Кормовая оконечность корпуса двухвального судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

< и 779159 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 13.11.78 (21) 2686308/27-11 (51) М.К . с присоединением заявки №вЂ”

В 63 В 1/08

Государственный комитет

СССР (23) Приоритет—

Опубликовано 15.11.80. Бюллетень № 42

Дата опубликования описания 25.11.80 (53) УДК 629.12. .011.763.002. .54 (088.8) по делам изобретений и открытий

Л. А. Сиротникова, В. К. Турбал, В. К. Ивженко, P. С. Квитковский, В. М. Поварь и В. Н. Щередин (72) Авторы изобретения.(7!) Заявитель (54) КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ КОР11УСА ДВУХВАЛЬНОГО

СУДНА

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования кормовых оконечностей корпусов быстроходных двухвальных судов.

Известна кормовая оконечность корпуса двухвального судна, содержащая бортовые выкружки для валов гребных винтов со ступицами, причем диаметральные плоскости этих выкружек наклонены к диаметральной плоскости корпуса судна на угол в диапазоне от 55 до 75 (1).

Однако такой угол наклона является неоптимальным и приводит к понижению пропульсивных качеств судна.

Наиболее близкой к изобретению является кормовая оконечность корпуса двухвального судна, содержащая бортовые выкружки для валов гребных винтов со ступицами, причем диаметральные плоскости этих выкружек наклонены к диаметральной плоскости корпуса судна на угол в диапазоне от 45 до 70 (2).

Однако, поскольку двухвальные быстроходные суда имеют малую полноту о =

= 0,5 — 0,65, часть линии валопровода, выступающая из основного корпуса, велика и достигает 4,0 — 6,0 диаметров гребного вин2 та. Поэтому при использовании традиционной кормовой оконечности быстроходных судов с выкружками гребные валы оказываются весьма длинными. Изготовление таких валов является сложной технической задачей, которая при больших мощностях Ме>20000лс и малых числах обротов п = 120 — 140 об/с, характерных для современных быстроходных судов, становится трудновыполнимой, а сами гребные валы - уникальными изделиями.

Все это снижает пропульсивные качества суд1о на.

Цель изобретения — повышение пропульсивных качеств судна.

Указанная цель достигается тем, что диаметр каждой выкружки для вала гребного винта равен 0,45 — 0,60 диаметра гребного винта, а ее кормовой конец заострен до диаметра ступицы гребного винта на длине, равной !,1 — 1,5 диаметра этого винта, причем линия центров шпангоутных сечений выкружки поднята над продольной осью гребного вала от кормы .в сторону носа и составляет. угол с этой осью вала, равный 1 — 2 .

На фиг. 1 схематически изображена предлагаемая оконечность двухвального судна, 779159 полупроекция корпус; на фиг. 2 — то же, часть проекции «бок».

Кормовая оконечность корпуса 1 двухвального судна содержит бортовые выкружки и для валов гребных винтов 3 со ступицами 4. Диаметральная плоскость выкружки 2 наклонена к диаметральной плоскости корпуса 1 на угол а в диапазоне от 45 до

70 .

Диаметр выкружки 2 равен 0,45 — 0,60 диаметра винта 3, а ее кормовой конец заострен до диаметра ступицы 4 на длине 1, равной 1,1 — 1,5 диаметра винта 3.

Линия 5 центров штангоутных сечений выкружки 2 поднята над продольной осью 6 гребного вала от кормы в сторону носа и составляет угол у с этой осью 6, равный

1 — 2 . Построенная таким образом выкружка 2 за счет смещения ее объема к ватерлинии и в корму обеспечивает благоприятную волновую интерференцию и позволяет снизить буксировочное сопротивление и улучшить взаимодействие винтов 3 с корпусом 1 судна.

Как показали сравнительные модельные испытания, применение предлагаемой формы кормовой оконечности на двухвальном быстроходном судне с горизонтальным способом погрузки типа «Атлантика» взамен традиционно образованной утолщенной выкружки позволяет увеличить его скорость при заданной мощности на 0,6 узла, что эквивалентно экономии примерно 10% мощности при сохранении скорости движения. Большой объем выкружки 2 позволяет разместить в ней коридор валопровода и сократить длину гребного вала для указанного судна до 1,8 диаметра винта 3.

Формула изобретения

Кормовая оконечность корпуса двухвального судна, содержащая бортовые выкружки о для валов гребных винтов со ступицами, причем диаметральные плоскости этих выкружек наклонены к диаметральной плоскости корпуса судна на угол в диапазоне от

45 до 70, отличающаяся тем, что, с целью

SS повышения пропульсивных качеств, диаметр каждой выкружки для вала гребного винта равен 0,45 — 0,60 диаметра гребного винта, а ее кормовой конец заострен до диаметра ступицы гребного винта на длине, равной 1,1 — 1,5 диаметра этого винта, причем щ линия центров шпангоутных сечений выкружки поднята над продольной осью гребного вала от кормы в сторону носа и составляет угол с этой осью вала, равный 1 — 2 .

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 525585, кл. В 63 В 1/08, 03.01.75.

2. Conteinet schiff Токуо Вау. «Hansa», 1972, № 9, рр 836 †8 (прототип).

779159

Составитель В. Вернадский

Редактор И. Нанкина Техред К. Шуфрич Корректор М. Шароши

Заказ 7941/24 Тираж 497 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4