Устройство для контроля параметров геометрической формы зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

. Союз Советсимз

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

аиалеи«4.01,79 (21 } 2706568/25-28 с присоединением заявки .% (23) Приоритет (5l)M KJ.

G 01 8 7/28

ВаударстеаааыМ каиатат

ФСьР йв делам взабратаааа и аткрытаа

Опубликовано 30.11.80. Бюллетень Ла 44

Дата опубликования описания 30.11.80 (53) УДК 531. 17, .2:621.83 (088.8) (72) Авторы изобретения

Г. В. Маланин„В. A. Самсонов, В Е. Гельман и И, Н, Бережок (7l } Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ЗУБЧАТЫХ

КОЛЕС

Изобретение о носится к области контроля в машиностроении, а именно к контролю зубчатых колес.

Известно устройство с помощью которого определяют совмещения впадин зубьев эубчато5

ro блока, состоящего из двух зубчатых венцов.

Известное устройство содержит салазки с поворотной кареткой и измерительное приспособление с индикатором перемещений, размещенное на этой каретке и выполненное в виде эталонного блока с двумя зубчатыми венцами с одинаковыми числами зубьев, впадины которых расположены в одной плоскости, проходящей через геометрическую ось эталонного блока (1).

Недостатками устройства является то, что невозможно определить действительное угловое смещение осей зубчатых венцов блока,. а также невозможно испольэовать один эталонный блок для контроля зубчатых венцов блока, изготов- 2О ленных с разными модулями, Наиболее близко по конструкции к изобре. темню устройство для контроля параметров геометрической формы зубчатых колес, содержашее станину, оправку для закрепления контролируемого колеса с приводом и датчиком угла поворота оправки, и датчик положения поверхности зуба, закрепленный на станине, блок управления, соединенный с датчиком угла поворота, и регистрирующий прибор (2).

При вращении контролируемого зубчатого колеса на выходе элекхрического датчика угла новорота оправки создается сигнал, который дифференцируется и направляется в счетчик импульсов, где он запоминается.

В том случае, если величина погрешности параметров геометрической формы равна нулю, то сигнал с датчика угла поворота оправки в каждый момент измерения остается постоянным.

Если погрешность геометрической формы отлична от нуля, то на соответствуюшу1е величину меняется и значение сигнала от датчика оправки в момент измерения, Регистрирующий прибор фиксирует отклонение значения величины погрешности формы от номинала.

Однако данным устройством невозможно контролировать угол разворота между осями зубьев зубчатых колес одного блока.

83575

3 7

Цель изобретения — измерение угла между осями зубьев зубчатых колес блока.

Достигается это тем, что устройство снабжено вторым датчиком положения поверхности зуба, установленным на станине так, что щупы обоих датчиков находятся на заданном расстоянии друг от друга в одной плоскости, проХодящей через ось оправки, датчики выполнены поворотными, привод выполнен реверсивным а блок управления соединен с выходами обоих датчиков положения, датчика угла поворота

И с управляющим входом привода.

На чертеже изображена схема устройства.

Устройство содержит станину 1, на которой размещен контролируемый блок 2 с двумя зуб. чатыми колесами 3 и 4, установленный на оправке 5. На валу (на чертеже не показан) привода 6 установлен фатодатчик 7 угла поворота оправки 5, выполненный в виде диска с прореЗями, через который световой поток ат осветителя 8 попадает на фотадатчик 7, электрически связанный со входом блока 9 управления и регистрирующего прибора 10.

Датчики 11 и 12 положения зубчатых колес

3 и 4 установлены на соответствующих направляющих 13, 14, 15, перемещающихся па двум координатным осям для настройки па габаритным размерам кснтролируемого блока 2.

Для фиксации датчиков i i и 12 в вертикальном положении установлено стабилизирующее приспособление 16, например магнитные щупы обоих датчиков 11 и 12 находятся в одной плоскости, проходящей через ась оправки

5 на заданном расстоянии друг ат друга.

Датчики l i и 12 выполнены поворотными, Привод б выполнен реверсивным, а блок 9 управления соединен с выходами обоих датчиков 11 и 12 и с управляющим входом привода 6.

Устройство работает следующим образам.

Датчики положения 11 и 12,настроенные в одной вертикальной плоскости, устанавливаются на любой диаметр ва впадины зубьев зуб чатых колес 3 и 4 контролируемого блока 2.

При этом датчик 12 может быть отклонен зубом нижнего колеса 3 на некоторый угол, При вращении оправки 5 вместе с ней вращается зубчатый блок 2. В момент касания щупом датика 11 боковой поверхности зуба

4 кольца 3 на счетчик импульсов блока 9 управления падается сигнал и начинается считы. ванне импульсов с фатадатчика 7. При этом блок 9 управления полает си надь«иа прибор регистрации.

При попадании щупов датчиков 11 и 12 в следующую впадину происходят реверсиравание привода 6 вращения, и процесс измерения повторяется па вторым Ь*кавым поверхностям этих же зубьев, Блок 9 управления производит суммирование полученных результатов и половины суммы полученного результата, T.е. значение угла между асями зубьев блока ".., показывается на цифровом табло регистрирующего прибора !О, Данное устройство позволяет благодаря наличию измерительной схемы с двумя дат«иками положения, каждый из кат»рых воздействует с зубам сэатветствующ«егс зубчат»го венца блока 2, решить новую задачу, тем самым повысить качества контроля зубчатых венцов. находящихся в одном блоке.

Формулаизобретения устраистза для кан;роля параметров геамет25

«индской формы зубчатых кал«сс, содержащее станину, оправку для закрепления каитралируемога колеса с приводам и датчиком угла поворота оправки, и датчик пала кения паверхносTH зуба, закрепленные иа стаи«иь«е, блок улравлеЗО ния«соединенный с датчиком угла павара«.а,. и регистрирующий прибор, о т л и ч а ю щ е ес я тем, чта, с целью пзмерекия угла между асями зубьев зубчатых колес блока, аио снабжена вторым датчикам положения поверхности зуба, установленным на станине так, чта щупы обоих датчиков находятся на заданном расстоянии друг от друга в одной плоскости, проходящей через ась оправки, датчики вьпалнены па. воротными,,привод выполнен реверсивным, а блок управления соединен с выходами обоих датчиков положения, датчика угла поворота и с управляющим входом привода, Источники информации, принятые во внимание гри экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР И 478Ч72, кл. G 01 В 5/20; 1972, 2, Авторское свидетельства СССР И 364836, кл, 6 01 8 7/28, 1970 (прототип).

Составитель Л. Кениг

Техред А. Щепанская

Корректор А. Гриценко

Редактор А, Соловьева

Тираж 801

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„ д. 4!5

Заказ 8525/41

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4