Способ предупреждения блокирования колеса автомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (п)783081 (6t ) Дополнительное к авт. свмд-ву (22) Заявлено 01. 06. 77 (21) 2491656/27-11

<5 )м. к,. с присоединением заявки №

В 60 Т 8/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 3011,80 Бюллетень ¹ 44

I.

Дата опубликования описания 30. 11. 80 (53) УДК 629. 113-598 (088.8) (72) Авторы изобретения

С. И. Ломака, Н. Н. Алекса, E M. Гецович и Д. Л. Якштес (71) Заявитель

Харьковский автомобильно-дорожный институт (54) СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БЛОКИРОВАНИЯ

КОЛЕСА АВТОМОБИЛЯ

1 с»

Ъ

В

Изобретение относится к способам и устройтсвам, препятствующим блоки» рованию колес транспортных средств при торможении, и может быть использовано в автоматических противоблокировочных устройствах безрельсовых транспортных средств, например, автомобилей.

Известен способ предупреждения блокирования колеса автомобиля, заключи@ чающийся в циклически повторякщихся операциях растормаживания при достижении угловым замедлением колеса порогового значения, выдерживания давления в тормозном приводе постоянным и затормаживания колеса. Командный сигнал на выдерживание давления подают при достижении угловым замедле-. нием колеса нуля в процессе растормаживания 11 . 26

Недостаток такого способа заключается в следующем. На скользких дорогах (лед, мокрый снег) колесо блокируется в течение 0,1-0,15 с. За это время тормозной момент не успева-2$ ет снизиться до величины, меньшей момента тормозной силы, а угловое замедление заблокированного колЕса становится равным нулю, вследствие чего производят выдерживание давления Зр (тормозного момента). Так как выдерживаемый тормозной момент больше момента тормозной силы, разблокирование колеса оказывается невозможным, и колесо остается заблокированным до конца торможения. Это не позволяет обеспечить .адежное предупреждение блокирования колес.

ЦельЮ изобретения является повышение надежности.

Эта цель достигается тем, что в каждом цикле процесса при затормаживании регистрируют момент достижения угловым замедлением колеса порогового значения, меньшего по величине, чем пороговое значение на растормаживание, фиксируют величину давления в тормозном приводе в указанный момент и последующее растормаживание проводят до этой зафиксированной величины.

Пороговое значение, при котором фиксируют величину давления в тормозном приводе, формируют в пределах

0,2-0,3 от порогового значения на растормаживание.

На фиг.1 покаэань1 графики изменения тормозногo момента и момента тормозной силы в функции относнтельного продольного скольжения колес; на

783081

59

60 фиг.2 — графики изменения тормозного момента, момента тормозной силы, углового замедления и относительного продольного скольжения в первых двух циклах; на фиг.3 — функциональная блок-схема устройства для осуществления предлагаемого способа.

В процессе торможения при уве.личении тормозного момента (кривая 1 на фиг.1) возрастает момент тормозной силы (кривая 2) и относительное продольное сколь>хение S. На фиг.2 эти кривые развернуты во времени. Кривая

1 на фиг.1 соответствует кривой 3 на фиг.2, а кривая 2 — кривой 4. Изгленение углового замедления (ускорения) и; относительного продольного сколь>хения изображено соответственно кривыми 5 и б. При достижении углоньх> замедлением порогового значення g< на Фиксацию давления (точки В,х и г ) производят запоминание давления, В точках g и g угловое замедление достигает порогового значения ф на растормаживание, и с запаздыванием g - h (9 - h ), обусловленным динамическими свойствами системьг, в точках h u h (или точке а на фиг.1) колесо растормажинают. При сиижении давления (тормозного момента) в промежутке h -(> (h - Г ) тормозной момент остается больше момента тормозной силы, вследствие чего колесо продолжает замедляться, и в точке М (М ) наступает полное блокирование колеса. При этом тбрмозной момент еще остается большнм, чем момент тормозной силы, а угловое замедление равно О. На отрезке k - m (k — вг) снижение давлейия (тормозного момента) продол>хается до зафиксированной величины.

