Нагнетатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
«
Гъ .Фг увы .Фг.сан
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистнческнх твесттублик
<о779651
К АВТОИЖОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свмд-ву (22) Заявлено 1112 8 (21) 2695593/25-06 (51) М КЛ с присоединением"заявки №
F 04 D 25/06
F 04 D 29/04
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано151ц 0„бюллетень ¹42 (53) УДК621. 515 (088. 8) Дата опубликования описания 151 1,80 (72) Авторы изобретения
A.È.Çoëîòóõèí, Н.К.Городецкий и В.В.Иантуленко (71) Заявитель (54) ИАГНЕТАТЕЛЬ
Изобретение относится к компрессоростроению и касается конструкции нагнетателей с встроенным в корпус приводным Электродвигателем.
Известен нагнетатель, содержащий корпус с полостью нагнетания и размещенный в корпусе на подшипниках ротор электродвигателя со статором (1) . йаиболее близок к предлагаемому нагнетатель, содержащий корпус с по постыл нагнетания, размещенный в кор пусе ротор электродвигателя, установ ленный с радиальными и осевыии зазо рами относительно статора электродви- l5 гателя и корпуса,на валу с рабочим колесом, расположенном в подшипниках качения с наружными обоймами (2) недостаток известных конструкций повышенные шум и вибрация. 20
Цель изобретения - снижение шума и вибраций .
Указанная цель достигается тем,что наружные обоймы подшипников установ- 25 лены относительно корпуса с радиальными и осевыми эаэоззами,величина которых меньше величйны соответствующих
Зазороз рОтоРа,и ПОследние сообщены с одной стороны с полостью нагнета- 30 ния, а с другой — через зазоры подшипников с атмосферой.
На фиг. 1 схематически изображен нагнетатель, продольный разрез; на фиг. 2 узел установки подшипника в корпусе. нагнетатель содержит корпус 1 с по. лостью 2 нагнетания, размещенный в корпусе 1 ротор 3 электродвигателя, установленный с радиальными и осевыми зазорами 4 и 5 соответственно относительно статора 6 электродвигателя и корпуса 1. Ротор 3 размещен на валу
7 с рабочим колесом 8, расположенном в подшипниках 9 качения с наружными обоймами 10, установленными в корпусе
1 °
Обоймы 10 установлены относительно корпуса 1 с радиальными и осевыми за ворами 11 и 12, так, что их величины меньше величин соответствующих заэо ров 4 и 5 ротора 3. Зазоры 4 и 5 по средством каналов 13 — 15 сообщены с полостью 2 нагнетания,- а через за» воры 11 и 12 подшипников 9 — с атмосферой.
Радиальные и торцовые поверхности, обращенные к наружным обоймам 10 под шипников, покрыты упругими фрикцион ными элементами 16, например из ре779651
12 вийе, предотвращающими проскальзыва ,ние и биение подшипников 9 при запус ке и отключении нагнетателя.
При включении нагнетателя в работу вал 7 с ротором 3 и рабочим колесом
8 начинает вращаться.в подшипниках 9 качения, опирающихся на упругие эле» ,менты 16. г
При этом давление полости 2 возра тает, и часть воздуха через каналы
13 15, поступает в зазоры 4 и 5.
При вЫходе нагнетателя на режим давление .в зазорах 4 и 5 возрастает настолько, что образуется несущая
1 — воэдУШная подушка, и вал 7 с ротором
3 и рабочим колесом 8 всплывает .
При этом между наружными обоймами
10 подшипников 9 и упругими элемента ми 16 создаются равномерные воздушные зазоры,и нагрузка с подшипников полностью снимается.
Радиальная воздушная опора, обарзо ванная в зазоре 4, работает как газо статическая. При больших частотах вр щения ее несущая способность воз
"" растает эа счет появления газодинамичесокго эффекта.
Так как в процессе работы нагнета теля несущими становятся воздушные опоры, нагрузка с подшипников каче
":ния полностью снимается и контакт их с корпусом исключается, что позволяет существенно снизить вибрации на гнетателя.
Время работы подшипников качения, определяющих ресурс нагнетателя в
1 предлагаемой конс трукции ограничив а»
: ется временем выхода нагнетателя на режим при включении и времени выбега вращающихся частей при отключении,Поэтому ресурс нагнетателя,работающего остальное время на воздушных опорах возрастает значительно,а соечетание воздушных опор с подшипниками качения повышает его надежность.
Формула изобретения нагнетатель, содержащий корпус с полостью нагнетания, размещенный в корпусе ротор электродвигателя, ус тановленный с радиальными и осевыми зазорами относительно статора электро двигателя и корпуса на валу с рабочим колесом, расположенном в подшипниках качения с наружными обоймами, установ ленными в корпусе, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью снижения шума и вибраций, наружные обоймы подшип ников установлены относительно корпуса с радиальными и осевыми зазорами, величина которых меньше величин соответствующих зазоров ротора,и послед 5 ние сообщены с одной стороны с полостью нагнетания,а с другой — через зазоры подшипников с атмосферой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 312073, кл. F 04 D 1/04, 1970;
2. Авторское свидетельство СССР
9 690325, кл. F 04 Р 7/06, 1975. и ж ц
ВНИИПИ Заказ 7991/48
Тираж 725 Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4