Устройство для измерения временных параметров тормозов автомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социаяистическкк

Республик

ОП ИСАНИЕ 785091

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 691326 (22) Заявлено 04.01,79 (21) 270?662/27-11 (5!) М. К»

В 60 Т 17/22

G О! М 17/00 с присоединением заявки ¹â€”

Гвеудврствеиинй квнитвт

СССР (23) Приоритет—

Онубликоваио 07,12.80. Бюллетень ¹ 45

Дата опубликования описания 17.12.80 (53) УДК 629.! 13-59.001.4:620. . 1.089.4 (088.8) дв делан иаобретеиий и открытий (72) Авторы изобретения

Н. Ш. Габитов и А. П. Болдин

Московский автомобильно-дорожный институт (71) Заявитель (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ

ПАРАМЕТРОВ ТОРМОЗОВ АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к устройствам для контроля тормозов, используемым на транспортных средствах при проверке технического состояния тормозов колес автомобиля, и является усовершенствованием изобретения по авт. св. № 691326.

В основном авт. св. № 691326 описано устройство для измерения временных параметров тормозов автомобиля, содержащее дифференциаторы, триггеры, элемента И, входы каждого из которых соединены с выходами одного и другого триггеров, а выходы — со входами третьего триггера и входами элемента ИЛИ, выход которого соединен с одним из измерительных приборов, тахогенераторы, каждый иэ которых соединен со входом одного из дифференциаторов, и коммутаторы, один вход каждого из которых соединен с источником опорного напряжения, другой — с выходом одного из диф. ференциаторов, а выходы — соответственно со входами второго и третьего измерительных приборов и единичными входами первого и второго триггеров, нулевые входы которых соединены с шиной сброса.

Это устройство позволяет измерить время торможения и неодновременность срабатывания тормозов в течение одного цик- ла торможения автомобиля. Однако оно не обеспечивает возможность измерения неод- новременности растормаживания тормозов автомобиля.

Цель изобретения — расширение функ. циональных возможностей устройства путем измерения неодновременности растормаживания тормозных приборов колес автомобиля.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для измерения временных параметров тормозов автомобиля снабжено дополнительными элементами И элементом

ИЛИ и регистрирутотцим прибором, триггером запоминания очередности растормаживания тормозов, триггерами запоминания моментов растормаживания тормозов и дифференцирующими цепочками, входы которых соединены с выходамн компараторов, а выходы — с единичными входами триггеров запоминания моментов растормажива20 ния тормозов, нулевые входы которых соединены с шиной сброса, а выходы — со выходными каждого иэ дополнительных элементов И, выходы которых соединены со входами триггера запоминания очередности растормаживания тормозов и входами дополнительного элемента ИЛИ, выход которого соединен с дополнительным регистрирующим прибором.

Изобретение иллюстрируется чертежом, на котором изображена функциональная схема устройства.

Устройство содержит тахогенератор i, вращающийся синхронно с правым колесом автомобиля н соединенный со входом дифференциатора, выполненного на конденсаторе 2 н резисторе 3. Выход дифференциатора соединяется с инвертирующим входом

4 компаратора 5, выполненного на операционном усилителе 1, на инвертирующий вход 6 которого подается опорное напряжение от источника?. Выход 8 компаратора 5 соединен с измерительным прибором 9 и с единичным входом триггера 10, нулевой вход которого подключен к шине сброса 11 (установки устройства в исходное состояwe).

Тахогенератор 12, вращающийся синхронно с левым колесом автомобиля, соединен со входом другого днфференциатора, выполненного на конденсаторе 13 и резисторе 14.

Выход этого дифферекциатора соединяется с инвертирующим входом 15 компаратора 16, на неинвертирующий вход 17 которого подается опорное напряжение от источника 7. Выход 18 компаратора 16 соединен с измерительным прибором 19 и со входом триггера 20„ другой вход которого подключен к шине сброса 11 (установки устройства в исходное состояние).

Один выход триггера 10 соединен со входом элемента И 21, другой — со входом элемента И 22. Один выход триггера 20 соединен со входом элемента И 22, другой— со входом элемента И 21, выход которогб соединен со входами элемента ИЛИ 23 и триггера 24, служащего для запоминания очередности срабатывания тормозов.

Другие входы элемента ИЛИ 23 и триггера 24 соединены с выходом элемента И 22.

Выход элемента ИЛИ 23 соединен с измерительным прибором 25. Элементы И 21, 22 и

ИЛИ 23 выполняют совместно логическую функцию суммы по модулю два, т. е. на выходе элемента ИЛИ 23 будет сигнал только тогда, когда триггеры 10 и 20 находятся в противоположных состояниях.

Вход дифференцирующей цепочки 26 соединен с выходом компаратора Ь, выход —, с единичным входом триггера 27 запоминания момента растормаживания тормоза правого колеса. При снижении замедления правого колеса до заданного уровня (при растормаживании тормоза правого колеса), на выходе дифференцирующей цепочки 26 вырабатывается импульс, устанавливающий триггер 27 в единичное состояние.

Вход дифференцирующей цепочки 28 соединен с выходом компаратора 16, выход— с единичным входом триггера 29 запоминания момента растормаживания тормоза левого колеса. Нулевые входы триггеров 27 и

29 соединены с шиной ll сброса.

Один выход триггера 27 соединен со входом элемента И 30, друго" — со входом элемента И 31. Один выход триггера 29 соединен со входом элемента И Çl, друго" со входом элемента И 30, выход которого соединен со входами элемента ИЛИ 32 и триггера ЗЗ запоминания очередности расторма16 живания тормозов. Другие входы элемента

ИЛИ 32 и триггера ЗЗ соединены с выходом элемента И 31. Выход элемента ИЛИ 32 соединен с измерительным прибором 34.

