Регулятор скорости для двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСА,Н.

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советснии

Социалистическик

Республик оп 781380

К АВТОРСКОМУ СВИ ИТЕПЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (Я)М. Кл.з (22) Заявлено 19. 02. 79 (21) 2726942/24-06

Ъ с присоединением заявки Но

Г 82 O 1/10

Государственный комитет С С С Р по делам изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 2311,80,Бюллетень Но (53) УДК621.436.-545(088.8) Дата опубликования описания 2 11,80 (72) Авторы изобретения

E. И. Влаженнов и И. A. Цветков (71) Заявитель

Ярославский политехнический институт (54) РЕГУЛЯТОР СКОРОСТИ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ жение дымности и токсичности отработавших газов.

Для достижения поставленной цели промежуточное звено выполнено в виде трехплечего рычага-корректора, первое плечо которого снабжено +oром для взаимодействия с фланцем подвижной муфты, второе снабжено двумя упорами и сопряжено с корпусом регулятора через пружинный ограничитель хода, а к третьему плечу через пружинный шарнир подсоединен ползун, снабженный профильной поверхностью и сопряженный с направляющим роликом, и силовой рычаг снабжен установленными на нем с возможностью перемещения в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях упорами, взаимодействующими с профильной поверхностью ползуна.

Направляих ий ролик полэуна дополнительно снабжен поворотным рычагом и кулачком останова двигателя.

Кроме того, профильная поверхность ползуна выполнена в виде трех участков различной формы, и силовой ры-. чаг снабжен тремя упорами для взаимодействия с каждым из этих участков.

На фиг. 1 изображена схема регуля тора скорости; на фиг. 2 — устройство

1

Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, а именно к регуляторам скорости для двигателей внутреннего сгорания. S

Известен регулятор скорости для двигателя внутреннего сгорания, например автомобильного дизеля, содержащий центробежный измеритель скорости с подвижной муфтой, разделен- 10 ной при помощи упругого звена на два элемента, из которых первый, втулка, шарнирно соединен через силовой рычаг с органом дозирования топливоподачи и связан с органом управления, 15 а второй, фланец, сопряжен с корпусом регулятора через упругую опору и соединен через промежуточное звено с пружинным. ограничителем хода fi) .

26

Однако этот регулятор не обеспечивает заданного корректирования органом управления в широком диапазоне внешней скоростной и регуляторных характеристик, что приводит к 25 неустойчивой работе двигателя на режимах малых нагрузок с малой частотой вращения.

Цель изобретения — улучшение устойчивости скоростного режима, сни) ОЕСРивэнлтт " "11 -- — +. -:Суду т е еке М54

f регулятора; на фиг. 3 — внешняя (1) и регуляторные (2-7) характеристики; на фиг. 4 - схема положения деталей регулятора, соответствующая его работе на частичной регуляторной характеристике; на фиг. 5 - схема положения деталей регулятора, соответствующее его работе на внешней характеристике

На вал 1 регулятора установлена крестовина 2 с центробежным измерителем 3 скорости, связанным с подвижной муфтой, выполненной иэ двух элементов втулки 4 и фланца 5, разделенных при помощи упругого звена, -состоящего иэ пружин б и 7. Со втулкой 4 шарнирно сочленен силовой рычаг 8 органа 9 дозирования топливойодачи "йасоса высокого давления, а фланец 5 через упругую опору 10 сопряжен с корпусом регулятора. В корпусе регулятора шарнирно закреплено промежуточное звено в виде трехплечего рычага-корректора Х1, который взаимодействует упором первого плеча с фланцем 5. Второе плечо корректора 11 расположено между двумя упорами 12 и 13 и сопряжено с корпусом регулятора через пружинный ограничитель 14 хода. К третьему плечу через пружинный шарнир 15 подсоединен полэун 16, снабженный профильной йоверхностью и сопряженный с направляющим роликом 17. Последний дополнительно снабжен поворотным рычагом 18, опирающимся через упругое звено 19 на жесткий упор 20, и кулачком 21 останова двигателя. Силовой рычаг 8 соединен упругой связью 22 с органом 23 управления. На корпусе регулятора установлен регулируемый упор 24. Профильная поверхность ползуна 16 выполнена в виде трех участков различной формы, а силовой рычаг 8 снабжен тремя упорами 25-27 с возможностью перемещения в двух взаимно перпендикУлярных плоскостях, взаимодействующими с профильной поверхностью полэуна 16.

