Обучающее устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И С А Н И Е (11)785887

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 02.02.79 (21) 2720661/28-12 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M Кл з

Ci 09 В 7/00

G 09 В 9/00

Государственный комитет по делам изобретений и открытий

Опубликовано 07.12.80. Бюллетень № 45

Дата опубликования описания 15.12.80 (53) УДК 681.136..51 (088.8) (72) Авторы изобретения

Э. А. Боград, А. М. Карасев, В. Г. Полосин и П. Я. Шлаен (71) Заявитель (54) ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к обучающим устройствам и техническим средствам обучения.

Известно устройство, содержащее блок выдачи информации, связанный через логический блок с блоком индикации и узлом предъявления информации учашемуся (1).

Недостатком известного устройства является невысокая эффективность обучения.

Целью настоящего изобретения является повышение эффективности обучения.

Поставленная цель достигается тем, что оно имеет блок выдачи правильных решений, который содержит логическую схему ИЛИ, счетчик импульсов, преобразователь коднапряжение, при этом один из выходов логического блока через последовательно соединенные логическую схему ИЛИ и счетчик импульсов соединены с входами преобразователя код-напряжение, выход которого связан с другим входом логического блока.

На фиг. 1 приведена блок-схема устройства; на фиг. 2 — функциональная схема блока выдачи правильных решений; на фиг. 3 = пример приближения экспоненты; отражающей ход изменения уровня подготовки усредненного оператора в процессе обучения по данной задаче, кусочно-непрерывной функцией, на интервалах разбиения используется линейная функция, где — исходное значение пока5 зателя качества работы;

1 пр — предельное значение показателя качества работы;

Ятр — требуемое значение показателя качества работы, 10 которое должно быть достигнуто к концу обучения; — исходное значение показателя качества работы перед очередным циклом обучения;

is P$ = „ „- — продолжительность одного цикла обучения; тт — временные затраты на весь процесс обучения по данной задаче.

Устройство содержит блок 1 выдачи информации, логический блок 2, блок 3 ввода блок 4 индикации, блок 5 корреляции количества задачи и правильных решений, блок 6 оценки, блок ц. выдачи правильных решений, 785887 счетчик 8 числа импульсов, преобразователь 9 код-напряжение, логическая схема 10

ИЛИ, преподаватель 11 (инструктор), учащийся 12.

Узел предъявления информации учащемуся имеет блок 3 ввода, блок 6 оценки, блок 5 корреляции количества задач и правильных решений.

Блок выдачи информации 1 предназнанен для предъявления учащемуся учебной информации в данном цикле обучения и соединен с логическим блоком 2.

Логический блок 2 предназначен в зависимости от ответов и методической информации с блока выдачи вырабатывать сигналы на индикацию хода учебного процесса, выдачу следующей информации, запуск счетчика 8 числа импульсов, а также сигналы о введенном ответе. Входы блока 2 подключены к выходам блока выдачи информации 1, блока ввода 3, блока 5 корреляции количества задач и правильных решений и блока выдачи правильных решений 7, а выходы — ко входам блока выдачи информации 1, блока индикации 4, блока 5 корреляции количества задач и правильных решений и блока выдачи правильных решений 7.

Блок ввода 3 предназначен для выработки сигнала пропорционального ответу оператора, выход блока 3 ввода соединен со входом логического блока 2.

Блок индикации 4 предназначен для индикации хода учебного процесса, его вход соединен с выходом логического блока 2.

Блж 5 корреляции задач и правильных решений предназначен для определения, какой зоне соответствует соотношение количеcTBB ошибочных ответовтв.числу заданных вопросов и.. Входы блока 5 подключены к выходам логического блока 2, а выходы— ко входам блока оценки 6 и блока 2.

Блок оценки 6 предназначен для запоминания и индикации полученной оценки.

Блок выдачи правильных решений 7 предназначен для выработки эталонного сигнала правильных ответов, выполняющих функции нормативов применительно к текущему уровню подготовки оператора. Вход блока выдачи правильных решений 7 подключен к выходу логического блока 2, а выход — к соответствующему входу блока 2.

Функциональная схема блока выдачи правильных решений 7 содержит счетчик числа импульсов 8, поступающих с выхода логического блока, преобразователь коднапряжение 9, входы которого подключены к соответствующим выходам счетчика 8, а выход — ко входу логического блока 2, и схему ИЛИ 10, Устройство работает следующим образом.

Преподаватель (инструктор) 11, исходя из затраченного времени на обучение оператора и зафиксированного уровня подготовки его, определяет на кусочно-непрерывной функции (фиг. 3) очередной цикл обучения и в соответствии с линейной функцией этого цикла записывает на счетчик числа импульсов число. Согласно набранному числу на выходе преобразователя код-напряжение 9 устанавливается уровень напряжения, соответствующий уровню подготовки оператора на начало нового цикла обучения.

Учащийся 12 получает учебную информацию через блок выдачи информации 1 и вводит свои ответы с помощью блока

16 ввода 3. В зависимости от ответов методической информации с блока 1 эталонного сигнала с блока 7 логический блок 2 вырабатывает сигналы на индикацию хода учебного процесса блоком 4, на счетчик числа заданных вопросов блока 5 и в случае ошибочного ответа на счетчик числа ошибочных ответов блока 5, После ввода сигнала ошибочного ответа блок корреляции 5 определяет какой зоне из трех возможных (в случае оценки учащегося по двухбалльной системе, 20 т..е. когда принимается одно из трех решений Сдал, Не сдал или Продолжать опрос) соответствует соотношение количества ошибочных ответов п, к количеству заданных вопросов т1.. С выхода сборки формирования сигнала Продолжать опрос сигнал поступает в логический блок 2, который вырабатывает команду на повторение методической информации блоком выдачи 1 и оставляет эталонный сигнал правильных ответов без изменения. Учебный процесс повторяется до полуge чения оценки Сдал или Не сдал. С выхода сборки формирования сигнала Сдал сигнал поступает в логический блок 2, который вырабатывает команды на выдачу новой методической информации блоком выдачи 1 и выдачу соответствующего эталонного сиг нала правильных ответов блоком 7, величина которого зависит от числа сигналов, поступивших с блока 2 на счетчик числа импульсов 8. В целом цикл обучения прекращается по выполнении программ, заложенных в

4 блоках I и 7. В случае, если на логический блок 2 поступает сигнал с выхода сборки формирования сигнала Не сдал блока 5, процесс обучения прекращается.

Использование устройства позволяет: использовать усредненные значения no4s казателей качества работы учащихся в зависимости от их уровня подготовки в качестве нормативов; повысить достоверность анализа текущей успеваемости учащихся; повысить достоверность оценки текущих знаний, умений и навыков; отсеивать учащихся, способности которых не соответствуют отводимым временным затратам на обучение.

Данное обучающее устройство повышает эффективность обучения.

Формула изобретения

Обучающее устройство, содержащее блок выдачи информации, связанный через ло785887

Ятр

©и i+/

Ри2 и

Составитель С. Алексанов

Редактор Т. Авдейчик Техред А. Бойкас Корректор Л. Иван

Заказ 8849/54 Тираж 955 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и о1 крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 гический блок с блоком индикации и узлом предъявления информации учащемуся, отличаюи4ееся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, оно имеет блок выдачи правильных решений, который содержит логическую схему ИЛИ, счетчик импульсов и преобразователь код-напряжение, при этом один из выходов логического блока через последовательно соединенные логическую схему ИЛИ и счетчик импульсов соединены с входами преобразователя коднапряжение, выход которого связан с другим входом логического блока.

»

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 419951, кл. G 09 В 7/04, 1971.