Система электропитания подвижных объектов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Соцналистическмх

Республик

<>785930 (61) Дополнительное и авт. свид-ву-(22) Заявлено 24. 11. 78 (2! ) 2688429/24-07 с присоединением заявки H9— (23) Приоритет—

Опубликовано 071280. Бюллетень ¹ 45

Дата опубликования описания 101280 (5!)М. Кл.з

Н 02 К 29/02

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий (53) УДК 821. 313. 32. .013.2/3(088.8) (22) Авторы изобретения

С.В.Акимов, В.В.Никитин и А.Н. Корогодский

Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов (21) Заявитель (S4) СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам электро1итания подвижных объектов, главным збразом автомобилей и тракторов.

В системе электропитания потребителей автомобиля необходимо для более рационального использования иметь такой генератор, который на малой скорости вращения мог бы.развивать достаточное напряжение для подзаряда О аккумуляторной батареи, обеспечивая тем самым положительный баланс электроэнергии, а на больших скоростях отдавать ток большой силы для удовлетворения потребностей всех потреби- t5 телей.

Этим требованиям удовлетворяют системы электропитания, содержащие генератор переменного тока со ступенчатой характеристикой силы тока — 20 скорости.

Известны системы электропитания подвижных объектов с генератором переменного тока со ступенчатой характеристикой силы тока — скорости, содержащим многофазную якорную обмотку, каждая фаза которой одним своим выводом соединена с плечом первого полупроводникового выпрямителя, другим выводом — с плечом второго полупро- 30 водникового выпрямителя, а сами выпрямители соединены параллельно и с соответствующими клеммами аккумуляторной батареи, в которых применяется контактный переключатель, обеспечивающий при малой скорости вращения генератора соединение фазных обмоток по схеме "звезда", а при высокой скорости вращения — независимое включе-. ние (Ц .

Переключатель управляется электромагнитом, приводимым в действие электронным прерывателем, включение которого зависит от силы тока, отдаваемого генератором.

Недостатками этой известной системы яьляются: сложность схемы, ее высокая стоимость и низкая надежность, обусловленные применением электронного прерывателя, переключателя и дополнительного выпрямителя, а также прерывание цепи возбуждения, вносящее паразитные модуляции тока.

Известны системы электропитания с генератором переменного тока со ступенчатой характеристикои силы тока — скорости, содержащим многофазную якорную обмотку, соединенную с полупроводниковым выпрямителем, к выходу которого подключена аккумулятор785930

40 ная батарея, и реле, действующее в зависимости от нагрузки генератора и соединенное с блокируюц|им тиристорным устройством, являющимся составной частью выпрямительного моста (21 . еле приводится в действие датчиком, реагирующим на силу тока или скорость генератора таким образом, что ниже этого предела фазы обмотки якоря соединены в "звезду" и выпрямление осуществляется,по трехфаэной двухполупериодной схеме, а выше этогЬ предела фазы обмотки якоря включаются на параллельную работу, выпрямление осуществляется по однополупериодной схеме.

Недостатками этой системы являются: высокая стоимость и низкая надежность из-за использованИя сложной схемы переключения.

Наиболее близкой к предложенной системе электропитания является 20 система электропитания подвижных объектов, содержащая генератор переменного тока с многофазной якорной обглоткой, соединенной с выпрямителем, к выходу которого подключена аккуму- ЯЯ ляторная батарея, а также устройство регулирования тока возбуждения (3 .

Якорные многофазные обмотки генератора выполнены с разными числами витков и разным диаметром обмоточно- З0

rc провода, но фазы соответствующей многофазной обмотки выполнены с одинаковым числом витков одним обмоточным проводом.

Недостатками этой известной системы являются! сложность схемы, ее высокая стоимость и низкая технологичность, обусловленные применением двух многофазных якорных обмоток и большого количества полупроводниковых элементов.

Целью изобретения является упроще ние схемы системы электропитания и повышение надежности.

Это достигается тем, что по крайней мере одна из фаз обмотки якоря 45 выполнена с увеличенным числом витков по отношению к другим фазам, причем числа витков находятся в пределах отношения 1,2:,2,0.

На фиг. 1 приведена принципиальная 0 электрическая схема предложенной системы электропитания< на фиг. 2 токоскоростная характеристика. истема электропитания содержит генератор 1 переменного тока с многофазной якорной обмоткой 2 и обмот кой 3 возбуждения. Полупроводниковый выпрямитель 4 соединен своим входом с якорной обмоткой 2, а выходом — c параллельно соединенными между собой аккумуляторной батареей 40

5 и потребителями б. Параллельно выходу выпрямителя подключен вход регулятора напряжения 7. Якорная обмотка 2 генератора содержит три фазы, соединенные по схеме "звезда" $5 причем обмотка фазы Ф имеет большое число витков тонкого обмоточного провода, а обмотки фаз Ф и Ф9 малое число витков более толстого обмоточного провода. Полупроводниковый выпрямитель 4 выполнен двухполупериодным.

Система электропитания работает следующим образом.

Магнитный поток обмотки возбуждения наводит в фазах обмотки статора переменное напряжение, величина которого пропорциональна произведению частоты вращения на число витков в фазе. Ца фиг. 2 кривая "а" соответствует коскоростной характеристике генератора системы электропитания при наличии только фазы Ф, кривая

"б" соответствует токоскоростной характеристике генератора при наличии только фаз Ф и Ф .

