Система для электроснабжения транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсиин
Социвлистичесиин
Республик (1782122 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— Ь (53)M. КлН 02 P 9/30
Н 02 3 7/24 (22) Заявлено 26. 12.78 (21) 2702176/24-0 с присоединением заявки J%— (23) Приоритет —
Вауднрстненнмй квинтет
СССР но делам нзебретеннй н етнрмтнй
Опубликовано 23.11.80. Бюллетень И43 (53) УДК621.113. .066:62 1.316. .9(088.8) Дата опубликования описания 26. 1 1.80 (72) Авторы изобретения
Б. Г. Боричев, В, Ф, Немцев, В. И. Пиратинский и А. Х. Синельников (71) Заявитель (54) СИСТЕМА ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для повышения надежности работы систем электроснабжения, преимущественно для транспортных средств, в которых генератор работает в комплекте с аккуму5 ляторной батареей.
Известны системы электроснабжения транспортных средств, содержащие ге-нератор, соединенный через выпрямителЬ то с аккумуляторной батареей, регулятор напряжения 1„1 $
Недостатком этих систем является отсутствие элемента, защищающего энергосистему от перенапряжений, воз15 никающих при обрыве "плюсового провода, соединяющего регулятор с аккумуляторной батареей.
Известны также системы электроснабжения, у которых при обрыве плюсового" провода регулятор начинает работатт* с другим измерительным органом, образованным дополнительными соединениями внутри регулятора )2).
Однако такие системы имеют большую сложность, снижающую надежность регулятора, и низкую точность в аварийном режиме, что может при дальнейшей эксплуатвдии вызвать выход из строя оборудования..Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является система электроснабжения транспортного средства, содержащая синхронный генератор, якорные обмотки которого через выпрямитель соединены с аккумуляторной батареей, и регулятор напряжения, к выходу которого подключена обмотка возбуждения генератора, состоящий из измерительного органа, выполненного на резистивном делителе со стабилитроном, соединенном с базой первого транзистора усилителя постоянного тока, причем общая плюсовая" шина питания усилителя постоянног о тока подключена к плюсовому" выводу аккумуляторной батареи через ключ зажигания, а также блок для отключения регурегулировочйого резистора 4 уствнввг ливается таким образом, что до тех пор, пока напряжение в бортовой электросети автомобиля меньше заданного, стабилитрон 5 заперт. Следовательно, транзистор 7 усилителя 6 постоянного тока тоже заперт, а транзистор 8 открыт током в его базу через резистор 3 и переход коллектор-эмиттер открытого фототранэистора оптронной пары l.
Вследствие этого транзистор 9 тоже . открыт током в его базу резистора 12 и переход коллектор-емиттер открытого транзистора 8, Обмотка возбуждения 15 генератора через переход коллекторэмиттер открытого транзистора 9 подключена к источнику питания — аккумуляторной батарее 19.
Вследствие протекания тока через обмотку возбуждения 15, напряжение, развиваемое генератором (напряжение в бортовой электросети автомобиля) по мере увеличении частоты вращения его ротора, уиеличинается. Однако, когда оно достигает заданной величины, стабилитрон 5 и транзистор 7 открывают ся, а транзисторы 8 и 9 закрываются, отключая обмотку возбуждения 15 генератора от источника питания. Ток s
4 обмотке возбуждения начинает убывать, протекая теперь через диод 14. Напряжение, развиваемое генератором, начинает уменьшаться. Ствбилитрон 5 и транзистор 7 закрываются, а транзисторы
8 и 9 открываются, снова подключая обмотку возбуждения к источнику питания, и так в течение всего времени! работы регула ор а.
При изменении скорости вращения poTo ра генератора и его нагрузки изменяется
50 чистота и скважность переключения транзисторов 7, 8, 9 усилителя постоянного тока напряжение же, развиваемое генератором, остается постоянным.
- В случае обрыва цепи от "плюсовой клеммы аккумуляторной батареи 19 к коллектору фототранэистора оптрона 1, после включения питания ключом 18 зажигания напряжение к стабилитрону 5
782 лятора при обрыве плюсового провопа t31.
Недостатком этого устройства являет ся сложность схемы устройства отклю"чения регулятора, .что снижает "надежпость и увеличивает массо-габаритные показатели.
Бель изобретения — упрощецие энергосистемы.
Поставленная пель достигается тем, O.
