Сцепная самоцентрирующаяся муфта с приводом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
к;:,, сей:,а
Патен яо 1.
Союз Соаетских
Социалистических
Республик (и ?79677
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (Gl ) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 20.12.78 (21) 2699345/25-27 (M)M. Кл.
F 16 0 11/00 с присоединением заявки.%
Гасударственный комитет
СССР (23) Приоритет
Опубликовано 15;11.80. Бюллетень Эй 42 ло делам изобретений н открытий (3) ЛК621.825.52 (088,8) Дата опубликования описания 15.11.80 (72) Авторы изобретения
В. А. Заплатников, Б. В. Проценко и Н. В. Белоусов (71) Заявитель (54) СЦЕПНАЯ САМОЦЕИТРИРУЮЦАЯСЯ МУФТА
С ПРИВОДОМ
Изобретение относится к машиностроению и может применяться для соединения валов при повышенных первоначальных осевых смещениях.
Известны кулачковые сцепные муфты, содержащие две полумуфты с эацепляющимися торцовыми кулачками t1) .
Однако зти муфты могут применяться только для соединения соосных валов.
Наиболее близка к предлагаемой по техии1О ческой супптости и достигаемому эффекту сцепная самоцентрирующаяся муфта, содержащая ведущую полумуфту с внутренней и ведомую полумуфту с внешней центрирующими коническими поверхностями и торцовыми кулачками 12).
Недостатком этой муфты является .то, что она не может соединять валы при повышенных несоосностях.
Цель изобретения — расширение функцио20 нальных возможностей муфты путем соединения валов при повышенных несоосностях.
Поставленная цель достигается тем, что привод муфты выполнен в виде ползуна, установленного в направляющих с возможностью перемещения в трех взаимно перпендикулярных направлетпых, карданного вала с электродвигателем, и пневмоцилиндра, внешняя центрирующая коническая поверхность ведомой полумуф. ты выполнена в виде составного конуса, од: на иэ частеч которого закреплена неподвижно на валу ведомой полумуфты, а другая установлена подвижно в осевом направлении и подпружинена относительно вала, при этом ведущая полумуфта соединена с карданным валом и смонтирована в ползуне с возможностью вращения, а ползун подпружинен отностттельно направляющих, соединенных шарнирно с пневмоцилиндром.
На фиг. 1 схематически изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг, 2; иа фнг, 4 — устройство, осевой разрез при певключенной муфте; на фиг, 5 — разрез  — В иа фиг, 1; на фиг. 6 — вид Г на фиг. 2.
Предлагаемое устройство расположено на основании 1 и включает в себя электродвигатель 2, присоединенный к нему карданный
9677 4
I когда конические поверхности 10 центратора и ведущей полумуфты 5 будут контактировать между собой всей конической поверхнстью.и будет сохраняться зазор "Z".
При дальнейшем продвижении ведущей полумуфты происходит зацепление между кулачками полумуфт.
При выкщочении муфты пневмоцилиндр 20 оттягивает назад шток 16, направляющие 15 с кронштейнами 17 и 18, полэун 14 и ведущую полумуфту 5, которая сначала выходтп из зацепления своими кулачками 6 из кулачков 9 ведомой полумуфты 7. После этого полумуфта
5 и все остальные узлы и детали под воздействием пружин 23 и 29 возвращаются в свои исходные положения.
Муфта позволяет соединять валы в условиях повышенной первоначальной несоосности, например валов механизмов, расположенных на тележках конвейера с центральным приводом.
3 77 вал 3, шлицевой вал 4, соединенный с карданным валом и ведущей полумуфтой 5, имеющей торцовые кулачки 6.
Ведомая полумуфта 7 неподвижно закреплена на валу 8 и имеет кулачки 9. На валу 8
6 перед полумуфтой 7 установлен центратор в вице конуса, одна часть 10 которого подпружи-, нена пружинами 11 и может перемещаться в осевом направлении, а другая 12 закреплена неподвижно.
Полумуфта 5 свободно установлена во вкладышах 13 ползуна 14, который расположен в направляющих 15 и имеет воэможность перемещаться по ним в горизонтальном направлении.
Направляющие 15 соединены между собой и с штоком 16 в единую жесткую систему кронщтейнамй 17 н 18, Шток 16 свободно сидит в цилиндрической направляющей 19, неподви>кно устаповлс>шой на оснонашп 1, и имеет воэмо>кность поступа*тельного движения в ней и поворота вокруг оси "10". K штоку 16 шарнирно присоединен пневмощвипшр 20, располо>кенный соосно со штоком и закрспле>гный так>хе шарнирйо на основашщ 1. С обеих сторон полэуна 14 присоединены к нему неподвижно два штока 21, проходящие сквозь регулируемые упоры 22.
На штоках расположены пружины 23, На кронштейне 17 закреплен неподви>кпо и параллельно штоку 16 цпQK 24, охватываемый сверху и
Ъ снизу двумя парами роликов 25, перемещающи- . мися по осям 26, Оси 26 и ролики 25 закреплены на втулке. 27, свободно сндяп1ей на стержне 28, закрепленном неподвижно на основании
1. Втулка 27 опирается на пружину 29 посредством регулируемого упора 30.
Перед работой регулируемыми упорами 22 и 30 ведшая полумуфта устанавливается в среднее лоло>кение, т.е. положение, при котором перемещающаяся (например, вместе с тележкой) и остацовлешгая для осуществления зацепления ведомая полумуфта 7 наиболее вероятно будет ссора с ней.
При работе ведущая полумуфта под действием пнсвмощьпптцра 20, штока 16 и соединенных с итм кронштейна 18, направляющих 15 и ползуна 14 напшаст перемещаться навстречу ведомой полумуфте" 7.
При несоосности ведущая полумуфта
5, скользя своей внутренней конической поверхностъ1о по коническим поверхностям 12 и 10 центратора, занимает соосное положение с ведомой полумуфтой. Это произойдет тогда, Формула изобретения
Сцспная самоцентрирующаяся муфта с приводом, содержащая ведущую полумуфту с внутренней и ведомую полумуфту с внешней центрнрующими коническими поверхностями и торцовыми кулачками, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, она снабжена г риводом, выполненным в вице ползуна, установленного в направляющих.с возможностью перемещения в трех взаимно перпендикулярных направлениях, кардакного вала с электро3$ двигателем, и пневмоцишшдра, внешняя центрнрующая коническая поверхность ведомой полумуфты выполнена в виде составного конуса, одна из частей которого закреплена не4Q подвижно йа валу ведомой полумуфты а дру1
ran установлена подвижно в осевом направлентш и подпружинена относительно вала, при этом ведущая полумуфта соединена с карданным валом и смонтирована в ползуне с возможностью вращения, а ползун подпруяагнен
45 относительно направляющих, соединенных шарнирно с пневмоцилиндром.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Поляков В. С., Барбаш И. Д. Муфты. эо Л., "Ыапшностроенпе", 19?3, с. 139, рис. 104,а.
2. Патент Великобритании Р 1465716, кл. Г 16 0 11/00, 1977.
779677
13 ?
Составитель 10. Абалтусов
Техред Е. Гаврилешко
Редактор В. Романенко
Корректор E Hanu
Тираж 1095
ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5
Заказ 7994/49
Подписное
Филиал ПНП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4