Гидромуфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СAНИE

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик >781437

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 100576 . (21) 2356207/24-06 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 231180. Бюллетень ¹43

Дата опубликования описания 231180 (51)М. Кл.з

F 16 0 33/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621-226.5 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Н.И.Завьялов, А.В.Крутик, Г.П.Стесин и В.Н.Яковлев

Ордена Трудового Красного Знамени институт горного дела им. А.A.Cêo÷èíñêoãî (7! ) Заявитель (54;) ГИДРОМУФТА

Изобретение относится к гидродинамическим передачам, касается гидромуфт и может быть использовано для плавного пуска машины и защиты ее от перегрузок. 5

Из вестна гидромуфта, содержащая барабан-водило планетарной передачи, соединенное с ведущим валом и взаимодействующее с зубчатыми сателлитами, на валах которых установлены планетарные роторы, снабженные ковшеобраэными лопатками, имеющими внутренние и внешние кромки и образующими полости для жидкости (1) .

15 .Недостатком известной гидромуфты является относительно невысокая энергоемкость, так как при перемещении ковшеобраэных лопаток к центру гидром фты после забора ими иэ барабанавоДила некоторого количества рабочей жидкости последняя начинает перели ваться через внутреннюю кромку обратно в барабан-водило. Таким образом, уменьшается неуравновешенная 2с масса рабочей жидкости q ковшах, а следовательно и передаваемый гидромуфтой крутящий момент.

Цель изобретения — повышение энергоемкости гидромуфты. 30

Поставленная цель достигается тем, что образованные лопатками планетарных роторов полости, выполнены замкнутыми со стороны внутренних кромок лопаток.

На фиг. 1 изображена гидромуфта, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез.

Гидромуфта состоит из цилиндрического барабана-водила 1, внутри которого размещены планетарные роторы 2, установленные на валах 3 совместно с зубчатыми сателлитами 4. Центральное колесо 5 укреплено на ведомом валу 6. Цилиндрический барабан-водило

1,частично залитый рабочей жидкостью, жестко присоединен к ведущему валу 7 гидромуфты. Планетарные роторы 2 имеют ковшеобразные лопатки 8 с внутренними 9 и внешними 10 кромками. Своими внутренними кромками 9 лопатки 8 прикреплены к ободу 11, а торцами - к боковым стенкам 12 планетарных роторов 2. Таким образом они образуют замкнутые с одной стороны полости 13 для переноса жидкости. Эти полости на периферии лопастных роторов, между внешними кромками лопаток, имеют щелевидное отверстие 14 для входа и вы::ода жидкости.

781437

На фиг. 2 штриховкой обозначена жидкость в полостях 13, создающая внут ренний крутящий момент.

При вращении ведущего вала 7 гидромуфты жидкость в барабане 1 принимает форму кольца, в которое погружена часть ковшеобразных лопаток 8.

Находящиеся в жидкостном кольце полости 13 заполняются жидкостью через входные отверстия 14.

При появлении на ведомом валу б муфты внешней нагрузки планетарный !О ротор 2 поворачивается по ходу вращения на некоторый вполне определенный угол. Часть лопаток 8 выходит иэ слоя жидкости, удерживая жидкость в полостях 13 15

При возрастании внешней нагрузки в определенных пределах увеличивается и число несущих жидкость полостей

13. Каждому значению внешнего момента соответствует определенная фаза поворота планетарного ротора 2.

Внутренний момент формируется от воздействия центробежных сил переносного движения (вращения) на массу жидкости в полостях 13. Рост внутреннего момента гидро уфты ограничен не 25 которым критическим значением,которому соответствует максимальное дебалансное количество жидкости, заключен ное в полостях 13.

При превышении этого значения происходит слив жидкости из полостей 13 через отверстия 14, начинается пробуксовка планетарного ротора 2 и гидромуфта работает со скольжением.

Предложенная конструкция позволяет увеличить энергоемкость гидромуфты и, следовательно, при том же расчетном моменте снизить ее габариты.

Формула изобретения

Гидромуфта, содержащая барабан- водило планетарной передачи, соединенное с ведущим валом и взаимодействующее с зубчатыми сателлитами, на валах которых установлены планетарные роторы, снабженные ковшеобразными лопатками, имеющими внутренние и внешние кромки и образующими полости для жидкости, отличающаяся тем, что, с целью повышения энергоемкости, образованные лопатками планетарных роторов полости выполнены замкнутыми со стороны внутренних кромок лопаток.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Яременко О.В. Ограничивающие гидродинамические муфты. М., "Машиностроение", 1970, с. 71, рис. 33.

781437

l-4

Составитель В.Грузинов

Техред С.Иигуиова Корректор Г. Назарова редактор Т.Киселева

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. ПрОектная, 4

Заказ 8095/33 Тираж 1095 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рау аская наб., д. 4/5