Устройство для автоматического торможения транспортного средства перед препятствием

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

8

Союэ Советских

Социалистических

Республик

О П Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 26. 04. 78 (21) 2612963/27-11 с присоедииеиием заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 1511,80. Бюллетень le 42

Дата опубликования описания 17118 0 (511 М. Кл.

В 60 T 7/12

Государственный комитет

СССР

Ilo делам изобретений и открытий (53) УДК629. 113.596(088.8) (72) Авторы изобретения

Л. Я. Цикерман, A. П. Болдин и С. М. Мороз

Московский автомобильно-дорожный институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО

ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

ПЕРЕД ПРЕПЯТСТВИЕМ

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в автоматических устройствах управления транспортным средством для предотвращения столкновений автомобилей за счет управления замедлением транспортного средства перед препятствием в соответствии с уровнем тормозных качеств, ограниченным его техническим состоянием,впогоднйми и дорожными 1О условиями. Устройство применимо для транспортных средств с пневматическими или гидравлическими системами привода тормозов, а также для оборудования противоблокировочными системами. !5

Известно локационное устройство на автомобиле, .содержащее блок иэмеренйя абсолютной скорости трансцортного средства, связанный с дифференциатором и с блоком вычисления безопас- 20 ной дистанции между транспортным средством и лидером, выход которого подключен к блоку сравнения, связанному с исполнительными органами тормозной системы и системы управления двигателем, и локатор, один иэ выходов которого подключен к блоку сравнения, а другой к блоку вычисления безопасной дистанции. В этом устройстве на основе параметров дистанции до пре- 30

Пятствия, скорости сближения и аб-. солютной скорости предотвращается столкновение транспортных средств $1) . Недостаток . известного устройства — невоэможйость корректировки дистанции B зависимости от параметров максимально возможного реализуемого замедления по погодным, дорожным условиям и техническому состоянию транспортного средства, что снижает точность определения безопасной ° дистанции и может привести к дорож-: но-транспортным происшествиям при увеличении безопасной, дистанции в указанных условиях или к преждевременным срабатываниям тормозов в случае полной реализации тормозных свойств автомобиля.

Цель изобретения — повышение точности определения безопасной дистанции при изменяющихся:дорожно-климатических условиях и техническом состониии транспортного средства.

;указанная цель достигается теМ, что устройство снабжено блоком определения установившегося замедления транспортного средства, связанным с выходом дифференциатора, и детектором предельного замедления, выходы которых подключены ко входам бло779118 ка определения установившегося замедлений лидера блоком определения за -паздывания тормозов, запоминающим устройством, информационные входы коwoporo подключены к выходам указанНых блоков определения установившего+ ся замедления лидера, установившего"ся з замедления"транспортного средства и запаздывания тормозов, а разрешающий" вход — к выходу детектора предельного замедления, и блоком on= ределения поправки к величине безопасной дистанции,-..выход которого подключен к блоку -сравнения, а входы связаны с указанными запоминающим устройством и блоком измерения абсолютной скорости, при этом устройство имеет датчик давления в приводе тормозов и датчик начала торможения, " выходй-которых совместно с выходом дифференциатора подключены к детектору предельного замедления и блоку определения запаздывания тормозов.

Ха чертеже представлена блок-схема устройства.

Предлагаемое устройство представляет совокупность локатора 1 для определения расстояния E.„и относительной скорости V щдо препятствия (лидера) и блока 2 измерения абсолютной скорости транспортного средства ч подключенных к блоку 3 вычисления безопасной дистанции 0 между транспортным средством и лидером. Выход блока 2 измерения абсолютйой скорости подсоединен! ко входу дифференциатора 4, выход которого подключен ко входу блока 5 определения установившегося замедления транспортного средства и, параллельно с вийодами датчиков б и 7 давления в приводе тормозов и начала торможения, к входам детектора S предельного замедления и блока 9 определения запаздывания тормозов, причем выходы блока 5 определенйя установившегося замедления и детектора; 8 подсоединены к входам блока 10 определения установившегося замедления лидера, выход которого, совместно с выходами блоков 5 и 9 определения установившегося замедления транспортного средства и запаздывания тормозов, подключены к информационным входам запоминающего устройства 11, к разрешающему входу которого подключен выход детектор, 8 а выходы запоминающего устройства 11, совместно с выходом блока 2 измерения4абсолютной скорости, подключены к .входам блока 12 определения поправ« ки d к величине безопасной дистанции О, выход которого, совместно с выходом локатора 1 и блока 3 вычисления безопасной дистанции, подсоединены к входам блока 13 сравнения, ВыХод которого подключен к блоку 14 индикации, к исполнительным органам системы управления двигателем 15 и гормозной системой 16.

Узлы устройства работают в следующей последовательности.

Непрерывно работающий во время движения транспортного средства лока ор 1 выдает параметры дистанции до препятствия и относительной скорости

Ч ; которые вместе с выдаваемым блоком 2 параметром 1(„ поступают в блок

3 вычисления, безопасной дистанции

О. Одновременно параметр абсолютнои скорости Чд поступает в дифференциатор 4 и блок 12 определения поправки.

d к величине безопасной дистанции 0.

