Колесо

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

< 781093 (61) Дополнительное к авт . сеид-ву (22) Заявлено 240179 (21) 2715621/27-11 (51) М. К,.

В 60 В 19/14 с присоединением заявки №

Государствеииый комитет .

СССР ио дел ч изобретяиий и открытий (23) Приоритет (53) УДК 629.11.012. . 3 (088. 8) Опубликовано 231180, Бюллетень ¹ 43

Дата опубликования описания 02. 12. 80 (72) Авторы изобретения

В. К.Мишкинюк, Ю.A.Ìoðoçoí и Л.В.Воробьев (71) Заявитель (54) КОЛЕСО

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано .иа транспортных средствах, ° предназначенных для передвижения в сложных дорожных условиях и при ограниченных .условиях маневрирования.

Колесо обеспечивает перемещение транспортного средства в любом направлении.

Известно колесо, преимущественно для перемещения транспортного средства в любом направлении, содержащее приводной вал, ступицу и .обод,, представляющий из себя совокупность роликов бочкообразной формы, выпуклые поверхности которых образуют беговую дорожку (1). днако, такая конструкция колеса е обеспечивает; достаточной пр одимости и высоких тягово-сцепных свойств транспортного средства, а для разнонаправленного движения самоходного транспортного средства необходима установка на нем сложной системы управления передачей крутящего момейта на колеса.

Наиболее близким к изобретению по своей технической сущности является колесо, преимущественно для перемещения транспортного средства в любом направлении, имеющее форму шара и содержащее приводной вал, два ролика, установленные с возможностью вращения на оси, перпендикулярной приводному валу и с зазором между собой (2).

Недостатком этого колеса является то, что оно обеспечивает ведущий режим движения только лишь в одном направлении, т.е. оно не обладает доста- точными тягово-сцепными свойствами.

Цель изобретения — повышение тягово-сцепных свойств. указанная цель достигается тем, 15 что колесо содержит механизм привода: роликов, причем приводной вал установлен в кожухе, а ocb, перпендику« лярная приводному валу, установлена на кожухе с возможностью вращения и

20 выполнена полой.

Кроме того,.механизм привода роликов, содержит дифференциальный планетарный ряд с блокировочной муфтой, размещенной в кожухе, угловую пере25 дачу и вал, размещенные в полости оси, при этом солнечная шестерня планетарного ряда установлена на при водном валу, водило связано с ведущим элементом угловой передачи, эпи3ц циклическая шестерня — с осью, -пер781093

О

20 формула изобретения пендикулярной приводному валу, водило и эпициклическая шестерня связаны с кожухом через блокировочную муфту, а ведомый элемент угловой пере дачи — через вал с роликами.

С целью увеличения плавности хода колесо снабЖено откидными башмаками с гидравлическим приводом, установленными на кожухе в зазоре между роликами.

На фиг. 1 схематически изображено колесо, вид сверху; на фиг. 2 — то же, вид спереди; фиг. 3 — то же, вид сбоку.

Ролики колеса 1 и 2 установлены друг относительно друга симметрично с зазором и закреплены каждый на своей ступице 3, а сами ступицы установ1 лены на полой оси 4 и связаны между собой валом 5. Ось 4 выполнена со ступицей 6, установленной с воэможностью вращения на кожухе 7. Вал 5 через угловую передачу, состоящую из . ведомой 8 и ведущей 9 шестерен и ось

4 связаны между собой и прйводным ва лом 10 посредством дифференцкального планетарного ряда 11, шестерня 9 соединена с водилом, ocr 4 - с эпициклической шестерней, а солнечная шестерня установлена на приводном валу 10.

Кожух 7 через блокировочную муфту 12 соединяется с осью 4 или через угло« вую передачу с валом 5. На ступице б, в зазоре между роликами 1 и 2, установлены откидные башмаки 13, которые управляются посредством привода 14, например гидравлического.

Колесо работает следующим образом.

При вращении приводного вала 10, ка котором установлена солнечная шестерня дифференциального планетарного ряда, вращаются сателлиты и водило, в то время, как эпициклическая шестерня через блокировочную муфту

12 сблоккрована с кожухом 7, водило дифференциального планетарного ряда передает вращение через угловую передачу на вал 5 и соответственно на ролики 1 и 2, которые, вращаясь, обес печивают движение колеса в одном направлении. При блокировке водила с кожухом через муфту 12 вращение от пциводнрго вала 10 через солнечную шестерню и сателлиты передается на эпкциклическую шестерню, выполненную эа одно целое со ступицей б, вращающейся. вокруг кожуха 7. При этом осуществляется движение в другом направлении

Перед началом этого движения башмаки 13.откидываются приводами 14, образуя с роликами колеса сплошную беговую дорожку. Через приводной вал

1Ñ передается крутяций движущий или тормозной моменты, а также обеспечивается его свободное вращение. В последнем случае колесо движется как пассивное.

Так как колесо выполнено и форме шаРа а зазор между частями обода может перекрываться откидными башмаками, обеспечивается одинаковый радиус качения колеса в двух взаимноперпендикулярных направлениях а следовательно, равноценная опорная и профильная проходимость. для движения в каждом, направлении использует о ин д и тот же привод, что э начителься но упрощает конструкцию. по

Конструкция колеса не требует лнительных устройств и колесо мдож ет быть использовано на суцествусо моющих серийных шасси. Применение предлагаемого колеса в качестве движите ля самоходного шасси суцественно по» вышает подвкжность шасси не только на ровной площадке с твердым покрытием, но и в условиях местности со слабонесущей опорной поверхностью и профильными препятствиями.

1: Колесо, преимущественно для пе 5 ремещения транспортного средства в любом направлении имеюцее форму шара и содержащее приводной вал, два ролика, установленные с возможностью вращения на оси, перпендикулярной приводному валу и с зазором между собой, о т л и ч а ю ц е е с я тем, что, с целью повышения тягово-сцепных свойств, содержит механизм привода роликов, причем приводной вал установлен в кожухе, а ось, перпен35 дикулярнай приводному валу, установлена на кожухе.с возможностью врацения и выполнена полой.

2. Колесо по п. 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что механизм при40 вода роликов содержит дифференциальный планетарный ряд с блокировочной муфтой, размещенной в кожухе, угловую передачу к вал, размещенные в полости оси, при этом солнечная шестерня планетарного ряда установлена на приводном валу, водило связано с ведущим элементом угловой пе-,. редачк, эпициклическая шестерня— с осью, перпендикулярной приводному валу, водило и эпкцкклкческая шестер30 ия связаны с кожухом через блокировочную муфту, а ведомый элемент угловой передачи — через вал с ролйкамк °

3. Колесо по пп. 1 к 2, о т л и55 ч а ю щ е е с я тем, что, а целью увеличения плавности хода, оно снабжено откидными башмаками с гидравлическим приводом, установленными на кожухе в зазоре между роликами.

Источнккк информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Заявка Франции к 2206195, кл..В 60 В 19/00, 12.07.74.

2. Авторское свидетельство СССР

9 672071, кл. В 60 В 19/ОО, 4.1 .76781093

t3

Составитель Ю.Шурупов Редактор А.Шишкина Техред Н.Ковалева Корректор С.Щомак

Заказ 8056 1 Тираж 7 3 Подписное

- ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4