Гидростатическая трансмиссия транспортного средства с рекуперативным приводом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1111781095
Союз Советских
СоциалмстическихРеспублик
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 131178 (21) 2683242/27-11 с присоединением заявки Мо (23) Приоритет
Опубликовано 23.1180. Бюллетень 9 3
Дата опубликования описания 30. 11. 80 (5 )м. кл.
В 60 К 17/10
В 60 К 25/10
F 16 H 33/02
Государственный комитет
СССР ио делам нэобретеиий и открытий (53) УДК 629.113-585 ° 2 (088. 8) (72) Автор . иэббретеиия
Ф.A.Êèðoâ (7t) Заявитель
Одесский институт инженеров морского флота (54) ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ TPAHCMHCCHH ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА С РЕКУПЕРАТИВНЫМ ПРИВОДОМ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве гидростатической трансмиссии с рекуперативным приводом транспортного средства.
Известны гидростатические трансмиссии с рекуперативным приводом, содержащие маховик и автономную, либо установленную на базе транспортного средства зарядную станцию для разгона маховика (1).
Однако известные гидростатические трансмиссии рекуперативных маховичных приводов конструктивно сложны, требуют механического или гидравли- т5 ческого переключения режимов, из- за этого они малоэкономичны и сложны в управлении.
Известна также гидростатическая трансмиссия транспортного средства 29 с рекуперативным приводом, содержащая гидростатический мотор-насосный агрегат, связанный кинематически с маховиком и гидравлически — с гидробаком с нерегулируемой обратимой гид- 25 ромашиной привода движителей транспортного средства и при помощи напорной гидролинии — с регулируемым гидронасосом, имеющим привод от двигате.ля транспортного средства (2j.
Недостатками этой трансмиссии яв ляются конструктивная сложность гидросистемы, наличие гидростатических потерь иэ-эа прохождения рабочей жидкости через гидрораспределитель, сложность управления, обусловленная необходимостью переключения позиций гидрораспределителей для изменения режимов работы привода.
Цель изобретения — повышение КПД трансмисси путем снижения гидростатических потерь.
Указанная цель достигается тем, что мотор-насосный агрегат выполнен в виде двух регулируемых реверсивных по потоку рабочей жидкости обратимых гидромашин, роторы которых кинематически-связаны между собой; гидравлическая связь мотор-насосного агрегата с нерегулируемой обратимой гидромашиной выполнена в виде двух гидролиний, сообщающих выходы регулируемых обратимых гидромашин с последней, причем каждая из последних упомянутых гидролиний связана посредством обратных клапанов с напорной гидролинией, последняя сообщена со входами указанных обратных клапанов, гидра,влическая связь гидробака с моторнасосным агрегатом выполнена в вида
781095 йары параллельно установленных фильтра слива с обратным клапаном и проти воположно ориентированного другого обратного клапана, при этом каждый фильтр сообщен с соответствующей регулируемой обратимой гидромашиной.
На фиг. 1 приведена схема гидростатической трансмиссии транспортного средства с рекуперативным приводом; на фиг. 2 - пример конструктивного исполнения подсоединения общего регулирующего органа к регулирующим устройствам гидромашин мотор-насосного агрегата.
Предлагаемая гидростатическая трансмиссия с приводом содержит маховик
1 (см. Фиг. 1), муфту 2 сцепления, соединяющую общий вал 3 регулируемых реверсивных по потоку рабочей жидкости обратимых гидромашин 4 и 5 моторнасосного агрегата, снабженных регулирующими устройствами, соответственно 6 и 7, сблокированными на общий ре гулирующий орган 8, по меньшей мере одну нерегулируемую обратимую гидромашкну 9, механически связанную с движителем (не показан) транспортно- 5 го средства, регулируемый гидронасос
-10, соединенный своим валом с валом двигателя 11, гидролинии 12 и 13, снабженные фильтрами 14 и 15, обратными клапанами 16 и 17 и противополож-gg но ориентированными обратными клапанами 18 и 19, и соединяющйе гидромашины 4 и 5 с гидробаком 20, и гидролинки 21 и 22, соединенные с гидробаком 20 через обратные клапаны, соответственно 23 и 24, и через обратные клапаны, соответственно 25 и 26 — с напорной гидролинией регулируемого гкдронасоса 10. Кроме того, гидравлическая трансмиссия снабжена предохранительными клапанами 27 и 28. Регу- 4О лируемый гидронасос 10 может быть подключен к напорной гидролинии 29 через обратный клапан 30 и быстроразъемное соединение 31.
Регулирующий орган 8 (фиг. 2) установлен на шарнирной опоре 32 и шарнирно соединен тягами 33 и 34 с регулирующими устройствами, соответствен-.. но 6 и 7, гидромашин 4 и 5.
Гидростатическая трансмиссия с ре SO вуперативным приводом работает следующим образом.
Когда маховик 1 обладает запасом кинетической энергии, при установленном юбщем регулирующем органе 8 в положфие, соответствующее нулевым рабочим объемам гидромашин 4 и 5, включаем муфту 2 сцепления. Роторы гидромашин 4 и 5 вращаются на холостом режиме, т. е. не перекачивают рабочую жидкость, транспортное средство под- 6Q готовлено к рабочемУ режиму.
