Система управления силовой установкой и коробкой передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Ь. t...

1ЛТВ;,;

ОП ИСАНЙЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

785074

Союз Соеетскик

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву— (22} Заявлено 22.01.79 (21) 2715553/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (5l ) М. Кл з

В 60 К 4!/06

Государственный комитет

Опубликовано 07.!2.80. Бюллетень № 45

Дата опубликования описания 17.!2.80 (53) УДК 629.113-585-52 (088.8) IIo делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

В. П. Тарасик, В. И. Мрочек и С. Д. Галюжин

Могилевский машиностроительный институт (7l ) Заявитель (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ

И КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к автотракторостроению, а именно к системам управления силовой установкой и коробкой передач транспортного средства.Известна система управления силовой установкой и коробкой передач транспортного средства, содержащая исполнительный гидроцилиндр, блок управления коробки передач, имеющей основной н вспомогательный гидронасосы, сообщенные с напорной гидролинией, датчик скорости транспортного средства, задающее устройство, выполненное в виде регулируемого дросселя, связанного с рычагом управления скоростью транспортного средства, управляемый гидрораспределитель, сообщенный с одной стороны с напорной гидролинией, а сдругой— с полостями исполнительного гидроцилиндра для поочередного сообщения последних с напорной гидролинией, и обратный клапан, причем шток исполнительного гидроцилиндра соединен тягой с рычагом управления всережимным регулятором двигателя (11.

Такая конструкция довольно сложна, что снижает ее надежность.

Цель изобретения — упрощение конструкции системы управления силовой установкой и коробкой передач транспортного средства и повышение ее надежности.

Цель достигается тем, что система снабжена двухпозиционным управляемым распределителем, а датчик скорости выполнен в ..виде вспомогательного гидронасоса, при этом двухпозиционный управляемый распределитель сообщен с одной стороны с вспомогательным гидронасосом, а с другой — с полостью управления гидрораспределителя и с напорной гидролинией через обратный клапан.

На чертеже изображена прииципиаль>s ная схема системы управления силовой установкой и коробкой передач. транспортного средства.

Система содержит вспомогательный гндронасос 1, который имеет привод от одного из валов трансмиссии, кинематически свя2о занного с колесами машины, двухпозиционный управляемый распределитель 2, предохранительный клапан 3, задающее устройство, выполненное в виде регулируемого дрос785074

16

55

2S

5$

3 селя 4 и рукоятки 5 со шкалой 6 указателя скоростей движения транспортного средства, управляемый гидрораспределитель 7 с пружиной 8 и постоянным дросселем 9, исполнительный гидроцилиндр 10, шток которого соединен тягой с рычагом управления всережимным регулятором двигателя 11.

Полости исполнительного гидроцилиндра 10 соединены гидролиниями 12 и 13 с управляемым гидрораспределителем 7, к которому по напорной гидролинии 14 подводится рабочая жидкость под давлением, обеспечиваемым основным гидронасосом 15, приводимым от первичного вала коробки передач.

Блок управления коробки передач 16 соединяется напорной гидролинией 14 с управляемым гидрораспределителем 7, а двухпозиционный управляемый распределитель 2 соединен гидролинией 17 через постоянный дроссель 9 с полостью 18 управляемого гид рораспределителя ?. Двухпозицонный управляемый распределитель 2 сообщен с напорной гидролинией 14 через обратный клапан 19;

Ручное управление режимами работы двигателя осуществляется рычагом 20 акселератора.

При включении системы управления силовой установкой и коробкой передач транспортного средства двухпозиционный распределитель 2 перемещается из положения 1 в положение ll, в результате чего гидронасос

1 отсоединяется от блока управления коробки передач !6 и соединяется гидролинией 17 с полостью 18 управляемого гидрораспределителя 7. Рукояткой 5- задается величина требуемой скорости движения, фиксируемой по шкале 6, чему соответствует определенное проходное сечение регулируемого дросселя 4, Давление в полости 18 зависит рт производительности вспомогательного гидронасоса 1 и от положения рукоятки

5 задающего устройства. Управляемый гидрораспределитель 7 находится в равновесии под воздействием силы давления рабочей жидкости в полости 18 и усилия пружины 8. Если скорость транспортного средства отклоняется от заданной, изменяется производительность гидронасоса 1, а следовательно, и давление в полости 18. В результате рассогласования сил, действующих на гидрораспределитель ?, последний перемещается в ту или иную сторону, соединяя гидролинию 14 с соответствующей полостьв исполнительного гидроцилйндра

