Ведущий мост транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Il3. ВекитHo-те нФ piсная
Союз Советскик
Социалистический
Республик (i }781096
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ, СВ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.1278 (21)2692131/27-11 (51)М. Кл.
В 60 К 17/16
В 60 К 17/32 с присоединением заявки №вЂ”
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 23.1 180. Бюллетень ¹ 43 (53) УДК 629.113. .039(088.8) Дата опубликования описания 30. 11. 80 (72) Автори изобретения
Н.С.ЕФименко, С.Ф;Голубчик, П.И.Коганзон и А.Д.левитанус (71) Заявитель (54) ВЕДУЩИЙ МОСТ TP MCGOPTHOI Î СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкции ведущих мостов колесных транспортных средств, преимущественно сельскохозяйственных тракторов.
Известна конструкция ведущего моста транспортного средства, содержащего главную передачу, диФФеренциал и конечные планетарные передачи, солнечные шестерни которых соединены с полуосями, а водила связаны со ступицами ведущих колес (1).
Недостатком такой конструкции является сложность и трудоемкость выполнения регулировки колеи ведущих колес, что необходимо для использования сельскохозяйственного трактора на пропашных работах.
Известен .ведущий мост транспортного средства, содержащий расположенные в одном корпусе главную передачу, состоящую из ведомой и ведущей шестерен, дифференциал, имеющий сателлиты., 2 свободно установленные на осях, и две планетарные конечные передачи, каждая из которых имеет солнечную шестерню, водило с сателлитами и коронную шестерню (21. 30
В этой конструкции консольные оси, жестко связанные с водилом, позволяют осуществлять удобную регулировку колеи ведущих колес, но при этом значительно увеличивается ширина центральной части корпуса ведущего моста, что затрудняет его установку на транспортные средства с рамной конструкцией остова, особенно в тех случаях, когда мост выполняется подрессоренным.
Цель изобретения — упрощение габаритов и уменьшение конструкции.
Поставленная цель достигается тем, что солнечные шестерни установлены на ступице ведомой шестерни главной передачи, каждая коронная шестерня вы- полнена с зубчатйи венцом, оси сателлитов закреплены в корпусе ведущего моста, а сателлиты дифференциала вы,полнены каждый с двумя зубчатыми венцами, один из которых введен в зацепление с упомянутым зубчатым вейцом одной из коронных шестерен, а другие зубчатые венцы сателлитов связаны между собой.
На фиг. 1 схематически изображен ведущий мост, общий вид, разрез; на фиг. 2 — то же, разрез А-А на фиг. 1) "81096
Формула изобретения на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг..4 — разрез В-В на фиг. 1.
Ведущий мост содержит корпус 1, главную передачу 2, включающую ведущую шестерню 3 и ведомую шестерню 4, установленную на ступице 5, планетарные конечные передачи б и 7, включающие солнечные шестерни 8, жестко закрепленные на ступице 5, сателлиты 9, свободно установленные на осях 10, водила 11 и 12 и коронные шестерни
13 и 14. Водила нейодвих<но эакрепле- !О ны на полуосях 15 и 16 ведущих колес.
Коронные шестерни 13 и 14 имеют зубчатые венцы 17 и 18. Сателлиты 19 и
20 дифференциала свободно установлены на осях 21, неподвижно закреплен,ных в корпусе 1. Сателлит 19 зубчатым венцом 22 взаимодействует с зубчатым
:венцом 18 коронной шестерни 14,а зубчатым венцом 23 с зубчатым венцом 24
:парного ему сателлита 20. Сателлит
20 зубчатым венцом 25 взаимодействует с зубчатым венцом 17 коронной шестерни 13.
Ведущий мост работает следующим образом. .Крутящий момент двигателя передается через трансмиссию на ведущую шестерню 3 и далее, через ведомую шестерню 4 и ступицу 5, на солнечные шестерни 8, сателлиты 9, водила 11 и
12 и полуоси 15 и 16. Так как солнеч- 30 ные шестерни закреплены на ступице 5 ведомой шестерни 4, то обе солнечные шестерни вращаются с одинаковыми оборотами, соответственно одинаковые обороты имеют сателлиты 9 я одинаковые 35 по величине и направлению крутящие моменты передаются на коронные шестерни ",3 и 14 и связанные с ними сателлитй i9 и 20. При этом силы, действующие на сателлиты 19 и 20 со стороны 40 коронных шестерен стремятся провернуть их в одном направлении, а силы, возникающие в зацеплении мех<ду парными сателлитами — в противоположном направлении. Поэтому, в зависимости от величины сил, действующих на сателли- 45 ты 19 и 20, они либо тормозят друг друга, удерх<ивая от вращения коронные шестерни 13 и 14, либо один из сател "литов вращается в одну сторону, а второй — в противоположную и, соответственно; проворачиваются в противоположные стороны- коронные шестерни 13 и 14.
При прямолинейном двих<ении транспортного средства и равных силах со-1 против ения движению правого и левого колес, силы, действующие в зацеплении сателлитов 19 и 20 равны, поэтому они остаются Йеподвижными и, соответственно, неподвижны коронные шестерни 13 и 14. В этом случае планетарные передачи работают как обычные планетарные редукторы с заторможенной коронной шестерней, и поэтому водила 11 и 12, полуоси 15 и 16 и соединенные с ними правые и левые ведущие колеса, вращаются с одинаковыми угловыми скоростями.
При нарушении кинематического или силового соответствия между правым и левым колесами в работу вступает дифференциальная передача, при этом сателлиты 19 и 20, вращаясь вокруг своих осей, вращают в противоположные стороны коронные шестерни 13 и 14, тем самым уменьшая скорость вращения одной из полуосей и связанного с ней ведущего колеса и увеличивая скорость второй полуоси и связанного с ней ведущего колеса.
При повороте транспортного средства влево, левое колесо задерживает левую полуось 16 и водило 12 с сателлитами, при этом коронная шестерня
14 начинает проворачиваться, проворачивая находящиеся с ней в зацеплении сателлиты 19 вокруг осей 21. Сателлиты,19, в свою очередь, проворачивают сателлиты 20, которые начинают вращать коронную шестерню 13 в сторону, противоположную направлению вр щения коронной шестерни 14. В результате увеличивается угловая скорость водила 11, полуоси 15 и связанного с ними правого ведущего колеса.
Ведущий мост транспортного средства, содержащий расположенные в одном корпусе главную передачу, состоящую из ведомой и ведущей шестерен, дифференциал, имеющий сателлиты, свободно установленные на осях, и две планетарные конечные передачи, каждая. иэ которых имеет солнечную шестерню, водило с сателлитаМи и коронную шестерню отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов и упрощения конструкции, солнечные шестерни установлены на ступице ведомой шестерни главной передачи, каждая коронная шестерня выполнена с зубчатым венцом, оси сателлитов закреплены в корпусе ведущего моста, а сателлиты дифференциала выполнены каждый с двумя зубчатыми венцами, один иэ которых введен в зацепление с упомянутым зубчатым венцом, одной из коронных шестерен, а другие зубчатые венцы сателлитов связаны между собой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9,582109, кл. В 60 К 17/18, 1974.
2. Авторское свидетельство СССР, М 279221, кл. В 60 В 35/00, 1969.
781096
17
О
ff
Составитель Н ° Николаева
Техред А. Бабинец
Корректор Ю.Макаренко
Редактор A.Øèøêèíà
Подписное
056 15 Тираж 763
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035; Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,