В точке г . (г" .) тормозной момент становится меньше момента тормозной силы и начинается разблокирование колеса.В точке m (m } давление достигает зафиксированной величины, и тормозной момент выдерживают постоянным. Дальнейшее разблокирование колеса происходит при постоянном тормозном моменте .В точке и (n ) угловое ускорение колеса достигает максимума, и с запаздыванием и-о (n - o), в точке о (о ) производят повторное эатормаживание. Далее цикл повторяется.

При циклическом повторении процесса в каждом последующем цикле повышение давления будет начинаться с неличны, зафиксированной н предыдущем цикле. Вследствие этого в каждом последующем цикле фиксируемая ве>гичина давления будет больше,чем н предыдущем цикле, а кривая 1 в каждом последующем цикле будет приближаться к максимуму момента тор-. мозной силы (точка q на Фиг.1).

Это обеспечивает увеличение от цикла и циклу среднего за цикл значения момента тормозной силы, т.е. повышает степень использования коэффициента сцепления колеса с дорогой по сравнению с предыдущими циклами.

Иэ графиков на фиг.2 видно, что но втором цикле отрезок между точками и s лежит выше, чем отрезок кривой 3 между точками m и о ° Выдерживание тормозного момента не в точке как в известном способе . а в точке m обеспечивает разблокирование колеса.

Устройство для осущестнления способа состоит из импульсного датчика

7, преобразователя 8 частоты в аналог угловой скорости, дифференциатора 9, пороговых устройств 10 и 11, блока 12 детектирования момента 1 = Фмакс блока 13 задачи порога на растормаживание блока 14 задачи порога на фиксацию давления и модулятора

15 давления.

Импульсный датчик 7 вырабатывает сигнал, частота которого пропорциональна угловой скорости колеса. В преобразователе 8 этот сигнал преобразонывается в электрический аналог угловой скорости колеса и подается в дифференциатор 9. Аналог углового замедления подается в пороговые устройства 10 и 11. Блок 13 подает пороговое напряжение в пороговое устройство 10 и блок 14. Блок 14 вырабатывает пороговое напря:хение давлением порогового напряжения блока

13. Зависимость этих пороговых величин может быть задана соотношением где Ч, — порог на растормаживание; порог на запоминание давления;

К вЂ” 0,2 — 0,3.

Пороговое устройство 11 сравнивает угловое замедление колеса с пороговой величиной ц и при достижении угловым замедлением этой величины подает сигнал модулятору 15 на

Фиксацию давления. Пороговое устройство 10 сравнивает аналог углового замедления с пороговым значеггием Ц, и при достижении угловым замедлением этого значения подает сигнал модулятору 15 на снижение давления в тормозном приводе. При растормаживании колеса модулятор 15 обеспечивает снижение давления н приводе до зафиксированной величины и выдерживав ет давление при достижении фиксированной величины. В процессе разблокирования колеса угловое ускорение достигает максимума. Этот момент детектируется блоком 12, который подает сигнал модулятору 15 на повышение давления.

Предлагаемый способ обеспечивает сни>хение тормозного момента до величины, меньшей момента тормозной сили при щобых коэффициентах сцепле783081

Фбрмула изобретения

О

У2, (0цг.3

Составитель В. Чернов

Редактор Л. Павлова Техред И. Кузьма Корректор M. лароши

Заказ 8448/18 Тираж 763 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ния колеса с дорогой, что повышает ,еro надежность.

1. Способ предупреждения блокирования колеса автомобиля, заключающийся в циклически повторяющихся.операциях растормаживания при достижении угловым замедлением колеса порогового значения, выдерживания давления в тормозном приводе постоянным и затормаживания колеса, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, в каждом цикле процесса при затормаживании регистрируют момент достижения угловым замедленнем колеса порогового значения, меньшего по величине, чем пороговое значение на растормаживание, фиксируют величину давления в тормозном приводе в указанный момент и последующее растормаживание проводят до этой зафиксированной величины.

2.Способ по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что пороговое значение, при котором фиксируют величину давления в тормозном приводе, формируют в пределах 0,2-0,3 от порогового значения на растормаживание.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

15 1. Патент США Р 3713705, кл. 303/21, 1972 (прототип).