Смещение общего регулирующего органа 8 в ту или другую сторону от ну- "" левого положения происходит при соединении тяги 34 (фиг. 2) с регулирующим органом 8, например как показано на фиг. 2 сплошными линиями. Рабочая жидкость одной кз гидромашин моторнасосного агрегата начинает нагнетаться к гидромашине 9, а другой — отсасываться от-гидромашины 9, что приводит к движению транспортного средства вперед кли назад.
Допустим, движению вперед соответствует перемещение регулирующего органа 8 вверх, как показано на фиг. 1 постепенное смещение регулирующего органа 8 в этом направлении приводит к ускорению транспортного средства, так как расход рабочей жидкости через гидромашины 4 и 5 при этом увеличивается. При необходимости торможения транспортного средства на какойто приобретенной им скорости, соответствующей. какому-то положению регулирующего органа 8 (для примера изменением скорости маховика 1 пренебрегаем), регулирующий орган 8 необходимр остановить и перемещать в исходное (нулевое) положение. При этом расход через гидромашины 4 и 5 становится меньшим, чем требуется на данной скорости для соответствующей скорости . вращения ротора гидромашины 9, и гкдромашкна 9 сжимает рабочую жидкость в той магистрали, которая на режиме разгона была сливной для нее, т. е. гидромашина мотор-насосного агрегата, отсасывающая на режиме разгона рабочую жидкость от гидромашины 9, при торможении транспортного средства работает в моторном режиме и разгоняет маховик, чем обеспечивает передачу кинетической энергии транспортного средства маховику. Вторая же из спаренных гидромашин при это работает в режиме объемного делителя потока (дозатора).
Для того, чтобы в процессе работы привода в одной из гидролиний 23. или
22 в результате объемных потерь не было снижения давления ниже нуля, эти гидролинни подключены через обратные клапаны 23 и 24 к гидробаку 20, что в случае установки гидробака 20 вью гидромашин привода, обеспечивает даже неболъшой подбор в низконапорной гкд ролинии.
Обратные клапаны 16 и 17 и противоположно км ориентированные обратные клапаны 18 и 19 установлены с целью обеспечения протока рабочей жидкости через Фильтры 14 и 15 только при сливе рабочей жидкости от гидромашин 4 и 5 в гидробак 20 н для всасывания рабочей жидкости этими гидромашинами из гидробака в обход фильтров 14 и 15.
Таким образом, на рабочем режиме . транспортного -pezcTaa управление режимами разгона его вперед и назад и рекуперативного торможения, при любом направлении движения, осуществляется прк помощи соответствующих перемещений лишь общего регулирующего органа8.
781095
Формула изобретения
Гидростатическая трансмиссия транспортного средства с рекуперативным приводом, содержащая гидростатический мотор-насосный агрегат, связанный кинематически с маховиком и гидравлически — с гидробаком, с нерегулируемой обратимой гидромашиной привода движителей транспортного средства и при помощи напорной гидролинии — с
Разгон маховика осуществляется следующим образом.
Тяга 34 переставляется в положение, показанное на фиг. 2 пунктиром. Это обеспечивает однонаправленность движения рабочей жидкости через гидромашины 4 и 5. Регулирующий орган 8
5 устанавливается в нужное (для соответствующего направления вращения вала маховика) крайнее положение и в этом положении фиксируется.
t0
Включается в работу двигатель 11 и плавным регулированием подачи насоса 10 маховик разгоняется до нужной скорости.
Отключением муфты 2 сцепления, выключением двигателя 11, перестанов- 15 кой тяги 34 в положение, показанное на фиг. 2 сплошной линией, установкой регулирующего органа 8 в нулевое положение и включением муфты 2 обеспечивается подготовка рекуперативио- 2О го привода транспортного средства к рабочему. режиму. регулируемым гидронасосом, имеющим привод от двигателя транспортного средства, отличающаяся тем, что, с целью повышения коэффициента полезного действия трансмиссии путем снижения гидростатических потерь, мотор-насосный агрегат выполнен в виде двух регулируемых реверсивных по потоку рабочей жидкости обратимых гидромашин, роторы которых кинематически связаны между собой, гидравлическая связь мотор-насосного агрегата с нерегулируемой обратимой гидромашиной выполнена в виде двух гидролиний, сообщающих выходы регулируемых обратимых гидромашин с последней, причем каждая иэ последних упомянутых гидролиний связана посредством обратных клапанов с напорной гидролинией, последняя сообщена со входами укаэанных обратных клапанов, гидравлическая связь гидробака с моторнасосным агрегатом выполнена в виде пары параллельно установленных фильтра слива с обратным клапаном и противоположно ориентированного другого обратного клапана, при этом каждый фильтр сообщен с соответствующей, регулируемой обратимой гидромашиной.
Источники. информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Гулиа И.В. Маховичные двигатели. М., "Машиностроение", 1976, с. 87-107.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2200000, кл. В 60 К 17/10, 1977.
781095
4иа1
Составитель О.Великая
Техред A.À÷
Редактор A.Øèøêèíà
Корректор;О.Макаренко филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, Заказ. 8056/15 Тираж 763 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
-по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5