Самоосвобождающийся складной якорь
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскик
Социалистических
Республик
<в?81106
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву
{22) Заявлено 27. 12. 78 (21} 2737959/27-11 (51) М с присоединением заявки ¹В 63 В 21/36
Государствеииый комитет
СССР вО делам изобретеиий и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 23.1180 бюллетень ¹ 43 ($$) УДК 629.12.015..64 (088.8) Дата опубликования описания 23. 11. 80 (72) Автор изобретения г
Г. Д. Бельский (7t) Заявитель (54) САМООСВОБОЖДИОЩИЙСЯ СКЛАДНОЙ ЯКОРЬ
Изобретение относится к судостро- . ению, в частности к самоосвобождающимся складным якорям.
Известен самоосвобождающийся складной якорь, преимущественно для маломерных судов, содержащий полое веретено, на котором шарнирно на общей оси установлены лапы, механизм фиксации лап, состоящий из кулачка, установленного на одной оси с лапами, и взаимодействующего с ним фиксатора с пружиной и тягой, установленными в полости веретена, причем тяга имеет кольцо для крепления якорного троса, пропу-. щенного через направляющую втулку, установленную в верхней части веретена (1).
Однако якорь не обеспечивает пегкого освобождения лап от.подводных. предметов.
Цель изобретения — освобождение якоря от подводных предметов.
Поставленная цель достигается тем, что полое веретено снабжено штифтом, жестко установленным в полости веретена, причем пружина выполнена из упругой пластины в форме восьмерки и взаимосвязана внутренними выступами со штифтом, а лапы якоря и кулачок закреплены на общей оси жест- 30.ко, причем ось установлена в полос-ти веретена с воэможностью поворота.
Самоосвобождающийся складной якорь снабжается регулятором упругости пружины, а регулятор упругости пружины состоит из двух пластин, сое-. диненных между собой винтом, причем в пластинах выполнены пазы, в которых размещены ветви пружины.
На фиг.1 схематически изображен якорь, общий вид,в разрезе и показаны два возможных рабочих положения лап и рабочее положение устройства для фиксации лап; на фиг.2 — сечение A-A на фиг.1; на фиг.3 — якорь, вид спереди; на фиг.4 — положение частей якоря после освобождения от зацепления эа грунт или подводные предметы.
Самоосвобождающнйся складной якорь содержит полое веретено 1, выполненное из двух боковин, соединенных перемычками, на одном конце которого на общей оси 2 шарнирно установлены лапы 3, лежащие в одной плоскости, на другом верхнем конце веретена установлена направляющая втулка 4 с отверстием, имеющим гладкую поверхность и закругленные кромки, через которое пропускается якорный трос 5.
7811 0 б
Механизм фиксации лап состоит из кулачка б, фиксатора 7 и пружины 8, при этом на оси 2 закреплен кулачок
6, имеющий два выступа, которые, встречаясь с фиксатором 7, ограничивают поворот оси, а вместе с ней и лап 3 под определенным углом по отношению к веретену. Обычно угол, обра .эованный плоскостью, в которой лежат лапы, и осью веретена, в рабочем положейии якоря составляет 25-30 фиксатор 7 свободно установлен в отверстия перемычек веретена и.в рабочем положении удерживается пружиной 8, которая своим концом входит в паз на утолщенном конЦе Фиксатора и, упираясь в Фиксатор, удерживается штифтом 9, жестко установленным в"полости веретена.
Пружина 8 выполнена из .упругой, пластины в форме восьмерки, сомкнутые концы посредством винта 10. за"креплены в пазу тяги 11. В средней части своей пружина 8 имеет два выступа, обращеннйх друг к другу. Одной стороной выстуйов, имеющий наклон 60 к продольной оси пружины, в рабочем положении пружина взаимосвязана внутреннимл выступами со штифтом 9. Сила трения,. воз никающая между штифтом 9 и сторонами выступов пружины, является силой, . удерживающей лодку на течении реки.
Другая сторона выступов имеет наклон 15 к продольной оси пружины, что позволяет уменьшить усилие, прилагаемое при возвращении пружины в рабочее пбложение.
Регулировка упругости пружины осуществляется регулйторои упругости пружины путем перемещения вдоль ее оси двух пластин 12, выполненных с пазами, и закрепления их на пружине
8, установленной в пазах посредством винта 13.