Регулятор скорости работает следующим образом., При повороте на определенный угол органа 23 управления (допустйм, что автомобильный дизель работает на холоСтом ходу при частоте вращения см. фиг. 3) орган 9 доэированйя топли воподачи перемещается в направлении увеличения подачи топю йва на величину

h, при этом упоры 25-27 не входят в соприкосновение с полэуном 16, частота вращения двигателя увеличивается, и центробежный измеритель 3 скорости через втулку 4 начййает сжймать

:пружину 6, что вызывает перемещеййе органа 9 дозирования топливоподачи по линии аб. Наклой харак теристики аб определяется параметрами пружины б..., В точке б при частоте вращенйя и, импульс центробежного измерителя 3

"сКоростй в сумме "c усилйем пружинного ограничителя 14 становится равным с усилием упругой опоры 10, и увеличение частоты вращения выше п сопроояФается перемещением втулки 4, а ледовательно, и органа 9 дозированно, вследствие деформации пружины б, упругой опоры 10 и пружинного ограничителя 14 хода.

В точке в при частоте вращения и> втулка 4 входит в соприкосновение с пружиной 7; и увеличение частоты вращения выше и сопровождается уже деформацией пружин б и 7, упругой опоры 10 и" пружинного ограничителя 14 хода.

В точке-"г при частоте вращения п втулка 4 соединяется с фланцем 5, и дальнейшее увеличение частоты вра щения сопровождается деформацией только упругой опоры 10 и пружинного ограничителя 14 хода. При частоте вращения и, второе плечо рычага-корректора 11 касается упора 13. При

-- увеличении часто гы вращения выше п втулка 4 остается неподвижной до тех

25 пор, пока импульс центробежного измерителя 3 скорости по величине не сравняется с усилием затяжки пружины упругой опоры 10. Это происходит при частоте вращения п, после чего начинается работа регулятора по ограничительной ветви еж частичной характеристики, при этом фланец 5 выходит из срприкосновения с рычагом-корректором 11 (фнг. 4) .

При йовороте органа управления 23 на максимальный угол силовой рычаг 8 перемещается до соприкосновения упора 25 с профильной пбверхностью полэуна 16, при этом орган 9 доэирования занимает положение и< (фиг. 3

40 и 5). Вследствие этого происходит увеличеййе частоты=вращения, и цент, робежный измеритель 3 скорости через втулку 4 воздействует на пружину б.

При этом втулка 4 перемещает силовой

45 рычаг 8 так, что упор 25, прижимаемый упругой связью 22, не отходит своей опорной поверхностью от наклонной поверхности ползуна 16.

Участок ик внешней характеристи$0 ки (фиг. 3) соответ ствует изменению частоты вращения от и до r, при неизменном положении органа 9 доэирования.

Увелйчение частоты вращения вала двигателя выше п приводит к тому, что импульс центробежного измерителя 3 скорости вместе с усилием пружинного ограничителя 14 хода воздействует на упругую опору 10, что вызывает поворот рычага-корректора 11

60 и смещение ползуна 16 относительно упора 25; вследствие чего орган 9 дозирования под действием упругой связи 22 получает перемещение в сторону gâåòé÷åíèÿ подачи топлива до ве65 личины и

781380

Участок кл внешней характеристики (фиг. 3) соответствует изменению частоты вращения от и> до п .

При увеличении частоты вращения вала двигателя выше п4 импульс центробежного измерителя 3 скорости совместно с усилием пружинного ограничителя 14 хода воздействую на упругую опору 10, что вызывает дальнейший поворот рычага-корректора 11. В точке л внешней характеристики происходит соприкосновение упора 27 с плоским участком профильной поверхности ползуна 16 и отход упора 24 от наклонного участка профильной поверхности ползуна 16, чем обеспечивается постоянное положение h4 органа 9 дозирования.

