Упруго-центробежная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

э -., „ пв.т и о

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И ХЖ Й («)781439

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к ввт. свид-ву (22) Заявлено 20,12,78 (21) 2700692/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 2 31 1,80. Бюллетень ¹ 4 3 (51)М. Кл 3

16 D 43/14

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 825.5 (088.8) Дата опубликованию описания 2 311.80 (72) Авторы и зобретен и я

А.-П.К.Каволелис и Б.П.Спруогис

Вильнюсский инженерно-строительный институт (71) Заявитель (54) УПРУГО-ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА

Изобретение относится к приборостроению и машиностроению, в частности к упруго.-динамическим муфтам и может быть использовано во всех областях народного хозяйства для соединения валов с целью передачи крутящего момента в машинах и механизмах, а также компенсации несоосностей соединяемых валов и демпфирования возникающих при этом колебаний и динамических нагрузок.

Известна упруго-центробежная муфь та, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, выполненные в виде ступиц с противоположно направленными хвостовиками, совместно образующими крестовину. Хвостовики снабжены прорезями для размещения соединительных звеньев, выполненных в виде упругого 2О кольца, соединяющего хвостовика полумуфт и центробежных масс, которые размещены на двух четвертях упругого кольца (посередине их) диаметрально противоположно между концами хвостовиков (1) .

Недостатком этой конструкции является то, что она плохо компенсирует несоосности соединяемых валов, как радиальную, так угловую и осевую, а также часто виброизоляционные свойства муфты оказываются недостаточными. Это ограничивает область применения муфты. Цель изобретения — существенное улучшение виброизоляционных и компенсирующих характеристик муфты.

Указанная цель достигается тем, что в упруго-центробежной муфте, содержащей ведущую и ведомую полумуфты в виде ступиц и соединительные звенья, ступица ведущей полумуфты выполнена с радиальными выступами, равномерно расположенными по ее периферии, а ступица ведомой — с ободом, имеющим равномерно расположенные по-его окружности сквозные радиальные отверстия, при этом соединительные звенья выполнены в виде размещенных с возможностью поступательного перемещения в отверстиях обода спиц с утолщениями на концах, обращенных к центру обода, другие концы которых подпружинены к наружной поверхности обода, и цилиндрических винтовых пружин, шарнирно закрепленных на у -олшения концов. спиц и на радиальных выступах ступи цы ведущей полумуфты.

781439

На фиг, 1 изображена упруго-цент. робежная муфта, вид спереди с разрезом, на фиг. 2 — то же, вид сбоку с местными вырывами, изображающими крепление цилиндрических винтовых пружин.

В данной конструкции ведущая полумуфта выполнена в виде ступицы 1 с двумя радиальными выступами 2 и

3, имеющими отверстия и прорези.

Ведомая полумуфта состоит иэ ступицы 4 с ободом 5, по окружности которого выполнены радиальные отверстия. Полумуфты соединены цилиндрическими винтовыми пружинами 6, 7 (фиг.2), связанными с радиальными выступами 2, 3 ведущей полумуфты и )5

M подвижными спицами 8, 9 (фиг.2), установленными в радиальных отверстиях обода 5 с возможностью поступательного перемещения. Для крепления цилиндрических винтовых пружин gp

6, 7 предусмотрены четыре пружинодержателя 10 (фиг.2}, выполненные в виде цилиндрических тел, на поверхностях которых имеются винтовые прорези глубиной диаметра проволоки пружины и наружным диаметром чуть больше внутреннего диаметра цилиндрических винтовых пружин. На концах пружинодержателя 10 выполнены ушки с отверстиями, Спицы 8, 9 ведомой полумуфты с одного конца имеют ЗО утолщение сегментной формы с проре-, зью и отверстием для размещейия и обеспечения поворота ушек пружинодержателей 10 при работе муфты. Другой конец спиц 8, 9 имеет резьбу с навин- З5 ченной гайкой 11, которая застопорена для предотвращения ее"ограничивания, йри работе муфты. Ушки пружинодержателей 10 с отверстиями размещены в прореэях выступов 2, 3 с отверстиями gp ступицы ведущей полумуфты и в прорезях спиц 8, 9 ведомой полумуфты.

Соединение ушек с выступами 2, 3 и спицами 8, 9 производится осями 12.

Для- смягчения ударов спиц 8, 9 с ободом"5 ведомой полумуфты предусмотрены амортизаторы в виде резиновой прокладки 13 на внутренней поверхности обода и цилиндрической винтовой йружиной 14 подпружинивающих спиц наружной поверхности обода. ®О

С целью передачи больШйх "крутЖ4их моментов и уменьшения габаритов муфты, количество цилиндрических винто-, вых йружин 6, 7, соедийяющйх ведущую и вефомую полумуфты, Мбжет быть уве- 55 личено. Заодно увеличится количество радиальных выступов ведущей полумуфты, отверстий на ободе и спиц ведомой полумуфты.

Устройство работает следующим образом.

В Статическом положении и" при вра. щении без нагрузки расположение осей

Ф радиальных выступов 2, 3 ведущей полумуфты и спиц 8, 9 ведомой полумуфты совпадают и угол о между ними равен нулю. Под действием крутящего момента и при определенной частоте вращения ведущей полумуфты. в указанном направлении (фиг.2 ) цилиндрические винтовые пружины б, 7 вытягиваются увеличивая угол 0 .

При увеличении частоты вращения, цилиндрические винтовые пружины 6, 7 под действием центробежных сил утолщений спиц 8 и 9 нытянутся в противоположном направлении (крутящему моменту) тем самым уменьшая угол OC,i >

При определенной нагрузке и частоте вращения, под действием сил упругости цилиндрических винтовых пружин б, 7 с одной стороны и центробежных сил утолщений спиц 8, 9 с другой устанавливается определенное динамическое равновесие, характеризуемое оттределенной величиной угла ос деформации муфты и соответствующими величинами положений спиц относительно центра вращения. Центробежная сила вносит элемент самонастройки (независимоть от оборотов) и гироскопическую связанность полумуфт.

Данная конструкция обеспечивает улучшение виброизоляционных и компенсирующих характеристик, а также избежание крутильных ударов при перегрузках, что дает значительный экономический эффект.

Формула изобретения

Упруго-центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты в ниде ступиц и соединительные звенья, отличающаяся тем, что, с целью улучшения ее виброизоляционных и компенсирующих характеристик, ступица ведущей полумуфты выполнена с радиальными выступами, равномерно расположенными по ее пе-. риферии, а ступица ведомой — с ободом, имеющим равномерно расположенные по окружности сквозные радиальные отверстия, при этом соединительные звенья выполнены в виде размещенных с возможностью поступательного перемещения в отверстиях обода спиц с утол- щениями на концах, обращенных к центру обода, другие концы которых подпружинены к наружной поверхности обода, и цилиндрических винтовых пружин, шарнирно закрепленных на утолщениях концов спиц и на радиальных выступах ступицы ведущей полумуфты.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Э252773, кл. Р 16 0 43/14, 1967.