Устройство управления многодвигательной энергетической установкой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Il И-С A
,779178
НИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Ф1 ела с.
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 23.10.78 (21) 2678710/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М,К, В 63 Н 21/22
F 02 С 9/02
Государствениый комитет
СССР (53) УДК 621.438-55 (088.8) Опубликовано 15.11.80. Бюллетень № 42 ло делам изабретеиий и открытий
Дата опубликования описания 25.11.80 (72) Авторы изобретения
В. П. Гуревич, Е. С. Иофа, Б. Г. Сиротин и М. Г. Шперлинг (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ МНОГОДВИГАТЕЛЬНОЙ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ
Изобретение относится к судовым энергетическим установкам и, в частности к устройствам управления многодвигательной энергетической установкой.
Известно устройство управления многодвигательной энергетической установкой, содержащее задатчик и подключенные к нему системы управления двигателем, каждая из которых включает фильтр и последовательно соединенные усилитель, блок логических элементов И, преобразователь и сервомеханизм с датчиком обратной связи (1) .
Устройство обладает тем недостатком, что управление при помощи двух параллельно работающих систем двигателей внутреннего сгорания и газотурбинным двигателем весьма сложно, требует повышенного внимания оператора и затрудняет управление установкой при маневрировании судна.
Цель изобретения — упрощение управления установкой.
Цель достигается тем, что в устройство дополнительно введен корректор, входы которого подключены к датчику обратной связи, а выходы — к входам блоков логических элементов И.
Кроме того, корректор содержит последовательно соединенные суммирующий элемент, ограничитель зоны коррекции, знакочувствительный элемент и выходные логические элементы И.
Кроме того, датчик обратной связи системы управления двигателем внутреннего сгорания выполнен в виде датчика частоты вращения, к выходу которого подключен фильтр.
На чертеже представлена блок-схема устройства.
Устройство содержит задатчик 1 и подключенные к нему систему 2 управления двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и систему 3 управления газотурбинным двигателем (ГТД) каждая из которых включает фильтр 4 и последовательно соединенные усилитель 5, блок 6 логических элементов И, преобразоваТель 7 и сервомеханизм 8 с датчиком 9 обратной связи, корректор 10, содержащий последовательно соединенные суммирующий элемент 11, ограничитель 12 зоны коррекции, знакочувствительный элемент 13 и выходные логические элементы И 14 — 17.
Кроме того, на, схеме имеются двигатель 18 внутреннего сгорания, газотурбин7791 78 ный двигатель 19, выходной редуктор 20 ГТД, реверс-редукторная передача 21 и гидротрансформатор 22 ДВС, промежуточный редуктор 23, вал 24 отбора мощности, топливный регулятор 25 ДВС, топливный регулятор 26 ГТД, блоки 27 — 29 выпрямителей, блок 30 временной задержки и сигнализатор 31.
Устройство работает следующим образом.
Перемещением рукоятки задатчика 1 устанавливается режим работы энергетической установки. Сигналы задатчика 1 выпрямляются в блоке 29 и поступают в системы
2 и 3 управления ГТД и ДВС. В системах сигнал поступает на вход усилителя 5, где он сравнивается с выпрямленным сигналом датчика 9 обратной связи. В зависимости от знака сигнал рассогласования через блок 6 логических элементов И поступает на соответствующую обмотку преобразователя 7.
Преобразователь через сервомеханизм 8 управляет топливным регулятором. Настройка топливных регуляторов 25 и 26 изменяется до тех пор, пока сигналы с датчиков 9 обратной связи и задатчика 1 не сравняются.
Хотя двигатель 18 внутреннего сгорания и газотурбинный двигатель 19 развязаны между собой за счет наличия гидротрансформаторной передачи у ДВС и свободной турбины у ГТД, они имеют разную приемистость и для их равномерной загрузки в процессе разгона агрегата или сброса его мощности весьма важно, чтобы процессы изменения подачи топлива в двигатель также происходили для каждого двигателя пропорционально. В противном случае двигатель, имеющий более высокую приемистость, будет брать на себя нагрузку раньше, чем двигатель с более низкой премистостью, и при этом могут возникнуть нежелательные механические напряжения в трансмиссии. Для этого связь между двигателями осуществляется через корректор 10.
Корректор работает следующим образом.
Сигналы с датчиков 9 обратной связи поступают на суммирующий элемент 11. Сигнал суммы далее ограничивается в ограничителе 12 зоны коррекции и поступает на знакочувствительный элемент 13, к выходу которого подключены выходные логические элементы И 14 — 17, другие входы которых подключены к усилителям 5. В зависимости от того какой сигнал выше с датчика 9 ГТД или датчика 9 ДВС, с выхода знакочувствительного элемента 13 подается сигнал на выходные логические элементы И 14 и 15 или 16 и 17, которые через блок 6 логических элементов, преобразователь 7 и сервомеханизм 8 воздействуют на топливные регуляторы двигателей. Так при более быстром наборе режима ДВС сигнал через выходной логический элемент И 14 поступает на блок 6 и сигнал на увеличение режима ДВС снимается до тех пор, пока сигналы на входе суммирующего элемента 11 от датчиков 9 ф обратной связи не сравняются. Корректор работает только в том случае, когда имеются сигналы на выходе усилителей 5, в системах управления ДВС и ГТД.
Таким образом, наличие в устройстве корректора упрощает управление установкой без перегрузки двигателей.
Применение предлагаемого изобретения повышает надежность судовой энергетической установки.
Формула изобретения
1. Устройство управления многодвигательной энергетической установкой, содержащее задатчик и подключенные к нему системы управления двигателями, каждое из которых включает фильтр и последовательно соединенные усилитель, блок богических элементов И, преобразователь и сервомеханизм с датчиком обратной связи, отличающееся тем, что, с целью упрощения управления установкой, в устройство дополнительно введен корректор, входы которого подключены к датчикам обратной связи, а выходы — к входам блоков логических элементов И. з 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что корректор содержит последовательно соединенные суммирующий элемент, ограничитель зоны коррекции, знакочувствительный элемент и выходные логические элементы И.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что датчик обратной связи системы управления двигателем внутреннего сгорания выполнен в виде датчика частоты вращения, к выходу которого подключен фильтр.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 472063, кл. В 63 Н 21/16, 1972.
779178
Составитель В. Грудинин
Техред А. Бойкас Корректор Л. Иван
Тираж 497 . — Подписное
Редактор И. Ковальчук
Заказ 7942 25
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и оз крытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4f5
Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4