Узел ведущего вала

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистинесних

Республик

<11783846 (61) ???????????????????????????? ?? ??????. ????????-????????” (22) ???????????????? 261278 (21) 2697684>

Опубликовано 30,11,80, Бюллетень Hо 44

Дата опубликования описания 301180 (з )м к„,з

G 11 В 15/38

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий (53) УДК 681.846.73 (088.8) (72.) Авторы изобретения

P.-М.В.Канапенас,Я.Г.Анджеевски и В.К.Свиридов

Каунасский политехнический институт им. Антанаса Снечкуса (71) 3aseитель (54) УЗЕЛ ВЕДУЩЕГО ВАЛА

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в качестве узла ведущего вала, имеющего возможность развивать большие обороты с малыми потерями на трение.

Известна конструкция ведущего узла с аэродинамическим приводом для лентопротяжного механизма аппарата магнитной записи, где для подачи воэ- 1О духа применено несколько воздуховодов (1).

В таком узле практически невозможно развить высокие обороты ведущему залу, так как возможно возникновение его осевых биений.

Применение пневматического ведущего вала без поинятия специальных мер, к которым относится точность выставления кольцевого зазора, и 20 может снизить качество всего механизма в целом 2 .

Известен узел ведущего вала, содержащий воздушный привод, связанный с одним иэ концов этого вала, 25 цилиндрический корпус и скрепленный с ним фланец с отверстием, в котором помещен другой конец ведущего вала, а также подшипники с внешней и внутренней обоймами 3 . 30

Однако конструкция такого узла несколько усложнена, кроме того, в этом узле имеют место относительно высокие потери на внутреннее трение и малый срок службы узла.

Целью изобретения является упрощение конструкции, уменьшение потерь на внутреннее трение и повышение срока службы ведущего узла.

Эта цель достигается эа счет тогочто ведущий вал на участке, расположенном внутри цилиндрического корпуса, выполнен с коническим кольцевым выступом, имеющим плоскую вершину, а узел с.абжен установленными над этой вершиной четным количеством пьезокерамических шайб, дисковыми мембранами, находящимися в непосредственном контакте с одной внешней боковой поверхностью каждой крайней шайбы, и расположенным между мембранами промежуточным кольцом, при этом подшипники выполнены в виде пьезокерамических цилиндров, внутренняя обойма которых имеет вид упруго деформирующегося металлического цилиндра, а внешняя — жесткого диэлектрического цилиндра.

На чертеже показана конструкция описываемого узла, г

783846

ФОрмула изобретения

° Ю аказ 8558/55 одписное

Вокруг ведущего вала 1 установлены пьезокерамические цилиндры 2, сопряженные с упруго деформирующимися металлическими цилиндрами 3, а также дисковые мембраны 4, прикрепленные к пьезокерамическим шайбам 5, Ведущий вал помещен в цилиндрическом корпусе. 6, закрытом фланцем 7, а между пьезокерамическими шайбами установлено промежуточное кольцо 8. Регулировка силы прижатия фланца может осуществляться с помощью винтов 9. Цилиндры

2 и 3 вместе с цилиндром 10; выполненным из диэлектрика, образуют подшипники узла, а элемент 11:, -- являющийся воздушным приводом, например, выполненным в виде турбинки, с канала-35 ми 12 является пневматической частью узла . " "

В процессе работы такого узла на пъезокерамические шайбы и цилиндры щ

Подается напряжение ультразвуковой частоты, в результате чрго формирует ся"вокруг "ведущего вала" воэд йная- iio "pjyiiiza, что резко снижает потери на трение. Регулировка же работы пьезокерамических шайб осуществляется путем"варьирования толщины промежуточного кольца и его положения. В остальном описываемый узел работает по обще йзвестныМ принципам, т.е. йри"подаче воздуха ведущий вал начинает вращатьсязО и приводит в движение сопряженные с его свободным концом элементы.

Кроме того, данный ведущий вал и -его узел позволяют снизить энергоемкость устройства в целом и упростить. его обслуживание.

Узел ведущего вала, содержащий воздушный привод, связанный с одним из концов ведущего вала, цилиндрический корпус и скрепленный с ним фланец с отверстием, в котором помещен другой конец ведущего вала, а также подшипники с внешней и внутренней обоймами, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции уменьшения потерь на внутреннее трение и повышения срока службы, ведущий вал на участке, расположенном внутри цилиндрического корпуса, выполнен с коническим кольцевым выступом, имеющим плоскую вершину, а узел снабжен установленными над этой вершиной четным количеством пьезокерамических шайб, дисковыми мембранами, находящимися в непосредственном контакте с одной внешней боковой поверхностью каждой крайней шайбы, и расположенным между мембранами промежуточным кольцом, при этом подшипники выполнены в виде пьезокерамичеоких цилиндров, внутренняя обойма которых имеет вид упруго дефор мирующегося металлического цилиндра а внешняя — жесткого диэлектрического цилиндра.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 350040,кл. G 11 В 15/18, 04.01.72.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 472378 кл.G 11 В 15/58, 08.02.74.

3. Патент Японии 9 50-11242, кл.102 E 211.2, опублик. 30.04.75 (прототип).

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4