Узел соединения конца каната с другим элементом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О 11 И С А Н И Е ()))77с)685

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 01.12.78(21) 2690830/25 27 с присоединением заявки,% (23) Приоритет .

Опубликовано 15. 11-80, Бюллетень № 42 (5! )/Й, Кл.

F 16 Q 11/04

Государстввииый комитет (53) УДК 621.85. ,054.7 (088.8) по делая изооретеиий и открытий

Дата опубликования описания 25.11.80 (72) Автор изобретения

А. А. Богорад

Всесоюзный научно-иследовательский институт по монтажным и специальным строительным работам (71) Заявитель (54) УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ КОНЦА КАНАТА С ДРУГИМ

ЭЛЕМЕ НТОМ

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к грузоподъемным механизмам, и может быть использовано для перематывания и запасовки канатов в механизмы.

Известно разъемное соединение конца каната с тягой, выполненное в виде конусного винта, размещенного в сердечнике каната и имеющего на конце крюк для присоедине- ния к другим тяговым органам. Это соединение по своим габаритам подходит для использования его при перематывании и запасовке каната в полиспаст 111.

Однако нагрузочная способность этого соединения мала Это объясняется тем, 15 что, во-первых, конусный винт имеет ма лую высоту винтовой нарезки по отношению к ее длине, что отрицательно влияет на прочность зацепления нарезки с сердечником и, во-вторых, винт не прокалы20 вает волокна сердечника, à раздвигает их, а это при гибкости волокон не может обеспечить требуемое закрепление.

Известен также узел соединения конца каната с другим элементом, содержащий спиральный стержень, размещенный в сердечнике каната и имеющий на конце крюк для присоединения к другим элементам.

Спиральный стержень имеет цилиндрическую форму. Это соединение по своим габаритам также подходит для использования его при запасовке полиспастов 12).

Однако при протягивании каната через ручьи полиспаста на соединение действует значительная нагрузка. Известное соединение обладает для этого недостаточной нагрузочной способностью, так как витки спирального сердечника, расположенные по цилиндру, прокалывают одни и те же продольные волокна, а для обеспечения требуемой нагрузочной способности необходима большая длина спирального сердечника, что уменьшает гибкость каната и увеличивает массу соединения.

Цель изобретения — повышение нагрузочной способности соединения.

685 4 сопротивлением. Затем вворачивают в сердечник спиральный стержень 4 с помощью вспомогательного рычага, вставленного в крюк 5. Витки спирального стержня про ходят через сквозные овальные отверстия 10 вкладыша 9.

Так как отверстия 10 имеют овальную форму, концевые витки спирального стержня 4, имеющие меньший диаметр, проходят в зоне отверстий, расположенной ближе к продольной оси каната, а хвостовые витки, имеющие больший диаметр, располагаются в периферийной зоне отверстий 10.

B случае выполнения вкладыша в виде конусного винта в сердечник каната сначала ввертывают спиральный стержень 4, а затем вводят жесткий стержень 8, при этом в конечном положении витки спирального стержня 4 должны располагать-. ся между витками жесткого стержня 8.

Благодаря конической форме спирального стержня 4,он прокалывает различные концентрично расположенные слои крученных волокон сердечников 6. Эти слои прижимаются к вкладышу 8 ипи 9.

При протягивании основного каната 1 через ручьи полиспаста усилие растяжения, действующее со стороны конца 2 каната, немного растягивает витки спирального стержня 4, дополнительно деформируя слои крученого волокна сердечника 6, которые оказываются зажатыми между вкладышем и спиральным стержнем, чем и обеспечивается надежное соединение волокон сердечника с тягой, т.е. с вкладышем и спиральным стержнем 4.

Для обеспечения простоты и удобства монтажа соединения необходима чистая торцовая поверхность конца запасовываемого каната. после резки, что достигается использованием дисковых пнл трения или абразивных кругов. В крайнем случае допускается применение газового резака без заплавления сечения каната (сердечник должен быть открыт).

3 779

Поставленная цель достигается тем, что узел соединения снабжен вкладьпнем, расположенным по оси каната, а спиральный стержень выполнен конусной формы.

Вкладыш может быть выполнен в виде жесткого конусного винта, размещенного внутри спирального стержня.

Вкладыш может быть выполнен также в виде пластины со сквозными отверстиями, расположенными в два ряда вдоль ga оси каната в шахматном порядке, при этом витки спирального стержня paaMelgeHBI в этих отверстиях.

Вкладыш, выполненный в виде жесткого конусного стержня, изгибает продольную ось волокон сердечника, при этом спиральный стержень прокалывает разные концентрично расположенные слои волокон, а вкладыш, выполненный в виде плестины, обеспечивает дополнительное при- 20 жатие волокон и их более надежное закрепление.

На фиг. 1 схематически представлен узел разъемного соединения конца каната с другим элементом; на фиг. 2 и 25

3 —; на фиг. 4 — разрез А-А на фиг. 3.

Узел соединения конца 1 запасовываемого каната большего диаметра:. другим элементом, например с концом 2 30 вспомогательного каната меньшего диаметра, осуществляется с помощью вкладыша 3 и спирального стержня 4, который имеет конусную форму и крюк 5, к которому крепят конец 2 каната. Вкладыш 3 и спиральный стержень 4 расположены в сердечнике 6 запасовываемого каната, который выполнен из органического матерна та. ,Бензельная обвязка 7, выполняемая щ на конце любого каната, препятствует расхождению прядей последнего при введении вкладыша 3 и спирального стержня 4. Вкладыш может быть выполнен в виде конусного винта 8, шаг которого равен шагу витков спирального стержня 4, и в виде пластины 9 со сквозными отверстиями 10, которые расположены в два ряда в шахматном порядке и выполнены овальной формы; шаг между ними в каждом ряду ры ен шагу витков спирального Стержня 4.

Соединение монтируется следующим образом»

И

Вкладыш 9 с торца конца 1 каната внедряют в сердечник 6 каната 1 по наripaaaemao его продольных волокон, благодаря чему внедрение происходит с малым

Ф ор мула изобретения

1. Узел соединения конца каната с другим элементом, содержащий спиральный стержень, размещенный в сердечнике этого каната и имеющий выступающий из каната крюк для присоединения другого элемента, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, он снабжен вкладышем, расположенным по оси каната, 5 а спиральный стержень выполнен конусной формы. 2. Узел по и. 1, о т л и ч а ю щ и с я тем, что вкладыш в виде конусного винта, расположенного внутри спирал ного стержня.

3. Узел по п. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что вкладыш выполнен в виде пластины со сквозными отверстиями, расположенными в два ряда вдоль оси каната в шахматноМ порядке, при й- этом витки спирального стержня размещены в этих отверстиях.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Англии Ж 816839, кл. 109, 1959.

2. Патент США % 2.295.423, кл. 24-122.3, 1942 (прототип).

779685 фиг.4. ««Д « ««Д«««яЩ :«« а „-;««- «««„««« ««««««е«««««.: -««««««««

Заказ 7995/50 Тираж 1095

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д . 4/5

Подписное филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Мартышкина

Редактор В. Романенко, Техред A. Шепанская Корректор И, Муска