Судовой руль

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Увс

ОПИСАНИЕ щ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 2401.79 (21) 2718385/27-11 с присоединением заявки HP (23) Приоритет

Опубликовано 30.1180 Бюллетень М 44

Дата опубликования описания 10. 12. 80 (51)M. Кл 8

В 63 Н 25/30

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открмтий (53) УДК 629 ° 12 ° .014.6(088.8) (72) Автор изобретения

Н.Ф.Кузнецов (71) Заявитель (54) СУДОВОЙ РУЛЬ

На фиг. 1 показан общий вид судового руля с разрезом по оси баллера» на фиг. 2 — одна из возможных схем гидроп ивода, размещенного в баллере руля; на фиг. 3 — разрез по оси баллера в районе преобразователя возврат; но-поступательного перемещения штока в качательное движение пера для варианта с продольными пазами по внутренней расточке баллера; на фиг. 4 . — то же, для варианта с секторами, имеющими винтовые пазы, и подвижной ступицей; на фиг. 5 — разрез А-Л на фиг. 4 на фиг. б — то же, для варианта с секторами, имеющими винтовые пазы, и прямыми сквозными пазами в хвостовике баллера; на фиг. 7 — разрез Б-Б на фиг. б.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судовым рулям.

Известен судовой руль, содержащий баллер, размещенный внутри пера руля, и гидроцилиндр, шток которого снабжен шлицами, установленными в канавках корпуса гидроцилиндра, и соединен с пером руля посредством винтовой пары (11 . !6

Известный судовой руль имеет сложную конструкцйю.

Цель изобретения - упрощение конструкции.

Поставленная цель достигается тем, тз что винтовая пара образована концевой частью штока с винтовой нарезкой и гайкой, жестко прикрепленной к пе« ру руля, при этом баллер выполнен полым, а корпус гидроцилиндра смон- 26 тирован в полости баллера.

Винтовая нарезка на штоке и гайке выполнена многозаходной.

Гайка состоит из секторов с винтовой йареэкой, жестко прикрепленной к перу руля, а баллер снабжен ступицей с выступами, установленной на его концевой части, в направляющих с воэможностью перемещения в осевом направлении и Жестко закреплена на - 30 штоке гидроцилиндра, причем выступы ступицы взаимосвязаны с винтовой на-,,резкой секторов.

В хвостовике баллера выполнены сквозные пазы.

Судовой руль снабжен траверсой, установленной в сквозных пазах баллера и жестко прикрепленной к штоку гидроцилиндра, при этом концы траверсы, взаимосвязаны с винтовой нарезкой секторов.

783129

Судовой руль содержит валлер 1, размещенный внутри пера руля 2 и закрепленный в нем посредством подшипников 3 и 4 и аксиального подшипника.

Валлер жестко зафиксирован при помощи гайки 5 и шпонки 6 в опорах 7 и 8.

В полости баллера 1 смонтирован корпус цилиндра, состоящего из порш-. ня 9, штока 10, концевых пробок 11, рубашки 12 и уплотнительных элементов

13 и 14. Подвод рабочей среды в полости гидропривода производится по трубе 15 и по штоку 10, имеющему внутреннюю расточку 16.

Подвод рабочей среды может производиться также непосредственно в полости гидропривода через отверстия, 35 засверленные в баллере.

Шток гидроцилиндра снабжен шлицами 17 (шпонками), установленными в канавках 18 корпуса гидроцилиндра.

Шлицевые канавки 18 выполнены в ступйце 19, жестко скрепленной с корпусом гидроцилиндра.

Ступица 19 может быть заменена пазами 20, выполненными непосредственно во внутренней расточке баллера 1, взаимодействующей со шлицами 21 (выступами на штоке).

Шток 10 гидроцилиндра соединен с пером руля 2 посредством винтовой пары, образованной концевой частью штока 10 с винтовой. нарезкой 22 и гайкой 23, жестко прикрепленной к перу руля 2. Винтовая нарезка на штоке и гайке выполнена многоэаходной.

При передаче больших крутящих мо- 35 ментов гайка 23 может состоять из секторов 24 с винтовой нарезкой, жестко прикрепленных к перу руля 2, а баллер 1 снабжен ступицей 25 с выступами 26, установленной на его кон- 40 цевой части в направляющих 27 с возможностью перемещения в осевом направлении и жестко закрепленной на штоке

10 гидроцилиндра, причем выступы ступицы 25 взаимосвязаны с винтовой нарезкой секторов, ступицей 25, соединенной со штоком 10 посредством крышки 28, гайки 29 и винтов 30.

