Мальтийский механизм

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республин (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 100179 (21) 2742806/25-28 (51) М (л. с присоединением заявки М—

F 16 Н 27/06

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) ПриоритетОпубликовано 2311ЯО, Бюллетень Мо 43

Дата опубликования описания 2 311ЛО (53) УДК 6 2 1-5 85 . 9 (088.8) (72) Авторы изобретения

В.В.Кузьмин, Г.Г.Суслов и И .М.Косорокин (71) Заявитель (54) MAJIbTHACKHA МЕХАНИЗМ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям, обеспечивающим преобразование непрерывного вращения в прерывистое с безлюфтовой фиксацией во время стояния, 5

Известен мальтийский механизм, содержащий ведущий кривошип, мальтийский крест и фиксирующий сектор, жестКо связанный с кривошипом j1).

Недостатком такого мальтийского механизма является присутствие зазора между поверхностью фиксирующего сектора и межлучевой поверхностью мальтий ского креста.

Наиболее близким и изобретению по технической сущности является мальтийский механизм, имеющий в своем составе элементы, уменьшающие зазор между поверхностью фиксирующего сектора и 29 межлучевой поверхностью мальтийского креста. На одном иэ концов каждой лопасти сделаны прорези,а образовавшиеся тонкие пластины слегка отогнуты наружу,в результате чего пластинки,25 играя роль плоских пружин, отталкивают соответствующий конец лопасти креста от поверхности шайбы, плотно прижимая к ней противоположный конец.

Благодаря этому достигается безлюфто- Я) вая фиксация креста в момент стояния (21.

Недостатками известной передачи являются следующие: введение прорезей снижает прочность лопастей, что особенно сказывается при работе в высокоскоростных и нагруженных механизмах, наличие 4-х пружинных элементов увеличивает вероятность отказа при выходе из строя хотя бы одного иэ них; приспособленность для работы только в одном направлении исключает возможность применения в реверсивных механизмах.

Цель изобретения — повышение надежности и обеспечение возможности работы в реверсивном режиме с обеспечением лифтовыбирания в момент стояния.

Поставленная цель достигается тем, .что мальтийский механизм снабжен упру» гим элементом и пластиной, имеющей аналогичную с мальтийским крестом конфигурацию, подвижно установленной на валу цоследнего и соединенной с крестом посредством упругого элемента, причем фиксирующий сектор скошен на концах плоскостью, параллельной плоскости, проходящей через ось вращения кривошипа и ось цевки.

781459

На фиг. 1 схематически изображен мальтийский механизм в момент переключения, вид сбоку в разрезе, на фиг. 2 - то же, вид сверху, в момент входа цевки в паз; на фиг. 3 сечение A-А на фиг.2; на фиг. 4 мальтийский механизм в момент фиксации, вид сверху.

Мальтийский механизм содержит мальтийский крест 1, жестко связанный с валом 2, ведущий кривошип 2 с цевкой 4 и фиксирующим сектором 5, жестко связанный с валом 6. Пластина

7 через пружину 8 и запорную шайбу

9 связана с мальтийским крестом так, что она имеет воэможность с определенной упругостью поворачиваться относительно ступицы мальтийского креста 1 в пределах зазора между штифтом 10, заделанным в пластину и отверстием 11, выполненным в мальтийском кресте 1. Пластина перно- 20 дически. взаимодействует со скошенной поверхностью 12.

Мальтийский механизм работает слеУ дующим образом.

При вращении ведущего кривошипа

3 фиксирующий сектор 5, вращаясь, касается одновременно своей фиксирующей поверхности межлучья мальтийского креста 1 и пластины 7. Пластина 7 связана через пружину 8 с крестом 1 таким образом, что пластина 7, в слу чае появления зазора между фиксирующим сектором 5 и межлучевой поверхностью креста 1 под действием пружины 8 поворачивается относительно креста 1 до касания фиксирующего сектора 5.

Так путем взаимного разворота пластины 7 и креста 1 до касания ими фиксирующей поверхности сектора 5, осуществляется безлюфтовая фиксация креста 1 в момент стояния (фиг.4). 4О

Перед входом цевки 4 в паз креста 1 (фиг.2) пластина 7 контактирует со скошенной поверхностью 12 на фиксирующем секторе 5, полностью выбирая зазор между штифтом 10 и отверстием11.:

В результате этого крест 1, поте-

- ряв "на некоторое время упругую связь с пластиной 7,не изменяет своего положения в момент расфиксации, что обеспечивает заход цевки 4 в паз креста 1 ! по касательной, то есть безударно.

После входа цевки 4 в паз креста

1 происходит поворот креста 1 иа определенный угол.

После переключения цевка 4 выходит из паза креста 1. Ведущий кривошип продолжая вращение, давит скошенной поверхностью 12 на пластину 7. Пластина 7, по мере вр щения кривошипа 3, выходит из контакта со скошенной поверхностью 12 и вступает в контакт с фиксирующей поверхностью сектора 5.

При этом, между пластиной 7 и крестом 1 через пружину 8, возникает упругая связь, которая заставляет крест

1 и пластину 7 осуществить взаимный поворот до касания ими фиксирующей поверхности сектора 5 в точках 13 и 14 (фиг. 4).

Таким образом, осуществляется беэлюфтовая фиксация креста 1 относительно фиксирующей поверхности сектора 5 кривошипа 3. При изменении направления вращения кривошипа 3, т.е. при реверсе, механизм работает аналогично.

Таким образом, описываемая конструкция механизма обеспечивает безлюфтовую фиксацию мальтийского креста в момент стояния и является более надежной ввиду уменьшения количества упругих элементов и снижения уровня ударных нагрузок в момент входа цевки в паз креста.

Формула изобретения

Мазтьтийский механизм, содержащий мальтийский крест, жестко связанный с валом, ведущий кривошип с цевкой и фиксирующим сектором, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности и обеспечения возможности работы в реверсивном режиме с обеспечением люфтовыбирания в момент стояния, механизм снабжен упругим элементом и пластиной, имеющей аналогичную с мальтийским крестом конфигурацию, подвижно установленной на валу последнего и соединенной с крестом посредством упругого элемента, причем фиксирующий сектор скошен на концах плоскостью, параллельной плоскости, проходящей через ось вращения кривошипа и ось цевки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 263345, кл. F 16 Н 27/06, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР

9 751199, кл. G 03 B .1/38, 1947 (прототип).