Устройство для обучения операторов автоматизированных систем управления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сою з Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
<ц>785889
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51)М. Кл.
С 09 В 9/00 (22) Заявлено 07. 09.78 (21) 2653556/18-24 с присоединением заявки 14о— (23) Приоритет
Опубликовано 071280. Бюллетень N9 45
Дата опубликования описания 101280
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 681.3.071 (088.8) С.К.Островский, А.А.Завгородний, В.Е.Алексеев, P.Á.Ìóðàäoâ и Г.В.Сизов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано для подготовки операторов систем управления в экстремальных условиях работы, а также во время аварийных и критических ситуаций, обусловленных световыми и звуковыми перегрузками.
Известны устроиства (1)Д2), использующие методы аутогеннои тренировки и лечения неврозов, позволяющие адаптировать человека к действию, основном, стабильных факторов в сочетании с музыкальным сопровождением.
Здесь звуковая информация восприни- 15 мается центральной нервной системой и трансформируется в эмоции, навязывается успокаивающий или активизирующий режим функционирования. Задача управления поведением оператора в,Я аварийных и напряженных ситуациях остается нерешенной.
Близко к проблеме обучения операторов ускоренное обучение иностран- 25 ным языкам, реализованное в устройстве !3) и основанное на суггестивных методах. Но здесь также не удалось осуществить эффективную борьбу с надвигающимися стрессовыми состояниями, близкими к критическим условиям по звуковыми и световым перегрузкам.
Использование известных устройств
i4) с генераторами "белого шума" для
Г лечения заикания, когда происходит отвлечение больного от окружающей обстановки, к решейию поставленных задач также неприемпемо. Действительно, при этом удается получить только спокойное отношение человека к окружающей обстановке и пассивное поведение, формируемое врачом с целью сокращения курса лечения.
Наиболее близким по существу технической реализации способа формирования суггестивных воздействий для компенсации аудиовизуальных перегрузок является устройство (5), содержащее блок ввода ответных действий оператора, блок формирования оценки, блок отображения визуальной информации, блок предъявления звуковой информации и генератор звуковых стимулирующих воздействий.
Здесь обучение производится в условиях с неизменными параметрами внешних воздействий, где нет необходимости варьировать приспособляемость в ззвисимости от воздействий.
788889
15
Основной недостаток устройства низкая точиость реализации процесса тренировки, что обусловлено отсутствием возможности формирования эмоционально-волевой устойчивости оператора при начальных проявлениях патологических реакций в критических ситуациях.
Целью данного изобретения является повышение точности обучения путем учета условий работы оператора при аудиовизуальных перегрузках.
Поставленная цель достигается тем, что.в известное устройство (6), содержащее последовательно включенные блок ввода ответных действий оператора, блок формирования оценки и блок отображения визуальной информации и последовательно включенные блок предъявления звуковой информации и генератор звуковых стимулирующих воздействий, соединенный с блоком формирования оценки, введены блок ввода информации об аудиовизуальных.перегрузках оператора, блок ввода информации о критических психофизиологических параметрах оператора, блок фильтров, формирователь импульсов и блок воспроизведения консультативной информации, подключенный к генератору звуковых стимулирующих воздействий и формирователю импульсов, который соединен с блоком фильтров, блоком предъявления звуковой информации и с блоком формирования оценки, подключенным к блокам . ввода информации об аудиовизуальных перегрузках оператора и о критических психофизиологических параметрах оператора, бЛок отображения визуальной информации связан с блоком фильтров.
На чертеже приведена структурная схема устройства, которая включает блок 1 ввода ответных действий оператора, блок 2 ввода информации об аудиовизуальных перегрузках оператора, блок 3 ввода информации о критических психофизиологических пара метрах оператора, блок 4 формирования оценки, формирователь 5 импульсов, генератор 6 звуковых стимулирующих воздействий, блок 7 предьявления звуковой информации, блок 8 воспроизведения консультативной информации, блок 9 отображения визуальной информации и блок 10 фильтров.
Работа данного устройства основывается на методе формирования суггестивных воздействий на оператора при аудиовизуальных перегрузках.
Для реализации этого метода требуется известная подготовка. Производится обучение оператора приемам аутогенной тренировки и самовнушения. В пределах этих же сеансов постепенно увеличивают световую и звуковую нагрузку, представляющую собой реальные предельно допустимые величины, 25
d0
65 а именно: световые) 160 дБ, звуковые
180 дБ. В зависимости от индивилуальных психофизиологических реакций, по которым параллельно производится профотбор и корректирующие рекомендации руководителя с использованием речевой, смысловой информац.- если значения этих реакций не укладываются в допуски.
После овладения приемами аутогенной тренировки и самовнушения оператор, находясь в рабочей обстановке, получает световую и звуковую информацию с различной смысловой значимостью с поэтапным повышением физической интенсивности и одновременным внушением спокойствия, выдержки, хладнокровия и самообладания для принятия рационального решения: устранение неисправностей, ускоренное выполнение задания, прекращение работ и уход от сложившейся ситуации. 3а счет моделирования привычной шумовой и световой обстановки оператор быстро привыкает к рабочей обстановке, на фоне которой вводятся дополнитель-, ные возмущения, что приводит к появлению ориентировочной реакции-рефлекс
"что такое" по Павлову И.П., — обеспечивающего быструю адекватную реакцию на изменную ситуацию.
В результате тренировки светового и звукового анализаторов оператор приспособляется к перегрузкам, что исключает ответную реакцию по типу
"двигательной буры" или "реакции паники".
После такой подготовки имитируют случайные аварийные ситуации с предпороговыми значениями аудиовизуальных перегрузок. Те отклонения, которые характеризуют поведение индивидуума в обстановке, близкой к критической, измеряются с помощью блока 1. Здесь вводят Признаки, позволяющие судить о неблагоприятных сдвигах в функционировании анализаторных систем: головной боли, головокружения, потливости, адинамии, сонливости и т.п.
Эти признаки преобразуют в физические величины и подают в блок 4 формирования оценки, на другой вход которого поступают информационные сигналы, соответствующие критическим психофизиологическим параметрам человека от блока 3. Указанные два потока данных сравниваются и результаты сравнения позволяют формировать оценку обучения, которую осуществляет блок 4.
Наращивание перегрузок от фоновых до предельно допустимых вызывает значительное изменение эффективности обучения и текущих психофизиологических характеристик, а именно: темпера1 турного поля участков тела, кожногальванической реакции, частоты пульса, вибрации конечностей, 3К1, ЭЭГ и т.д.
785889
ЬО
В то же время для получения реальной оценки степени обученности заданным навыкам необходимы данные об индивидуальной самооценке как создавшейся ситуации, так и своих ощущений, поскольку они часто противоречат объективным показателям, введенным 5 через блоки 2 и 3. Ответные действия оператора, которые фиксируются с помощью блока 1, позволяют определить степень рассогласования субъективных и объективных характеристик ситуации, что существенно влияет на количественную оценку поведения оператора.
Чем больше эти рассогласования, тем ниже устойчивость человека и тем Г больший объем компенсирующих воз- 15 действий требуется формировать для восстановления эмоциально-волевой устойчивости. В зависимости от количественной оценки, полученной в блоке 4, генератор б и формирователь 5 () включают заданные программы компенсации по звуковому каналу. При этом на выходах генератора б создается или шум, маскирующий уровень вредного воздействия, или гармонический сигнал, находящийся в противофазе по отношению к внешнему сигналу.
В реальной обстановке обучения может быть поражен слуховой анализатор.
В этом случае выходное напряжение блока б подается не только на блок 7 предъявления звуковой информации, но и на блок 8 воспроизведения консультативной информации, где звук распространяется по костной проводимости
Кроме чисто физических воздействий, формирователь 5 воспроизводит стимулирующую или охранительно-тормозящую суггестивную информацию, записанную на магнитных и фотоносителях, Авто- 4р матический поиск необходимых программ производится в ходе формирования оценки с помощью блока 4.
Звуковые сигналы, генерируемые на выходах формирователя 5, посту- 4 пают на входы блоков 7 и 8, как и сигналы с генератора б.
Полезная визуальная информация от работающей аппаратуры и от блока 4 формирования оценки поступает в блок
9 отображения визуальной информации в виде поляризованных световых сигналов. В то же время, внешняя паразитная засветка и яркие вспышки проходят через систему фильтров с двой- ной поляризацией блока 10. Такое про- ээ хождение света обусловлено необходимостью защиты зрения оператора при его ослеплении и одновременной работе с индикаторами. Система фильтров выполнена таким образом, что плоскос ти поляризации полезных сигналов и табло совпадают, а вредных вспышек и табло-ортогональны. Суггестивные рекомендации из формирователя 5 визуального характера также без ослабления поступают на индикаторное табло блока 9.
Следует отметить, что суггестотренировка производится в предварительном режиме обучения для того, чтобы оператор привык к голосу и другим сопутствующим эффектам, а затем он во время работы многократно обращаетая к записанным суггестивным программам и еще быстрее уходит после стрессовых ситуаций к нормальным психофизиологическим показателям.
В соответствии с предварительными практическими исследованиями и классификацией аварийных ситуациИ выбирается управляющая программа ре" лаксации.
Эта программа {предполагается непрерывная адаптация ее) позволяет формировать широкий класс комбинированных световых и звуковых воздействий с различными частотными, фазовыми и амплитудными параметрами.
Оператора ставят в известность о типе аварийной ситуации и он начинает применять приемы ауторелаксации и самовнушения. Кроме того, испытатели по заранее составленным магнитофонным и видеозаписям действуют на оператора путем словесных раздражителей, которые значат не меньше, чем реальный безусловный раздражитель, обладаюций не психологическим, а физическим воздействием. Сеханизм суггестивных команд и рекомендаций такой, что отклонения от .нормальных психофизиологических реакций минимизируются.
Такая дополнительная суггестивная тренировка использует тот факт, что каждой человеческой эмоции соответствует адекватный соматический компонент, т.е. напряжение мышц, изменение ритма сердечной и дыхательной деятельности, гормонального фона и величины артериального давления и т.д.
За счет словесного описания происходит психическое моделирование ситуации и сравнительное сопоставление сигналов системы человек-машина с ответной реакцией на реальный раздражитель с последуюцим поэтапным снятием проявляющихся синдромов.
Снятие происходит вследствие действия речевой информации на сенсомоторные эоны коры головного мозга и ее функциональном влиянии с замедлением их потенциального патологического воздействия, т.е. выполняется алгоритм буферной защитной системы.
Таким образом, путем звукового (э том числе речевого) и -.светового (в том числе, цэетного) динамического воздействия на корковые и неспецифические глубинные структуры мозга, можно обеспечить устойчивое психоэмонациальное состояние.
785889
Формула изобретения
ВНИИПИ Заказ 9209/71 Тираж 465 Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Это позволяет предупредить возникновение психических неуправляемых состояний и развитие патологических изменений в саматической сфере, что, s целом, повышает точность обучения.
Устройство для обучения операторов автоматизированных систем управления, содержащее последовательно включенные блок ввода ответных действий оператора, блок формирования оценки и блок отображения визуальной информации и последовательно включенные блок предъявления звуковой информации и генератор звуковых стимулирующих воздействий, соединенный с блоком формирования оценки, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точнбсти обучения путем учета условий работы оператора при аудиовизуальных перегрузках, оно содержит блок ввода информации об аудиовизуальных перегрузках оператора, блок ввода информации о критических психофизиологических параметрах оператора, блок фильтров,формирователь импульсов и блок воспроизведения консультативной информации, подключенный ч генератору звуковых стимулирующих воздействий и формирователю импульсов, который соединен с блоком фильтров, блоком предъявления звуковой информации и с блоком формирования оценки, подключенным к блокам ввода информации об аудиовизуальных перегрузках ратора и о критических психофизиологических параметрах оператора, блок отображения визуальной информации связан с блоком фильтров.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
<, уаcobson E. Рищress(e ге Раха t
$$
2.Ткаченко В.Я.. Лечение неврастении с нарушением сна гипнопсихотерапией с элементами музыки, автореферат канд. дисс.. Харьков, 1967, Щ стр. 69-72.
3. Лозанов Г.К.. Суггестология и суггестопедия, автореферат докт. .дисс.. Соития, 1970, стр. 3-88.
4.Авторское свидетельство СССР
9 518216, кл. Я 61 Ь 5/16, 1975.
5.Авторское свидетельство СССР
9 571273, кл. А 61 8 5/16, 1 977.
6.Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2321495/24, кл.G 09 В
7/00, 1976 (прототип).