Устройство работает следующим образом.

Во время разгона автомобиля конденсатор 2 заряжается от выходного напряжения тахогенератора I через резистор 3. При этом падение напряжения на резисторе 3Ä плюсом приложенное к инвертирующему входу 4

36 компаратора 5, не изменяет его состояния.

На выходе 8 компаратора 5 напряжение отрицательное, так как на неинвертирующий вход 6 подано отрицательное опорное напряжение от источника 7.

При торможении автомобиля напряжение тахогеиератора резко уменьшается и заряженкый конденсатор 2 начинает разряжатся через обмотку тахогенератора 1 и резис тор 3. При этом падение напряжения на резисторе 3 отрицательное и прикладывается

36 минусом ко входу 4 компаратора 5. В момент превышения отрицательного напряжения на входе 4 уровня отрицательного опорного напряжения на входе 6, напряжение на выходе 8 компаратора меняет полярность, становится положительным и устанавливает

35 в единичное состояние триггер 10.

При снижении замедления автомобиля, когда падение напряжения ка резисторе 3 становится равным опорному, выходное напряжение компаратора становится снова

4© отрицательным. Следовательно, с выхода 8 комкаратора на измерительный прибор 9 поступает положительный прямоугольный кмпульс„длительность которого пропорциональна времени торможения правого колеса ав4$ томобиля. При торможении левого колеса аналогичным образом формируется на выходе "8 компаратора 16 положительный прямоугольный импульс, который подается на измерительный прибор 19 и передним фронтом устанавливает в единичное состояние

>в триггер 20.

Если раньше сработал тормоз правого колеса, то на выходе элемента И 21 формируется прямоугольный импульс, длительность которого равна времени опережения

И срабатывания тормоза правого колеса относительно левого. Этот импульс через элемент ИЛИ 23 поступает йа измерительный прибор 25 н устанавливает триггер 24 в состояние, указывающее, что первым срабо78509j тал тормоз правого колеса. Если раньше сработал тормоз левого колеса, то на выходе элемента И 23 формируется прямоугольный импульс, длительность .которого равна времени опережения срабатывания тормоза левого колеса относительно правого. Этот импульс через элемент ИЛИ 23 поступает на измерительный прибор 25 и устанавливает триггер 24 в состояние, указывающее, что первым сработал тормоз левого колеса.

Если первым растормаживается тормоз правого колеса, падение напряжения иа резисторе 3, минусом приложенное ко входу 4 компаратора 5, также уменьшается. В момент снижения отрицательного напряжения на выходе 4, ниже уровня опорного отрицательного напряжения на входе 6, задаваемого источником 7, напряжение на выходе .

8 компаратора 5 становится отрицательным.

От этого отрицательного перепада напряжения дифференцирующая цепочка 26 вырабатывает импульс, устанавливающий триггер 27 в единичное состояние. При этом на выходе элемента И 30 формируется прямоугольный импульс. При растормаживании левого тормоза триггер 29 также устанавливается в единицу ее действие импульса на выходе элемента И 30 прекращается.

Следовательно, на выходе элемента И 30 формируется импульс, длительность которого равна времени опережения растормаживания тормоза правого колеса относительно левого. Это импульс с выхода элемента

И 30 через элемент ИЛИ 32 поступает на измерительный прибор 34 и устанавливает триггер 33 в состояние, указывающее, что первым растормозился тормоз правого колеса.

Если раньше растормаживается тормоз левого колеса, то импульсом с выхода диффереицирующей цепочки 28 устанавливается в единичное состояние триггер 29, на выходе элемента И 3l формируется импульс, длительность которого равна времени опережения растормаживания тормоза левого колеса относительно правого. Этот импульс через элемент ИЛИ 32 поступает на измерительный прибор 34 и устанавливает триггер 33 в состояние, указывающее, что первым растормозился тормоз левого колеса.

Измерительный прибор 34 будет индицировать время от растормаживания тормоза левого колеса до растормаживаиия тормоза правого колеса.

Измерение неодновременности растормаживания производится при частичных торможениях автомобиля, т. е. когда педаль тормоза опускается раньше, чем автомобиль остановится.

Использование устройства позволяет повысить безопасность автомобиля, «обеспечивает устойчивость автомобиля в процес15

Формула изобретения

Устройство для измерения временных па2е раметров тормозов автомобиля по авт. св„ № 691326, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем измерения неодновременности растормаживания тормозных приводов колес автомобиля, оно снабжено дополнительными элементами И, элементом ИЛИ, и регистрирующим прибором, триггером запоминания очередности растормаживания тормозов, триггерами запоминания моментов растормаживания тормозов и дифферен зф цирующими цепочками, выходы которых соединены с выходами коипараторов, а выходы — с единичными входами триггеров запоминания моментов растормаживания тормозов, нулевые входы которых соедкнены с шиной сброса, а выходы — со входами каждого из дополнительных элементов И, выходы которых соединены со входами триггера запоминания очередности растормаживания тормозов и входами дополнительного элемента ИЛИ, вход которого соединен с

4в дополнительным регистрирующим прибором. ,Ф

Составитель H. Ланьков

Редактор Н. Ахмедова Техред К. Шуфрич Корректор Г. РешетникЗаказ 8731/14 Тираж 763 Подписное

ВНИИХИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Фялиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4