Рабочее колесо осевой турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

<»>785529

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. свид-ву(53)М. Кл (22) Заявлено 05.02.79 (23) 2721873/24-06 с присоединением заявки ¹01 0 5/22 /1

F 04 0 29/32

Государственный комнтет

СССР но делам нзобретеннй н открытнй (23) ПриоритетОпубликовано 071280. Бюллетень ¹ 45

Дата опубликования описания 07. 12 . 80 (53) УДК 621. 515 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. Н. Гальцев и О. М. Хакимов (71) Заявитель (54 ) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОЯ ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к области лопаточных машин и может быть использовано в осевых компрессорах и вентиляторах.

Известно рабочее колесо осевой 5 турбомашины, содержащее лопатки с замками типа "ласточкин хвост" и бандажными полками, контактирующие торцы которых расположены под углом к радиальному направлению и параллель- 10 ны между собой 1 .

Однако в указанной конструкции, вследствие вытяжки пера лопаток и диска в радиальном направлении, а также износа контактирующих поверх- 15 ностей при длительной эксплуатации, нарушается контакт между торцами полок и вместо натяга образуется зазор, Фго снижает надежность.

Известно также рабочее колесо осе-20 вой турбомашины, содержащее лопатки с замками типа "Ласточкин хвост" и бандажными полками, контактирукщие торцы которых в развертке на плоскости вращения расположены к оси симмет-25 рии замка под углами, имеющими образующие, пересекающиеся на последней, вершины, направленные у двух соседних лопаток в противоположные стороны и .стопорные подвижные элементы,контак- 30 тирующие с торцами замков, противолежащими вершинам углов

Однако в такой конструкции рабочего колеса при износе контактирующих поверхностей торцов и смещении их друг относительно друга в радиальном направлении уменьшается поверхность. контакта, что снижает надежность.

Целью изобретения является повышение надежност.1.

Указанная .цель достигается тем, что ось симметрии замка расположена под углом к оси колеса, а торцы полок расположены под углами к вертикальным плоскостям проходящим через плоскости контакта торцов, имеющими образующие, пересекающиеся в плоскости симметрии замка, и вершины, расположенные у двух соседних лопаток по разные стороны от полок.

На фиг . 1 — продольный разрез рабочего колеса; на фиг. 2 — вид A фиг. 1, на фиг. 3 — развертка рабочего колеса на плоскость вращения.

Рабочее колесо осевой турбомашины содержит лопатки 1 с замками 2 типа

"ласточкин хвост" и бандажными полками 3, контактирующие торцы 4 которых, в развертке на плоскость вращения

785529 расположены под углами <х,с к оси симметрии замка 2, имеющими образующие 5, 6 пересекающисся на последней, и вершины, направленные .у двух соседних лопаток 1 в противоположные стороны, и стопорные подвижные элементы 7, контактирующие с торцами 8 замков 2, противолежащими вершинам углов й>у . Ось симметрии замка 2 расположена под углом Р к оси колеса

Р а торцы 4 полок 3 расположены под углами к вертикальным плоскостям

I проходящим через плоскости контакта торцов 4, имеющими образующие 9, 10, пересекающиеся в плоскости симметри з .амка 2 рии . амка 2,.и вершины, расположенные у двух соседних лопаток по разные стор эны от полок 3. B процессе работы на лопатки 1 действуют центробежная и газовая нагрузки, равнодействующая которых направлена в сторону стопорных подвижных элементов 7, к которым 2О она стремится сместить лопатки 1 пеI ремещающиеся в этом направлении, и создают дополнительный натяг по контактирующим торцам 8 .

Такое выполнение рабочего колеса позволяет повысить ресурс и восстановить при длительной эксплуатации необходимый натяг, что повысит надежность

Формула изобретения

Рабочее колесо осевой турбомашяны, содержащее лопатки с замками типа

"ласточкин хвост" и бандажными полками, контактирующие торцы которых в развертке на плоскость вращения расположены к оси симметрии замка под углами, имеющими образующие, пересекающиеся на последней, вершины, направленные у двух соседних лопаток в противоположные стороны, и стопорные подвижные элементы, контактирующие с торцами замков, противолежащими вершинам углов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, ось симметрии замка расположена под углом к оси колеса, а торцы полок расположены под углами к вертикальным плоскостям

I проходящим через плоскости контакта торцов, имеющими образующие, пересекающиеся в плоскости симметрии замка, и вершины, расположенные у двух .оседних лопаток по разные стороны от полок.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Р 2772854, кл. 416-190, опублик. 1975.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2700566, кл. F 0" 0 5/22, 1978.

78 5529 аз 8795 3 6 Тираж 583 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113 035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r . Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель С . Гуров

Редактор Т. Глазова ТехредМ.ТабаковичКорректор С. Щомак

Зак