Тяга 11, одним концом соединенная с пружиной 8 и свободно скользящая в отверстии перемычки веретена, на другом конце имеет кольцо для крепления якорного троса, пропущенного через отверстие направляющей втулки 4 веретена.
На утолщенных концах оси 2 по обе стороны имеется четыре штыря 14, которые в первоначальный момейт, когда якорь ляжет на дно, удерживают рога с лапами под углом к поверхности: дна, способствуя быстрому эарыванию лап в грунт.
ЯкорЬ работает следующим образом.
При опускании якоря на дно он ло> ется на поверхность последнего одной нэ двух; сторон, уййрайсь в дно носками лап и двумя штырями 14. При появлении на якорном тросе тянущего усилия, которое передается якорю через тягу 11, пружину 8 и штифт 9, якорь лапами зарывается в грунт или, цепляется эа подводные предметы, удерживая тем самым лодку на месте
Для освобождения якоря необходимо усилием, большим усилия, удерживающего лодку; резко потянуть за трос.
При этом трос, скользя в отверстии направляющей втулки 4, тянет за со» бой тягу 11 и с ней вместе пружину
8, которая, прогибаясь, скользит своими вцступамй по штйФту.9 и осВобождается от него, Как только выступы пружины обходят штифт 9, сопротивление перемещению троса ослабля.ется, coo âåòñòâåííî трос с меньшим усилием воздействует через направ-: ляющую втулку 4. на конец веретена и 5 в целом на якорь. Соответственно кулачок б своим выступом уменьшает давление на конец Фиксатора 7, кото рый продолжает оставаться в рабочем положении. Пружина 8, перемещаясь
20 дальше вдоль своей оси и скользя в
- пазу Фиксатора 7, коснувшись штифта 15, увлекает за собой фиксатор 7.
Перемещение тяги 11, пружины 8, Фиксатор 7 происходит до тех пор, пока. тяга 11 своей утолщенной частью не упрется в перемычку веретена. Теперь усилие, приложенное к тросу, полностью передается на веретено. Но
"так как выступ кулачка б освобожда30 ется от фиксатора, то веретено свободно вращается на оси 2. Дальнейшее приложение к тросу тянущего усилия направлено на то, чтобы вывернуть из грунта лапы.
При попадании Между веретеном и
З5 лапами якоря подводных предметов не происходит заклинивания (которое, должно было бы затруднить освобождение фиксатора 7), так как. сила., приложенная к якорю через трос,не4Q значительна и она недостаточна для создания заклинивающих сил. Для облегчения освобождения фиксатора
7 конец последнего,.в который упирается своим выступом кулачок б, выполнен коническим с углом конуса не более 30 °
Для приведения механизмов якоря в рабочее положение необходимо лапы расположить вдоль веретена и йальцами руки нажать на кольцо тяги 11 вдоль оси до щелчка. При этом тяга, перемещаясь, давит на пружину 8, которая, скользя сторонами выступов с малым уклоном по штифту 9, толкает в свою очередь фйксатор 7 до тех
S5 пор, пока выступы не проскочат штифт.
Формула изобретения
1. Самоосвобождающийся складной якорь, преимущественно для маломерных судов, содержащий полое веретено, на котором шарнирно на общей оси установлены лапы, механизм фиксации лап, состоящий из кулачка, установу ленного на одной оси, с лапами, и
781106 взаимодействующего с ним фиксатора с пружиной и тягой, установленными в полости веретена, причем тяга имеет кольцо для крепления якорного тро» са, пропущенного через направлякицую втулку, установленную в верхней части веретена, отличающийся тем, что, с целью освобождения якоря от подводных предметов, полое веретено снабжено штифтом, жестко уста. новленным в полости веретена, причем пружина выполнена иэ упругой пластины в форме восьмерки и взаимосвязана внутренними выступами со штиФтом, а лапы якоря и кулачок закреплены жестко на общей оси, прн этом ось установлена в полости веретена с возмож ностью поворота.
2, Якорь по п.1, отличаю шийся тем, что он снабжен регулятором упругости пружины.
3. Якорь по п.2, о т л и ч а юшийся тем, что регулятор упругости пружины состоит из двух пластин, соединеннык между собой винтом, причем и пластинах выполнены пазы, в которых размещены ветви пружины.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США 9 2012751, кл. 114-208, 1935.