Устройство переключения передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИС НHE

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву(22) Заявлено 010377 (2) } 2458568/27-11

Союз Советсник

Социалистических

Фее ублик (1)783063 (51) м. кл.з

В 60 К 20/02//

F 16 Н 57/06 с присоединением заявки Ио

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 3011.80, Бюллетень ¹ 44

Дата опубликования описания 30.1180 (53) Удк 6 2 9. 113 ..585(088.8) (72) Автор. изобретения

Е.Н. Антонов

Ульяновский дважды ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. В.И. Ленина (Производственное объединение АвтоУАЗ) (7t) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, в частности, в коробках передач транспортных средств °

Известны устройства для переключе- 5 ния передач коробки передач транспортного средства, содержащие расположенные в корпусе подпружиненный рычаг переключения, поводки и фиксатор рычага переключения передач PJ, .10

В таких устройствах для вывода рычага переключения из нейтрального положения водителю требуется приложить некоторое усилие, что позволяет судить о выборе той или иной пере- f$ дачи.

Однако фиксаторы положения рычага переключения в подобных устройствах фиксируют рычаг только в нейтриальном положении, усложняют кон- 26 струкцию и увеличивают габариты уст. ройства.

Известно устройство переключения передач транспортного средства, со- 25 держащее расположенные в корпусе подпружиненный рычаг переключения передач, поводки, выполненные с пазами и смонтированные на штоках, и фиксатор рычага переключения передач P3 . 3П

Однако такие устройства усложняют переключение передач, они сложны по конструкции. Кроме того, они также не обеспечивают достаточную фиксацию рычага переключения при включенной передаче .

Целью изобретения является повышение надежности устройства переключения передач транспортного средст-, ва.

Для достижения этой цели фиксатор выполнен в виде конусообразного углубления, размещенного на дне паза по крайней мере одного из поводков, для взаимодействия с концом рычага переключения передач.

Кроме того конусообразное углубление выполнено с углом при вершине . конуса 60-120

Кроме того, углубление выполнено несизметричным относительно кинематической оси рычага переключения передач .

На фиг. 1 — изображено предлагаемое устройство для переключения пе редач, поперечный разрез, на фиг. 2то же, продольный разрез.

В корпусе 1 устройства для переключения передач коробки передач установлен рычаг переключения 2, 78306 3 подпружи не нный в н апра вле ни и продольной оси рычага пружиной 3 и имеющий возможность поворота в продольном и поперечном направлениях относительно продольной оси коробки передач.

Сферический конец 4 рычага 2 входит в паэ 5 одного из переключающих поводков б . Поводки б имеют возможность продольного перемещения вместе со штоками 7. На дне паза 5 каждого из поводков 6 выполнены конусообразные

Углубления 8, 9 и 10, в каждый из которых может входить конец 4 рычага

2 вследствие поджатия его пружиной 3 (фиг. 1) .

Углубление 8 смещено относительно кинематической осН рычага 2 в сторо- 15 ну выбора передачи заднего хода.

Стенка 11 углубления 9 крайнего поводка б является упором, предотвращающим дальнейшее перемещение рычага 2 при выборе передачи. 20

Устройство работает следующим образом.

Для выбора передачи и вывода иэ нейтрального положения, показанного на фиг. 1 сплошными линиями, рычаг

2 поворачивается в плоскости, перпендикулярной оси коробки передач, преодолевая сопротивление пружины

3 и силу трения между концом 4 рычага 2 и стенкой углубления 8. В пазу 5 другого поводка 6 рычаг 2 так- 30 жЕ входит в соответствующее углубление 9 или 10.

При переключении передачи конец

4 рычага 2 воздействует на стенки паза 5, перемещается вместе с одним 35 из поводков б вдоль продольной оси коробки передач. При этом за счет постоянного поджатия пружиной 3 конец

4 рычага 2 устанавливается в углублении паза (фиг. 2). 40

Очевидно, что углубление могут быть выполнены в одном или нескольких пазах переключающих поводков, а также выполнены различной формы и различными технологическими методами (литье, штамповка, механическая обра45 ботка и т.ri.) в зависимости от условий работы коробки передач, конструкции устройства для переключения передач, требований и возможностей производства.

Выполнение углублений в пазах поводков и подпружинивание рычага пе,реключения обеспечивают упрощение переключения передач, фиксацию рычага переключения как в нейтральном положении, так и в положении включения передачи, уменьшают вибрацию рычага переключения, упрощают конструкцию и уменьшают габариты устройства для переключения передач.

Выполнение углублений конусообраэ— ныл с углом при вершине конуса

60-120 позволяет упростить технолоо гию изготовления устройства для переключения передач .

Выполнение углублений несимметричными относительно кинематической оси рычага переключения позволяет получить различное усилие выбора той или иной передачи, например, получить усилие выбора передачи заднего хода большим усилия выбора первой или второй передачи.

Формула изобретения

1. Устройство переключения передач транспортного средства, содержащее расположенные в корпусе подпру— жиненный рычаг переключения передач, поводки„ выполненные с пазами и смонтированные на штоках, и фиксатор рычага переключения передач, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, фиксатор выполнен в виде конусообразного углубления, размещенного на дне паза по крайней мере одного иэ поводков для взаимодействия с концом рычага переключения передач.

2. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что конусообразное углубление выполнено с углом при вершине конуса 60-120 .

3. Устройство по п, 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что углубление выполнено несимметричным относитель но кинематической оси рычага переключения передач.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ Р 1123216, кл. 63 с 20/01, 1958.

2. Авторское свидетельство СССР

9 195903, кл. В 60 K 20/12, 1964 (прототип).

78306 3

Ьгg

Составитель Н . Николаева

Техред С. Мигунова Корректор Г. Назарова

Редактор Т. Кузнецова

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 8446/17 Тираж 763 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4j5