Торцовое уплотнение вращающегося вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Фн н. „779694
---- б
Союз Советскйк "
Социалистических
Респубпнк
Ф ии 4.
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнитедьное к авт. свид-ву (51) М. Кл, Р 16 Ю 15/34 (22) Заявлено 09. з 1.78 (21) 2682469/25-08 с присоединением заявки,%
Государственный комитет
СССР (23) Приоритет пв делам изобретений н отнрытнй
Опубл и ковано 15. 1 1.8 О Бюллетень Мо 42
Дата опубликования описания 18.11.80 (53) УД К 62-752 (088.8) (?2) Автори изобретения
В. В. Шибаров, В. A. Костенков, E. В. Шатаев и Р, М. Стародубов
Дзержинский фипиал Научно-исследовательского и конструкторского института химического машиностроения (71) Заявитель (54) TOPUOBOE УПЛОТНЕНИЕ ВРАЩА10ЩЕГОСЯ
ВАЛА и
Изобретение относится к уплотнительиой технике и может быть использовано в качестве торцового уплотнения вращающихся. валов.
Наиболее бпизким к предлагаемому является торцовое уплотнение, включающее неподвижные и вращатощиеся кольца пар трения, установленные в корпусе уплотнения и на вращатошейся втулке, выполнен ные иэ антифращионното материаиа $1)
К недостаткам известного торцового
1О уплотнения относятся: малая жесткость колец, трения. большие габариты торцового уплотнения; отсутствие возможности многократного использования колец трения.
11ель изобретения - повышение надежности и увеличение ресурса работы торцо вых уплотнений.
Поставленная цель достигается тем, что кольца пары трения выполнены в аиде пакетов плоских колец. Пакеты содержат компенсационные кольца, которые вместе с кольцами трения расположены последовательно друг за другом.
Таким образом, предлагаемая конструкция, благодаря испсотьзованию в работе отдел ьн о каждого кол ьцеобразн ого пл ос кого алемента с двумя притертыми рабочими поверхностями, путем их поворота на f80
6 и перемещений в пакете позволяет использовать их многократно при высоких нагрузках в парах трения, что значительно увеличивает ресурс работы торцового уплотнения и повышает его надежность, На чертеже представлен общий вид уплотнения в разрезе, Уплотнение rîñòîèò из корпуса 1, скреп-; ленного с крышкой 2. Внутри корпуса 1 и крышки 2 расположены подвижные кольца 3, посаженные на втулку 4 и поджатые гайками 5 через втулку 6 к уступу втулки 4, установленной на валу 7. Неподвижные кольца 8 установлены в обоймах 9 с поджатием их к ней нажимной втулкой
10 с винтами 11. При уменьшении осевого размера в пакетах с подвижными 3 и неподвижными 8 кольцами устанавливазотся компенсационные кольца 12 и 13.
9694 ф осевом направлении, суммарная прочность пакетов является достаточной для восприяль тия ими больших нагрузок.
Таким образом, предлагаемое изобретение, благодаря прим. нению пакетов, состо. ящих из кольцеобразных плоских элементов малой толщины и имеющих каждое по две рабочих поверхности позволяет использо. вать их многократно и экономить дефицит»
10 ные материалы для пар трения. Тем самым ресурс работы торцовых уплотнений .повышается в 4 и более раз. Экономический эффект от внедрения одного уплотнения ориентировочно составляет 150 тыс.руб.
Формула изобре те ния
3 77
Обоймы 9 посажены через резиновые кольца 14, зафиксированы от проворота штифтами 15 и поджаты к подвижным ко цам 3 пружинами 16, установленными в корпусе 1 и крышке 2 уплотнения. Штифт
17 установлен на валу 7 и входит в паз втулки 4. С обеих сторон подвижных колец 3 имеются герметизирующие резиновые кольца 18 и 19, а неподвижных колец 8 - герметизирующие резиновые коль ца 20 и 21.
Для отвода тепла элементов пар трения в корпусе 1 имеются отверстия а и б соответственно для подвода и отвода охлаждающей жидкости.
Размеры колец трения и их количество в пакете берут такимц, чтобы обеспечить необходимую их суммарную жесткость
{прочность с целью многократного их использования при высоких нагрузках в парах трения и минимальных размерах по . толщине самих колец-дисков).
Уплотнение работает следуюшим образом.
При вращении вала 7 происходит вращение пакета с подвижными кольцами 3, к которому с обеих сторон пружинами 16 и давлением запирающей жидкости поджимаются пакеты с неподвижными кольцами
8 трения.
Ввиду применения в пакетах нескольких колец трения из антифрикционных ма териалов с малой толщиной и сжатых в
1. Торцовое уплотнение вращающегося вала, включающее неподвижные и вращающиеся кольца пар трения, установленные
26 в корпусе уплотнения и на втулке вала, выполненные из антифрикционного материала, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что,. с целью повышения надежности и увеличения ресурса работы торцового уплотнения, 2S кольца пары трения выполнены в виде пакетов плоских колец.
2. Уплотнение по п.1, о т л и ч а юш е е с я тем, что пакеты содержат компенсационныее кольца.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
hb 234070; кл. Р 16 Д 15/54, 1968., 779694
ro У
Составитель Ю. Королев
Редактор А. Долинич, Техред М. Табакович Корректор N. Макаренко
Заказ 7995/50 Тираж 1095 Подписное
ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал FOUI "Патент", г.Ужгород, ул. Проектная, 4.