10 через гидролинии 12 или 13, соединяя при этом противоположную полость гидроцилиндра 10 со сливом. Гидроцилиндр 10, воздействуя на рычаг управления всережимным регулятором двигателя 11, изменяет скоростной режим двигателя, восстанавливая при этом заданное значение скорос ти движения. Скорость движения транспортного средства со ступенчатой трансмиссией не соответствует заданной величине обычно в двух случаях: при изменении настройки скоростного режима движения рукояткой 5 . или при автоматическом переключении передач, происходящем в результате изменения нагрузки. В первом случае рассогласование усилий, действующих на гидрораспределитель 7, наступает по причине изменения проходного сечения регулируемого дросселя 4, а во втором — в результате изменения скорости движения транспортного средства после переключения передачи, следствием чего является изменение производительности гидронасоса l. Если в результате той или иной причины скорость транспортного средства отклонилась от заданной в сторону уменьшения, то в этом случае давление в полости 18 уменьшится и гидрораспределитель 7 под действием пружины 8 переместится влево, соединив гидролинию 14 с гидролинией 12, а гидролинию !3 — со сливом. В результате шток гидроцилиндра

l0 переместится вправо, увеличив подачу топлива и переводя двигатель на более высокий скоростной режим. При отклонении скорости в большую сторону относительно заданной система работает аналогично.

При необходимости использования ручного управления режимами работы двигателя, осуществляемого рычагом 20; рукоятка 5 перемещается в крайнее правое положение, открывая максимальное проходное сечение дросселя 4, что влечет за собой падение давления в полости 18. При этом гидрораспределитель 7 под воздействием усилия пружины 8 переместится в крайнее левое положение и перекроет своим пояском гидролинию 14, а обе полости гидроцилиндра 10 соединит со сливом, Следует отметить, что использование вспомогательного гидронасоса 1 в качестве датчика скорости транспортного средства не нарушает, работу системы управления на тех режимах, на которых она работает от вспомогательного гидронасоса, т. е. при запуске двигателя с буксира или при буксировке неисправной машины другой машиной. При этом автоматическая система управления трансмиссией отключается и двукпозиционный распределите. 2 перемещается в положение 1, соединк . гидронасос через обратный клапан 19 с гидролинией 14.В связи с отсутствием давления в полости 18 йружина 8 перемещает гидрораспределитель 7 в крайнее левое положение, перекрывая гидролинию 14 и сообщая со сливом обе полости гидроцилиндра 10 через гидролинии 12 и 13. В результате гидроиилиндр

10 не препятствует управлению скоростным режимом двигателя рычагом 20 акселератора. Следовательно, обеспечивается надежность и работоспособность трансмиссии на указанных режимах, 785074

Формула изобретения. Составитель О. Великая

Редактор Г. Бельская Техред А. Бойкас Корректор Г. Назарова

Заказ 8730/! 3 Тираж 763 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР ио делам изобретений и открытий

1 !3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушскаи наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная. «

Система управленяя силовой установ кой и коробкой передач транспортного средства, содержащая исполнительный гидроцилиндр, блок управления коробки передач, имеющей основной и вспомогательный гидронасосы, сообщенные с напорной гидролинией, датчик скорости транспортного Средства, задающее устройство, выполненное в виде регулируемого дросселя, связанного с рычагом управления скоростью транспортного средства, управляемый гидрораспределитель, сообщенный с одной сторонь с напорной гидролинией, а с другой .— с полостями исполнительыого гидроцилиндра для поочередного сообщения последних с на!!орной гидролинией, и обратный клапан, причем шток исполнительного гидроцилиндра соединен тягой с рычагом управления всережимным регулятором двигателя, отличающаяся тем, что, с целью упрогцения конструкции и повышения ее надежности, она снабжена двухпозиционным управляемым распределителем, а датчик скорости выполнен в виде -вспомогательного гидронасбса, при этом двухпозяционный управляемый распределитель сообщен с одной стороны с вспомогательным гидронасосом, а с другой — с полостью управления гидрораспределителя и с напорной гидролинией через обратный клапан;

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Ермолаев Н. Я. К вопросу автоматизации управления режимами работы ско15 ростного трактора. Сб. «Научные основы повышения рабочих скоростей машнннотрактбрных агрегатов>, М., «Колос», l965 r. с. 107 (прототип).