Планетарная передача с твердой смазкой

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 121278 {21) 2712167/25-28 (51) М с присоединением заявки Hо

F 16 Н 57/04

Государственный комитет

СССР но дел ам изобретен и и и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 231180. Бюллетень Но 43

Дата опубликования описания 2311.80 (53) УДК 621. 896 (088.8) (72) Авторы изобретения

В.Г.Небогин и В.Т.Преженцев

1 в (71) Заявитель (54 ) ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА С ТВЕРДОЙ СМАЗКОЙ

Изобретение относится к редукторостроению и может быть использо вано в редукторах, эксплуатируемых в условиях вакуума и отрицательных температур. 5

Известна зубчатая передача, содержащая два прямозубых колеса и промежуточный двухсторонний зубчатый венец, выполненный иэ самосмазывающегося материала с высокими демпфирующими свой- 10 ствами и установленный так, что он охватывает пвофиль одного ив «алас (1).

Однако такая конструкция неприменима в многосателлитном редукторе иэза наличия двух зацеплений в каждом )5 сателлите.

Известна зубчатая передача с ротопринтным способом смазки, где к паре зубчатых колес поджимается смазывающий .элемент - ротопринтная шестерня, Я выполненная из твердосмазочного материала (2j.

Однако передача неприменима в многосателлитном редукторе из-за трудности поджатия смазывающего элемента 25 к множеству сателлитов.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является планетарная передача с твердой смазкой, содержа 30 щая центральные колеса с наружными и внутренними зубьями и сателлиты металлические и из твердосмаэочного материала, установленные в водиле в шахматном порядке, чтобы в любой плоскости вращения колес они чередовались ° Сателлиты из твердосмазочно го материала, установленные на оси с зазором, прижимаются к поверхностям зубьев рабочих колес и смазывают их 31.

° ° днако размещение на оси водила дополнительных смазывающих сателлитов приводит к увеличению осевых габаритов передачи.

Цель изобретения — уменьшение осевых габаритов передачи.

Это достигается тем, что на наружной поверхности центрального колеса с наружными зубьями выполнены, по крайней мере, два спиральных прямоугольных в поперечном сечении паза, s которых установлены подпружиненные вдоль оси с торцов колеса и повтоРяющие фоРму паза твердосмазочные элементы с наружными зубьями, идентичными зубьям колеса.

Ва фиг. 1 схематически изображена планетарная передача, продЬльный разрез, на фиг. 2 — солнечная шестерня, !

781463 на фиг. 3 - вид А на фиг,2, на фиг.4 аксонометрическое изображение части твердосмаэочного элемента.

Передача содержит центральное колесо 1 с наружными зубьями, плавающие сателлиты 2, неподвижное централь- е ное колесо 3 с внутренними зубьями, установленное в корпусе 4, подвижное центральное колесо 5 с внутренними зубьями, соединенное с ведомым валом

6. Два твердосмазочных элемента 7, выполненные каждый в виде спирали с одним витком, в поперечном сечении имеют форму прямоугольника. На наружной поверхности элементов 7 выполнены зубья 8. При этом высота прямоугольника 0 больше высоты зуба О а зубья 8 идентичны зубьям колеса 1.

Твердосмазочные элементы 7 установлены в спиральных пазах 9 колеса 1, прямоугольных в поперечном сечении, а боковые поверхности и поверхности 2О дна спиралЬных пазов контактируют с ответными поверхностями твердосмазочных элементов 7.

Последние установлены так, что оси зубьев их венцов и колеса 1 в поперечном сечении совпадают, а каждый иэ твердосмазочных элементов 7 одним своим торцом выступает за один из торцов колеса 1 на величину, соизмеримую с толщиной зуба .венцов. Выступающие концы твердосмазочных элементов 7 рас положены с противоположных торцов колеса 1.

Для подпружинивания каждого твердосмазочного элемента 7 с каждой стороны колеса 1 установлена шайба 10, упираю-З щаяся в торец твердосмазочного элемента 7, шайба 11 со стопорным кольцом

12 и расположенная между ними пружина 13 сжатия.

В окончательно собранном редукторе 4Q твердосмазочный элемент 7 поджимается пружиной 13, при этом сила поджатия постоянно стремится ввернуть элемент

7 в паз 9 колеса 1.

Повороту твердосмаэочного элемента препятствуют зубья 8, входящие в зацепление с зубьями сателлитов, к которым они постоянно прижимаются с усилием. При этом, один твердосмазочный элемент прижимается к одному профилю зубьев сателлитов, а другой к другому профилю. Пружина 13 подбирается так, чтобы обеспечить усилие поджатия, позволяющее перенос смазки на поверхность зубьев сателлитов 2 с твердосмазочных элементов 7. 55

Редуктор работает следующим обра зом.

При вращении центрального колеса

1 движение передается сателлитам 2, которые, обкатываясь по неподвижному колесу 3, сообщают подвижному колесу

5 движение в окружном направлении, скорость которого зависит от разнос» ти в числах зубьев колес 3 и 5.

Твердосмазочные элементы 7, находясь в подпружиненном состоянии, постоянно поджимаются поверхностями зубьев своих венцов к соответствующим профилям зубьев сателлитов с определенной силой, чем и обеспечивается перенос твердосмазочного материала одновременно на поверхность обоих профилей зубьев сателлитов.

Постоянно наносимый на поверхность зубьев сателлитов слой твердосмазочного материала позволяет обеспечить нормальную работу зубчатых зацеплений сателлитов 2 с подвижным и неподвижным колесами 5 и 3, а также с центральным колесом 1 в условиях вакуума и отрицательных температур.

По мере износа твердосмазочного элемента 7 сида его поджатия несколько уменьшается, а элемент может использоваться практически до полного износа его зубьев.

Внедрение изобретения позволяет эксплуатировать редукторы в условиях вакуума и отрицательных температур при весьма малых дополнительных экономических затратах и конструкторских переделках.

Формула изобретения

Планетарная передача с твердой смазкой, содержащая центральные колеса с наружными и внутренними зубьями и сателлиты, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения осевых габаритов передачи, на наружной поверхности центрального колеса с наружными зубьями выполнены, по крайней мере, два спиральных прямоуголь- ных в поперечном сечении паза, в которых установлены подпружиненные вдоль оси с торцов колеса повторяющие форму паза твердосмазочные элементы - с наружными зубьями, идентичными зубьям колеса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 214992, кл. F 16 H 1/06, 1968.

2. Твердые смазочные покрытия.

Под ред. P.Ì.Ìàòâååâñêîãî, М., "Наука", 1977, с. 29, рис. 1в.

3. Авторское свидетельство СССР

Р 641218, кл. F 16 Н 57/04, 1977 (прототип).

781463

Фиг.2

Составитель Г. Кузнецова

Техред A.A÷ Корректор Г. Назарова т

Редактор A.Ñóäûí Заказ 8097/35 Тираж 1095 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

«16 ««М «« ° » филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4