- что блок отключения выполнен в виде оптоэлектронной пары "светодиод-фототранзистор", причем коллектор фототранэистора соединен с плюсом аккумуляторной батареи непосредственно, эмиттер подключен, к входу резистивного делителя и коллектору первого транзистора усилителя постоянного тока, анод светодиода подключен к общей плю— совой " шине питания усилителя постоянного тока, а катод к общей минусовой" шине питания.
На чертеже приведена принципиаль4 йая схема системы электроснабжения, выполненная согласно изобретению..
Система электроснабжения содержит регулятор напряжения, входной д<йтитйть которого через .оптоэлектронную пару (Оптрона) 1, подключен к выходу энергосистемы. СветодЖ д оптрона через резистор 2 соединен с общей "плюсовой шиной питания усилителя постоянного тока регулятора. К выходу фототранзистора оптроииой пары подключен дополнительный резистор 3 и регулировочиый резистор 4.движок резистора 4 через стабат итрон
5 соединен с входом усам ителя 6 постоянного тока,состоящего из транзисторов 7, 8, 9 и резисторов 10, ll, 12, 13. Шунтирующий диод 14-подключен параллельно обмотке возбуждения 15 генераторной установки, состоящей из якорных обмо8 ток 36, подключенных к выпрямителю 17, Плюс выпрямителя соединен с ключом
18 зажигания и аккумуляторной батареей
19. Коллектор фототранзистора оптрона 1 также соединен с плосом аккумуляторной батареи 19.
Работа энергосистемы происходит следующим образом.
До тех пор пока ключ 18 зажигания разомкнут, ток через резистор 2 и светодиод оптрона 1 не протекает. Следовательно, фототринзистор оптрона заперт и регулятор обесточен.
При срабатывании ключа 18 зажигания через резистор 2 и св етодиод оптрона 1 "начйнает протекать ж.
Фототранэистор оптрона 1 отпирает1.22 ся и плюсовая" клемма аккумуляторной батареи через переход коллекторэмиттер открытого фототранэистора оптроиа 1 и регулировочиый резистор 4 подключается к пороговому устройству на стабилитроне 5 и через дополнительный резистор 3 — к коллектору первого транзистора усилителя 6 постоянного тока.
При регулировке регулятора движок
5 78 не поступает и транзистор 7 усилителя постоянного тока закрываетса. Транзистор 8 тоже закрыт, так как резистор 3, включенный между его базой и эмиттером фототранэистора оптрона 1, при этом обесточЬн. Следовательно, выходной транзистор 9 усилителя 6 постоянного тока тоже заперт, и обмотка возбуждения 1S генератора отключается от аккумулятор ной батареи 9. Напряжение в.бортовой электросети при этом равно напряжению аккумуляторной батареи.
Применение оптоэлектронной пары
"светодиод-фототр анэистор позволает упростить схему энергосистемы, повысив тем самым ее надежность. фор мула изобретения
Система для электроснабжения транспортного средства; содержащая синхронный генератор, якорные обмотки которого через выпрямитель- соединены с аккумуляторной батареей, и регулятор напряжения„к выходу которого подключена обмотка возбуждения генератора, состоящий из измерительного органа, выполненного на резистивном делителе со стабилитроном, соединенном с базой
2 122
4 первого транзистора усилителя постоянного тока, причем общая плюсоваа шина питания усилителя постоянного тока подключена к плюсовому" выводу аккумуляторной батареи через ключ зажигания, а также блок для отключения регулятора при обрыве "плюсового провода, отличающаася тем, что, с целью упрощения„блок отклю и чения выполнен в виде оптоэлектронной пары светодиод-фототранэистор, причем коллектор фототранзистора соединен с плюсом аккумуляторной батареи непосредственно, эмиттер подключен к входу реэистивного делителя и коллектору первого транзистора усилителя постоянного тока, анод светодиода подключен к общей плюсовой» шине питания усилителя достойного тока, ю
gp катод к общей минусовой" шине питаниа.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Ильин Н. Н., Электрооборудоваzs нид автомобилей. М, Транспорт, 1973, с. 72-75.
2. Патент Англии М 1393525, an. G 3 Кь1975.
3. Патент США 34 3624482, зо an. 320-48, 1971.
782 122
Составитель А. Лебедев
Редактор Т, Кугрышева Техред М.Петко Корректор М. Коста
Заказ 8164/71 Тираж 783 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР—: по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35,.Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4