Участок ам внешней характеристики соответствует изменению частоты вращения от и< до n> .

При частоте вращения и< происходит соприкосновение упора 26 со вторым наклонным участком профильной поверхности ползуна 16 и отход упора 27 от плоского участка профильной поверхности полэуна 16 (точка м), а при частоте вращения выше пь вследствие смещения второго наклонного участка профильной поверхности ползуна 16 относительно упора, 26 орган 9 дозирования получает перемещение в сторону уменьшения подачи топлива до величины h> (участок мн), В точке н, соответствующей частоте вращения n, рычаг-корректор 11 входи в соприкосновение с упором 13, и перемещение полэуна 16 прекращается.

При увеличении частОты вращения вала двигателя выше п импульса центробежного измерителя 3 скорости недостаточно для дальнейшей деформации упругой опоры 10, вследствие чего муф та остается неподвижной.

Участок нр внешней характеристики соответствует изменению частоты вращения От п до пй.

Увеличение частоты вращения вала двигателя выше и приводит к тому, что импульс центробежного измерителя

3 скорости сжимает пружину упругой опоры 10, перемещая втулку 4 и фланец 5 подвижной муфты, а с ними и силовой рычаг 8 с органом 9 дозирования в сторону уменьшения подачи топлива.

Участок рс внешней характеристики соответствует изменению частоты вращения от и> до и> и определяется пара метрами пружины упругой опоры 10.

Формула изобретения

1. Регулятор скорости для двигателя внутреннего сгорания, например автомобильного дизеля, содержащий центробежный измеритель скорости с подвижной муфтой, разделенной при помощи упругого звена на два элемента, из которых первый, втулка, шарнирно соединен через силовой рычаг с органом дозирования топливоподачи и связан с органом управления, а второй, фланец, сопряжен с корпусом регулятора через упругую опору и соединен через промежуточное звено с пружинным ограничителем хода, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью улучшения устойчивости скоростного режима, снижения дымности и токсичности т отработавших газов, промежуточное звено выполнено в виде трехплечего рычага-корректора, первое плечо которого снабжено упором для взаимодействия с фланцем подвижной муфты, второе снабжено двумя упорами и сопряжено с корпусом через пружинный

-4Q ограничитель хода, а к третьему плечу через пружинный шарнир подсоединен ползун, снабженный профильной поверхностью и сопряженный с направляющим роликом, и силовой рычаг снабжен установленными на нем с воэмо ностью перемещения в двух взаимно перпендикулярных плоскостях упорами, взаимодействующими с профильной поверхностью ползуна.

2. Регулятор по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что направляющий ролик ползуна дополнительно снабжен поворотным рычагом и кулачком останова двигателя.

3. Регулятор по пп. 1 и 2, о т— — эЫ л и ч а ю шийся тем, что профильная поверхность полэуна выполнена в виде трех участков различной формы, и силовой рычаг снабжен тремя упорами для взаимодействия с каждым иэ этих

Применение регулятора скорости с трехплечим рычагом-корректором, взаимодействующим с ползуном, имеющим профильную поверхность с участками различной формы, позволяет осуществлять независимое формирование внешней и частичных регуляторных хаI рактеристик, что улучшает эксплуатационные параметры двигателя.

На внешней характеристике при снижении скоростного режима ниже точки максимального крутящего момента подача топлива уменьшается, чем достигается уменьшение дымности и токсичности отработавших газов. На частичных регуляторных характеристиках при

1аком же изменении скоростного режима

I подача топлива увеличивается, что улучшает устойчивость работы двигателя и облегчает условия управления, двигателя водителем. участков.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 559030, кл. F 02 0 1/10, 1975. 1

781380

Фиг. 5

Составитель В. Ищенко

Редактор Г. Кацалап Техредм Кузьма

Корректо Г. Решетйик

Заказ 8 ираж 608

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий с

Подпис ное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4