При малой скорости вращения генератора максимальное значение выпрямленного напряжения фазы Ф,1 будет больше, чем фаз Ф и Ф3 за счет большего числа витков и, следователь но, токоскоростная характеристика фазы Ф будет иметь более низкие обороты начала отдачи, чем фаз Ф и

Ф, которые определяются скоростью вращения генератора, при которой максимальное значение выпрямленного напряжения будет равно напряжению аккумуляторной батареи.

Сопротивления фаз обмотки статора равны сумме активных и индуктивных сопротивлений, причем активные сопротивления фаз определяются параглетрами обмоточного провода, а именно удельным сопротивлением, сечением и его длиной, и не зависит от частоты вращения ротора, а индуктивные со-, противления фаз пропорциональны произведению частоты вращения ротора генератора на число витков в соответствующих фазах в квадрате.

Следовательно, при увеличении скорости вращения генератора сопротивления фаз обмотки статора будут увеличиваться не пропорционально, а в зависимости от числа витков, поэтому сопротивление фазы Ф будет увеличиваться гораздо быстрее, чем фаз

Ф< и Ф и падение напряжения на фазе Ф,г будет расти быстрее, чем на фазах Ф и Ф2.

На средней и высокой скоростях вращения генератора фаза Ф отдает в нагрузку небольшие токи, тогда как ток, отдаваегый фазами Ф и Ф, значительный.

При -сложении токоскоростной характеристики генератора при наличии только фазы Ф и токоскоростной характеристики при наличии только фаз

Ф и Ф получают ступенчатую характеристику силы тока — скорости генератора системы электропитания.

785930

Предложенная схема генераторной. установки была испытана в лаборатории тракторных генераторов НИИавтоприборов (протокол испытаний ОСП 4/72-78).

Испытания подтвердили положительный технических эффект от применения в системе электропитания генератора

5 с многофазной статорной обмоткой и неидентичными фазными обмотками (с разным числом витков и разным диаметром обмоточного провода). При этом достигается ступенчатая харак- 1ц теристика силы тока - скорости, т.е. высокая максимальная мощность при низких оборотах холостого хода.

В результате испытаний различных типов генераторов получают .серии 15 токоскоростных характеристик для разных соотношений чисел витков в фазных обмотках. Диаметр обмоточного провода определяют исходя из условия постоянства коэффициента заполнения пазов статора по соотношению: о, 2

2 4 где и< и n — числа витков в фазе соответственно базо- вого и предлагаемого генераторов, D< и 02 — диаметр обмоточного провода в фазах соот-. ветственно базового 30 и предлагаемого генераторов.

Далее с учетом скоростных режимов двигателей определяют часовую отда-. чу генератора, т.е. максимальное 3S число ампер-часов, которое может отдать генератор при работе на своей токоскоростной характеристике в заданном скоростном режиме в течение часа. установлено, что для различных типов генераторов при заданных скоростных режимах двигателей максимальная часовая отдача получается в том случае, если обмотки фаз якоря выполнены с соотношением чисел витков в пределах 1,2:2, т.е. при соотношении в этих пределах максимальное использование генератора. В частности, для системы электропитания тракторов с генератором типа 13.3701 с учетом типового расчетного скорост- 50 ного режима тракторного двигателя при почвообработке по ОСТ 37.003.026-74, который является основным режимом работы трактора, максимальная часовая отдача получается при соотношении чисел витков в . Фазах якорной обмотки равном 1,3, т.е. одна фаза имеет число витков 60 при диаметре обмоточного провода 1,74 мм, две другие по

36 витков при диаметре обмоточного провода 2,26 мм.

Технико-экономический эффект от использования предложенной системы электропитания выражается в упрощении схемы за счет сокращения числа полупроводниковых элементов (выбрасывается выпрямительный блок, содержащий б полупроводниковых элементов) и замены двух статорных обмоток одной, а также упрощении технологии при сборке и повышении надежности, так как сокращается число соединений.

Кроме того, технико-экономический эффект повы»ается за счет улучшения условий заряда аккумуляторной батареи, так как генератор системы электропитания на низких скоростях вращения имеет повышение пульсации выпрямленного напряжения.

Формула изобретения

Система электропитания подвижных объектов, содержащая генератор переменного тока с многофазной якорной обмоткой, соединенной с выпрямителем, к выходу которого подключена . аккумуляторная батарея, а также устройство для регулирования тока возбуждения, о.т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью упрощенйя и повышения надежности, по крайней мере одна из фаз обмотки якоря выполнена

<: увеличенным числом витков по отношению к другим фазам, причем числа витков находятся в пределах отношения 1,2 : 2,0.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.

1.Патент США Р 4024456, кл. 322-29, 1977.

2.Патент Франции Р 2038643, кл. Н 02 К 17/00, 1970.

3. Патент ФРГ Р 2600035, кл. Н 02 К 29/02, 1977.

Фиа 4

Фие 2

Составитель A.Ëeáåäåâ

Редактор Т.Загребельная ТехредЕ.ГаврилешкоКорректор B.Бутяга

Заказ 8858/56 Тираж 783 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП"Патент, г.Ужгород, ул.Проектная,4