Секторы 24, жестко соединенные с пером 2, имеют винтовой паз, по кото- $0 рому при возвратно-поступательном перемещении ступицы 25 перемещаются ее выступы 26, имеющие форму профиля винтового паза сектора 24. От поворота относительно баллера ступица 25 у удерживается при помощи шпонок 31, закрепленных на баллере.

В хвостовике баллера 1 выполнены сквозные пазы 32, в которых установлена траверса 33, жестко прикрепленная к штоку 10 гидроцилиндра, при 4 этом концы 34 траверсы взаимосвязаны с винтовой нарезкой секторов 24.

Поворот (работа) пера руля 2 относительно баллера 1 осуществляется следующим образом. 65

Рабочая среда, например масло, подается по трубе 15 в полость гидроцилиндра, при этом поршень 9, шток 10 с винтовой нарезкой и со шлицами 21 начинают перемещаться поступательно вниз. Так как ступица 25, взаимодействуя со шлицами 17 штока 10, не позволяет штоку совершать вращательное движение, то при его перемещении через многозаходную гайку 23, жестко соединенную с пером руля 2, последняя начинает поворачиваться совместно с пером руля 2 относительно оси баллера, При подаче рабочей среды во внутренней расточке 16 штока 10 в другую полость гидроцилиндра направление перемещения поршня 9, штока 10, а следовательно, и поворот гайки 23 с пером руля 2 изменяется на противоположное.

Для вариантов, изображенных на фиг. 4 и 5, поворот пера руля 2 относительно оси баллера осуществляется следующим образом.

При перемещении штока 10 вниз жестко соединенная с ним ступица 25, которая удерживается от поворота шпонками 31, закрепленными на хвостовике баллера 1, перемещаясь, своими профилированными выступами 26 по винтовым пазам секторов 24 заставляет их поворачиваться относительно оси баллера 1.

При перемещении штока 10 вверх направление поворота секторов 24 и пера руля 2 изменится на обратное. ,Цля вариантов, показанных на фиг.б и 7, поворот пера руля 2 относительно оси баллера осуществляется следующим образом.

При перемещении штока 10 вниз жестко соединенная с ним траверса 33, которая удерживается от поворота плоскими участками 35, имеющими форму паза в хвостовой части баллера, перемещаясь, своими профилированными по винту концами 34 по винтовым па.зах секторов 24 заставляет секторы совместно с пером поворачиваться относительно оси баллера 1.

При перемещении штока 10 вверх направление поворота секторов 24 и пера руля 2 изменится на обратное.

Формула изобретения

1. Судовой руль, содержащий баллер, размещенный внутри пера, и гидроцилиндр, шток которого снабжен шлицами, установленными в канавках корпуса гидроцилиндра, и соединен с пером руля посредством винтовой пары, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, винтовая пара образована концевой частью штока с винтовой нарезкой и гайкой, жестко прикрепленной к перу руля, 783129 (Риа. 2

Фие. 1 при этом баллер выполнен полым, а корпус гидроцилиндра смонтирован в полости баллера.

2. Руль по п. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что винтовая нарезка на штоке и гайке выполнена многозаходной.

3. Руль по и. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что гайка состоит из секторов с винтовой нарезкой, жестко прикрепленной к перу руля, а баллер снабжен ступицей с выступами, установленной íà его концевой части, в направляющих с возможностью перемещения в осевом направлении и жестко закреплена на штоке гидроцилиндра, причем выступы ступицы взаимосвязаны с винтовой нарезкой секторов.

4. Руль по и. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что в хвостовике баллера выполнены сквозные пазы.

5. Руль по и. 4, отличаю шийся тем, что он снабжен траверсой, установленной в сквозных пазах баллера и жестко прикрепленной к штоку гидроцилиндра, при этом концы траверсы взаимосвязаны с винтовой нарезкой секторов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Японии Р 51 45877р кл. 84 F 22, 06. 12. 76.

783129

89 х f 885K st

9иФ. 7

Составитель Т.Снегирева

Редактор Т.Горячева Техред М.Голинка

Корректор Н.Григорук

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проек-.ная., 4

Заказ 8454/21 Тираж 497

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5