При торможениях, в которых достигнуто и зафиксировано детектором 8, предельное для данных дорожно-клима-!

5 тических условий и технического состояния тормозов замедление, определяются и запоминаются величины предельного осредненного установившегося замедления транспортного средства, лидера и минимальное время запаздывания тормозов. В момент начала торможения фиксируемого датчиком 7, произ-водится установка в "0" элементов памяти блока 11 и детектора 8, а блок 9 начинает отсчет времени запаздывания и, который заканчивается в момент начала роста замедления. В этот же

Момент блок 5 начинает производить определейие осредненного установивше-, гося,замедления транспортного средства, которое заканчивается через фиксированный отрезок времени, значительно превышающий длительность нарастания замедлейия до максимума.

Детектором 8 фиксируется факт достиЗ5 жения транспортным средством предельного замедления на основе сравнения по времени моментов максимума замедления и давления и сопоставления давления с предельным фйксированным эна4О чением. При ограничении величины пре. дельного замедления дорожно-климатическими условиями, блок 10 подключает к каналу записи предельного установившегося замедления лидера выход блока 5 ойределения установившегося замедления транспортного средства.

При ограничении замедления транспортного средства его техническим состоянием, блок 10 подключает к каналу установившегося замедления лидера фиксированный сигнал, соответствующий предельному замедлению исправного транспортного средства в нормативных условиях. Кроме того, при достижении транспортным средством пре55 дельного замедления, детектор 8 дает разрешение на прием информации о параметрах от блоков 5, 9 и 10 в запоминающее устройство 11, где параметры обновляются при торможениях, в которых зафиксировано предельное замедлейие.;В промежутках между такими торможениями зафиксированный набор этих параметров используется совместно с величиной абсолютной скорости, непрерывно поступающей в

779118

Ф процессе дорожного движения от блока 2, для вычисления блоком 12 поправки d к величйне безопасной дистанции О, определяемой блоком 3.

Блок 13 сравйения непрерывно в процессе дорожйого движения производит сравнение фактического расстояния до препятствия (лидера) с разностью величин безопасной дистанции D и поправки d,ïåðâàÿ из которых определяется в функции только абсолютной и относительной скоростей транспортного средства, а вторая — в функции абсолютной скорости,осредненной предельной величины установившегося замедления транспортного средства 3„, предельного установившегося замедления лидера. „ и времени запаздывания тормозов транспортного средства t . При сокращении фактического расстояния до лидера (препятствия) ниже безопасного уровня, блок 13 сравнения выдает команду на включение исполнительных механизмов 15 и 16 управления дроссельной заслонкой и тормозами и на блок 14 индикации.

Управление дальнейшим процессом снижения скорости транспортного средства выполняется аналогично описанному,а также и в известном устройст.— ве, до совпадения фактического значения дистанции с непрерывно опредеi ляемой величиной безопасной дистанции.

Предлагаемое устройство приводит к уменьшению травматизма и экономи ческого урона от дорожно-транспорталых происшествий, вызванных несоблюением безопасной дистанции до преятствия, соответствующей погодным, дорожным условиям и техническому со стоянию автомобиля, что является непосредственной причиной значительно го количества столкновений транспорт= ных средств, наездов на препятствия, на неподвижные транспортные средства и на пешеходов.

Формула изобретения устройство для автоматического торможения транспортного средства перед препятствием, содержащее блок измерения абсолютной скорости транспортного средства, связанный с дифференциатором и с блоком вычисления безопасной дистанции между транспортным средством и лидером, выход которого подключен к блоку сравнения, связанному с исполнительными органами тормозной системы и системы управления двигателем, и локатор, один из выходов которого подключен к упомя30 нутому блоку сравнения, а другой к упомянутому-,блоку вычисления беэопас" ной дистанции, о т л и ч а ю rq е ес я тем,, что,,с целью повышейия .; точности определения безопасной ди)5 станции при изменяющихся дорожно-клиМатических условиях и при изменении ехнического состояния транспортного редства, устройство снабжено блоком определения установившегося замедления транспортного средства, связанным с выходом дифференциатора, и детекто-. ром предельного замедления, выходы которых подключены ко входам блока определения установившегося замедления лидера, блоком определения запаздывания тормозов, запоминающим устройством, информационные входы которого подключены к выходам указанных блоков определения установившегося замедления лидера, установившегося

30 замедления транспортного средства и запаздывания тормозов, а разрешаю- щий вход — к .выходу детектора предельного замедления",и блоком опре« деления поправки к величине без35 опасной дистанции, выход которого подключен к блоку сравнения, а входы связаны а укаэанными запоминающим устройством и блоком измерения абсолютной скорости, при этом устройство

40 имеет датчик давления в приводе тормозов и датчик начала торможения, вы ходы которых совместно с выходом дифференциатора подключены к детектору предельного замедления и блоку oa" ределения запаздывания тормозов.

Источники информации прийятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Р 3835361, кл. 318/561, 1974 (прототип).

779118

Составитель В, Чернов

Редактор МЖелемею Техред Н.Бабу ка Ко кто Г. Назарова

Закаэ 9 Тираж, Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

°... -. -,-*,, . - ....,... Г= — —: