Противобуксовочное устройство тепловоза

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскии

Социалистических

Реслублин

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ

<«>783066 (61) Дополнительное к авт. свид-ву Р 649608 (22) Заявлено 180778 (21) 2645379/24-11 с присоединением заявки NP (23) Приоритет (51)М. Кл 3

В 60 С 3/10

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 301180.Бюллетень М9 44

r.

Дата опубликования описания 10. 12. 80 (53) УДК 621. 337:

: 621. 335. 2 {088. 8) (72) Авторы изобретения

Б.Г.Кузнецов, A.È.Цопа, В.К.Шутов и С.С.Тур

Украинский заочный политехнический институт (71) Заявитель (54) ПРОТИВОБОКСОВОЧНОЕ VCTPOACTBD

ТЕПЛОВОЗА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и средствам защиты мощных магистральных тепловозов от боксования.

По основному авт. св. Р 649603 известно противабоксовочное устройство тепловоза, содержащее частотные датчики скорости вращения колесных пар, связанные через коммутаторы и запоминающие блоки с логическими элементами И и ИЛИ, к выходу элемента

И подключен генератор сброса, а выход элемента ИЛИ соединен с управляющими входами коммутаторов и входом ключевого элемента, второй вход кото-15 рого связан с мультивибратором, а выход — c блоком управления регулятором возбуждения тягового генератора тепловоза и рабочими входами коммутаторов. Устройство снабжено также дат-20 чиком положения контролера и умножителем частоты, причем выход датчика положения контролера соединен с управляющими входами умножителей частоты, вторые входы которых подключены к 2з частотным датчикам скорости вращения колесных пар, а выходы соединены с входами коммутаторов 1).

Недостатком известного устройства является появление ложного сигнала 30 о боксовании при трогании тепловоза и при неисправности одного или нескольких частотных датчиков. При малых скоростях движения, при отсутствии боксования, эа счет разброса амплитуд сигналов частотных датчиков и разных порогов срабатывания входных формирователей происходит неравномерное заполнение счетчиков запоминапщих блоков устройства и выдается ложный сигнал о боксовании, снижающий возбуждение тягового генератора и уменьшающий силу тяги тепловоза. Аналогичное явление происходит при выходе из строя одного или нескольких частотных датчиков во время движения тепловоза, Целью изобретения является повышение надежности работы устройства путем устранения ложных срабатываний при трогании тепловоза.

Цель достигается тем, что устройство снабжено для каждой колесной пары интегрирующим и пороговым элементами, узлом индикации и дополнительным элементом ИЛИ, один иэ входов которого соединен с выходом запоминающего блока, а другой вход — с входом узла индикации и через пороговый элемент с выходом интегрирующего

7330бб элемента, а выход — с входом логического элемента И, причем вход интегрирующего элемента соединен с выходом умножителя частоты.

На чертеже представлена блок-схема противобоксовочного устройства тепловоза для двух колесных пар.

Устройство содержит частотные датчики 1, соединенные с входами умножиталей частоты 2, управляющие входы которых подключены к датчику положе- ф ния контролера 3, а выход соединен с рабочими входами ц, коммутаторов 4, соединенных с входами запоминающих блоков 5, выполненных в виде двоичных счетчиков, выходы которых соединены с логическим элементом ИЛИ б и через логические элементы ИЛИ 7 связаны с логическим элементом И 8 и блокирующими входами Ь коммутаторов

4, причем выход логического элемента

И 8 подключен к генератору сброса 9, соединенному с установочными входами запоминающих блоков 5, а выход логического элемента ИЛИ б подключен к входам Д коммутаторов 4 и к одному из входов ключевого элемента 10, — 25 рой вход которого соединен с мультивибратором 11, а выход связан с управляющими входами С, коммутаторов 4 и входом блока управления 12 возбуждением тягового генератора. Выходы Ум- 3Q ножителей частоты 2 связаны также через интегрирующие элементы 13 с пороговыми элементами 14, выполненными по схеме несимметричного триггера, выходы которых соединены с входами логических элементов ИЛИ 7 и узлами индикации 15.

Устройство работает следующим образом.

Когда тепловоз не движется, то сигнал с частотных датчиков 1 не поступает на умножители частоты 2 и ""îîòветственно на интегрирующие элементы

13. При этом на выходе пороговых элементов 14 при отсутствии на их входах céãíàëoâ устанавливаются высокие 4Э уровни сигналов, которые через логические элементы ИЛИ 7 поступают на входы логического элемента H 8, выходной сигнал которого включает генератор сброса 9, устанавливающий в нулевое состояние счетчики запоминающих блоков 5.

При трогании тепловоза нарастает амплитуда сигналов частотных датчиков

1, и появляются импульсы с выходов умножителей частоты 2. При определенном уровне выходного напряжения интегрирующих элементов 13 происходит срабатывание пороговых элементов 14, о на выходе которых устанавливаются низкие уровни сигналов, разрешающие бО работу логического элемента И Я, а значит, и запуск генератора сброса 9 от сигналов, поступающих с выходов запомичающих блоков 5 через вторые входы логических элементов ИЛИ 7. 65

3а счет блокировки выходов логического элемента И 8 сигналами, поступающими от пороговых элементов 14 через логические элементы ИЛИ 7 при недостаточном уровне входных сигналов устраняются ложные срабатывания противобоксовочного устройства при трогании тепловоза.

При неисправности одного или нескольких частотных датчиков (обрыв, короткое замыкание) при движении тепловоза сигналы на вход устройства не поступают. Выходной сигнал порогового элемента 14 через логический элемент

ИЛИ 7,блокирует соответствующий вход логического элемента И 3, и противобоксовочное устройство продолжает нормально работать от исправных датчиков 1. Это повышает надежность работы устройства защиты от боксования.

Узлы индикации 15, подключенные к выходам пороговых элементов 14, дают машинисту информацию о неисправности определенного частотного датчика.

Рассмотрим принцип работы устройства в режиме боксования, например, второй колесной пары.

В начале цикла работы устройства счетчики запоминающих блоков 5 сброшены в нулевое состояние, сигналы частотных датчиков 1 через умножители частоты 2 и открытые входы и коммутаторов 4 гоступают на вход запоминающих блоков 5. После заполнения счетчика (в данном случае второго) запоминающего блока 5 на его выходе появляется сигнал, который поступает на блокирующий вход Ь коммутатора 4 и запрещает прохождение импульсов по входу а этого коммутатора, а также включает логический элемент ИЛИ 6.

Сигнал с выхода логического элемента

ИЛИ б подается на управляющие входы с .коммутаторов 4 и на вход дополнительного ключевого элемента 10, разрешая прохождение импульсов мультивибратора 11 на вход блока управления 12 возбуждением тягового генератора и через открытый вход С коммутатора 4 на вход незаполненного счетчика первого запоминающего блока 5.

Выходной сигнал запоминающего блока

5 через логический элемент ИЛИ 7 включает логический элемент И 8, запускающий генератор сброса 9, который устанавливает счетчики запоминающих блоков 5 в исходное состояние. При этом сигнал, поступающий с логического элемента ИЛИ б, запрещает прохождение импульсов мультивибратора

11 через ключевой элемент 10 и входы с коммутаторов 4 на счетчики запоминающих блоков 5 и на вход блока управления 12 возбуждением тягового генератора.

После этого начинается следующий цикл работы устройства. Количество импульсов, поступающих от мультивибратора 11 на блок управления 12 воз783066

Формула изобретения

Составитель Л.Резникова

Редактор Л.Павлова Техред И.Голинка Корректор И.лароши

Заказ 8448/18 Тираж 763 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, :Х-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 буждением тягового генератора тепловоза, пропорционально разнос и частот вращения боксующей и небоксующей колесных пар.

Противобоксовочное устройство тепловоза по авт. св. Р 649608, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено для каждой колесной пары интегрирующим и пороговым элементами, узлом индикации и дополнительным элементом

ИЛИ, один из входов которого соединен с выходом запоминающего блока, а другой вход — с входом узла индикации и через пороговый элемент с выходом интегрирующего элемента, а выход — с входом логического элемента И, причем вход интегрирующего элемента соединен с выходом умножителя частоты.

Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 649608, кл. В 60 L 3/10, 16.05.77.