Движитель транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалмстнческмк
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свмд-ву— (22) Заявлено 13.11.78 (21) 2684468/27-11 (51)М. Кл.а
В 62 0 57/00
В 60 F 3/00 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Государствеииый комитет
СССР ио делам изобретеиий и открытий
Опубликовано 231180. Бюллетень ¹ 43
Дата опубликования описания 23. 11. 80 (Ç) ХЦ)(629. 113 ° .033.5 (088!. 8 (72) Авторы изобретения
А, Ф. Николаев A . .П. Куляшов, В. Е. Колотилин и В. И. Маркус
Горьковский политехнический институт им. A. A. Жданова (7f) Заявитель (54) ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к движите- лям транспортных средств с высокой проходимостью, а более конкретно, к роторно-винтовым движителям, 3
Известен движитель транспортного средства, содержащий побортно расположенные винтовые роторы, каждый из которых соединен с приводом его вращения (1). 10
Недостатком данного движителя является недостаточная величина его опорной поверхности, поэтому для движения по грунтам с малой несущей способностью, необходимо предусматривать роторы с большой длиной или большим диаметром.
Наиболее блиэким к данному изобретению по технической сущности и достигаемому результату является движитель, содержащий побортно расположенные винтовые роторы, каждый из которых состоит иэ неподвижного сердечника треугольной формы в поперечном сечении, охваченного бесконечной 2 лентой с винтовой лопастью на ее наружной поверхности, и соединенного с лентой привода ее вращения вокруг сердечника в поперечной плоскости.
При движении транспортного средства. оборудованного таким движителем, винтовые роторы опираются на грунт широкой площадкой, имеющей ширину нижнего основания треугольного сердечника, что значительно увеличивает опорную йлощадь, а, следовательно, и несущую способность при небольших габаритах (2).
Недостатком данного движителя является невозможность изменять величину опорной площади, что не позволяет регулировать проходимость на разных грунтах.
Цель изобретения — адаптация к грунтам с различной несущей способностью, Поставленная цель достигается тем, что каждый сердечник установлен шарнирно в опорах корпуса и снабжен приводом его ступенчатого поворота.
На фиг.1 схематически изображен движитель, вид сбоку; на фиг.2 — движитель, опирающийся на малые плоскости винтовых роторов, вид спереди> на фиг.3 — то же,. опирающийся на большие плоскости роторов; на фиг.4то же, опирающийся на ребра роторов; на фиг.5 — винтовой ротор, поперечное сечение; на фиг.б — схема при781105 водов вращения сердечника винтового ротора и его бесконечной ленты с винтовым гребнем.
Движитель транспортного средства состоит из корпуса 1, в опорах 2 и 3 которого установлены побортно винтовые роторы 4. Каждый ротор 4 состоит из треугольного сердечника 5, в вершинах которого защеплены звездочки
6 с зубчатыми венцами, которые находятся в зацеплении с внутренней поверхностью 7 бесконечной ленты 8.
На наружной поверхности ленты 8 закреплена винтовая лопасть 9. Звездочки 6 связаны цепной передачей 10 с центральной звездочкой 11, вал 12 которой приводится во вращение от f5 силовой передачи 13. Соосно с валом
12 размещен полый вал 14, один конец которого соединен с треугольным сердечником, а другой — с конической шестерней 15, приводимой во вращение Щ механизмом ступенчатого поворота сердечника," например червячным механизмом 16.
При движении по грунту крутящий момент от силовой передачи 13, через вал 12, звездочку 11 и цепную передачу 10 передается на звездочки 6, зубчатые венцы которых взаимодействуют с поверхностью 7 ленты 8. Лента 8 перемещается по поверхности сердечника 5 в направлении, перпендику-: лярном его продольной оси. При этом лопасть 9 внедряется в грунт и создает тяговое усилие в направлении продольной оси сердченика. Нагребание грунта .перед передними (задними, при -З5 движении задним ходом) кромками роторов 4 предотвращается выполнением овальной формы торцовой части сердечника (фиг.1). Для устранения осевого смещения ленты 8 по сердечнику 5 и 4() отстаивания ленты от сердечника вследствие действия центробежных сил, могут быть, применены любые известные средства.
При движении по слабонесущим грунтам необходимо повернуть в сторону полотна пути большую или меньшую сторону треугольника сердечника 5 (фиг.2 или 3). При движении по твердой поверхности, например по льду, целесо образно повернуть в сторону поЛотна пути вершину треугольника сердечника
5 (фиг.4). Это позволяет уменьшить потери на трение при скольжении ленты по опорной поверхности, изменяет величину последней,что обеспечивает достаточное,.внедрение винтовой лопасти в твердую среду (лед) для создания тягового усилия.
Поворот сердечника 5 относительно корпуса 1 осуществляется посредством механизма 16, вращение от которого передается на шестерню 15, вал 14 и сердечник 5. При этом сердечник поворачивается на требуемый угол. Силовой привод на каждый борт размещается в опоре 3.
Применение предлагаемого изобретения позволяет простыми техническими средствами обеспечить хорошую приспособляемость винтовых роторов к грунтам с различной несущей способностью, что дает воэможность испольэовать этот движитель для машин,,передвигающихся как по торфянникам; гак и по снегу, и льду.
М
Формула изобретения
Движитель транспортного средства, содержащий побортно расположенные винтовые роторы, каждый иэ которых состоит из неподвижного сердечника треугольной формы в поперечном сечении, охваченного бесконечной лентой с винтовой лопастью на наружной поверхности и соединенного с лентой привода ее вращения вокруг сердечника в поперечной плоскости, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью. адаптации к грунтам с различной несущей способностью, каждый еердечник установлен шарнирно в опорах корпуса и снабжен приводом его ступенчатого поворота.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Германии Р 432403, кл. 63 К 23, 1926.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 42816, кл. В 62 М 27/00. 1935 (прототип).
Фиа2
4 6
f0
Л
Фиаf
Составитель Д. Ьптер
Редактор A. Шишкина Техред И;Петко Корректор С. щомак
Заказ 8058/15 Тираж 730 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4