конической поверхностей и отверстия под шпильку регламентированы соотношением:
c +f (a-Þ
ted. = -- - - —— где, tg < †.тангенс угла между образу ющими цилиндрической и конической расклинивающих gg поверхностей прижима;
a — йаименьшее расстояние от геометрического центра А цилиндрической расклинивающей поверхности прижима до оси отверстия под шпильку
b — наименьшее расстояние от геометрического центра Б конической расклинивающей поверхности прижима до оси отверстия под шпильку; с †:проекция прямой, соединяющей.геометрические центрй
A и Б цилиндрйческой и конической расклинивающих пс 4g верхйостей прижима, на"OcE ступицы;
f †.экспериментальный коэффициент, равный 0,15-0,30.
На чертеже изображено предложенное gg устройство в разрезе, общий вид.
Устройство для крепления обода 1 колеса с установочным кольцом 2 к, ступице 3 содержит прижим 4 с отверстием 5 под шпильку б и гайку 7. Прижим 4 контактирует со ступицей 3 и установочным кольцЬм 2 обода 1 через
"" две раскж нивающие йоверхности, цилиндрическую 8 и коническую 9 с .геоМетрическими центрами их в то izax A и Б удаленных от оси отверстия 5 на 60 расстоянии а и Ь соответственйо ":
ГеомЕтрические центры A и Б удаленИ один. от другого в аксиальном направлеййй "на расстояние с, причем йроек-" " цйя= на ось" ступицы геометрического 65 центра Б конической поверхности
9 прижима расположена вне пределов проекции на ось ступицы его цилиндрической поверхности 8 и смещена по отношению к ней в сторону вершины конической поверхности. Установочное кольцо 2 и ступица 3 сопряжены между собой по двум поверхностям, цилиндрической 10 и торцовой 11, кроме того, на ступице 3 имеется фаска 12 для облегчения надевания на нее установочного кольца 2 обода 1. Образующие цилиндрической 8 и конической 9 поверхностей в радиальном сечении составляют угол ., причем взаимное расположение цилиндрической и конической поверхностей и отверстия под шпильку регла ментированы экспериментально установленным соотношением: сc+ f (ab)
Сg К- Ь+ fc где, f — экспериментальный коэффициент, численно равный 0,15-0,30, имеющий физический смысл коэффициента трения для фрикционных пар,"коническая поверхность прижима — обод" и
"цилиндрическая поверхность прижима— ступица", использованных в экспериментах и показавших наилучшие результаты по стабильности крепления.
Описанное выполнение устройства устраняет возможность перекоса прижима, так как при заклинивании передней кромки любой расклинивающей поверхности прижима на другой передней кромке обязательно возникает противодействующая реакция, удерживающая прижим от перекоса.
В результате обеспечивается значительное повышение надежности крепления обода к ступице, что подтверждается сравнительными испытаниями.
Повышение надежности крепления снижает величину биений колеса в эксплуатаций-и уменьшает интенсивность износа шин, по данным экспери-. мента, на 14%.
Формула изобретения
Устройство для крепления обода колеса к ступице, содержащее установленный на цилиндрической поверхности ступицы прижим, имеющий концентричные расклинивающие обод и ступицу, цилиндрическую и коническую поверхности, оси которых совйадают с осью ступицы, и отверстие под шпильку, расположен" ное между этими йоверхностями параллельно оси ступицы, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности крепления обода колеса на стуййце путем устранения возможностй" перекоса"прижима, в пОперечном. сечении проекция на ось ступицы геометрического центра конической поверхности прижима рас779101
Составитель A. Глинка
Редактор Т. Лошкарева Техред Н,Бабурка :Корректор И. Коста.
Заказ 9284/2 Тираж 763 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035; Москва, Ж-35, Раушская .наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 положена вне пределов проекции на ось ступицы его цилиндрической поверхности и смещена по отношению к ней в сторону вершины конической поверхности, при этом взаимное расположение цилиндрической и конической поверхностей и отверстия под шпильку регламентированы соотношением: с+ f(a - b)
Ь+ fc де: д — тангенс угла между образующими цилиндрической и конической расклинивающих поверхностей прижима; а — наименьшее расстояние от геометрического центра A цилиндрической .расклинивающей поверхности при-" жима до оси отверстия под шпильку;
Ь вЂ” наименьшее расстояние от геометрического центра Б конической расклинивакщей; поверхности прижима до оси отверстия под шпильку;
5 с — проекция прямой, соединяющей геометрические центры
А и Б цилиндрической и конической расклинивающих поверхностей прижима, на !
О ось ступицы
f — экспериментальный коэффициент, равный 0;15-0;30
Источники информации принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США В 1875331, кл.- 301-11, 1934 °
2, Патент Чехословакии В 30759, кл. 63 d 6, 1929 (прототип1 °