Устройство для переключения передач коробки передач транспортного средства с опрокидываемой кабиной

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик »>787199 (61) Дополнительное к ант. свид-ву N 672074 (22) Заявлено 08.01.79 (21) 2710302/27-11 (51)М. Кл.

В 60 К 20/12

В 62 0 33/06 с присоединением заявки №

Государственный комитет (23) Приоритет по делам изобретений и открытий

Опубликовано 15.12 80 Бюллетень № 46 (53) УДК 629.113— — 585.1 (088.8) Дата опубликования о 15.12.80 (72) Авторы изобретения

А. В. Евстратовский и В. А, Ярошевич (7!) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

С ОПРОКИДЫВАЕМОЙ КАБИНОЙ

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно, к устройствам для переключения передач коробки передач транспортного средства .c опрокидываемой кабиной.

По основному авт. св. N 672074 известно устройство для переключения передач коробки

5 передач транспортного средства с опрокидываемой кабиной, содержащее рычаг переключения передач, установленный на шарнирной опоре, размещенной между верхним и нижним его î концами, на последнем иэ которых выполнена эксцентричная упорная поверхность, два коаксиально расположенных вала, внешний иэ которых взаимосвязан с исполнительным органом коробки передач и на торцовой поверхности его вы15 полнены пазы, а на внутреннем валу выполнена конусная поверхность и закреплен кронштейн с выступами, размещенными в пазах внешнего вала, имеющий ось, на которой установлен с возможностью поворота нижний конец рычага переключения передач, и механизм блокировки, состоящий из запорных элементов и подпружиненной блокировочной детали в виде втулки с кольцевой проточкой, расположенной на внешнем валу, при этом внешний вал выполнен с радиальными отверстиями, в которых размещены эапорные элементы, контактирующие с одной стороны с внутренней поверхностью втулки, а с другой стороны с конической поверхностью внутреннего вала (1), Недостатком конструкции является то, что при подъеме и опускании кабины внутренний вал нагружен усилием пружины, передающимся на него через скос кольцевой проточки блокировочной втулки и запорные элементы (шарики) при этом затрудняется движение внутреннего вала и происходит его износ, надежность и долговечность устройства снижается.

11ель изобретения — повышение надежности и долговечности.

Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено втулкой с упором, установленной на внутреннем валу и подпружиненной относитель. но внешнего вала, причем конусная часть внутреннего вала выполнена с упором.

На фиг. 1 изображена схема установки устройства на автомобиле; на фиг. 2 — устройство в транспортном положении кабины, общий вид, 787!99

3 в разрезе; на фиг, 3 — то же, при подъеме и опускании кабины.

Рычаг 1 переключения передач коробки передач установлен в кабине 2 автомобиля на шарнирной опоре 3, расположенной между верхним и нижним его концами, Нижний конец рычага

1 выполнен в виде вилки 4 и размешен на кронштейне 5 с воэможностью поворота относительно его на оси 6. Кронштейн 5 снабжен трапециевидными выступами 7, входящими в торцовые трапециевидные пазы 8 внешнего вала 9, и резьбовым отверстием 10, в котором установлен реэьбовой конец внутреннего вала 11, зафиксированного гайкой 12. Внутренний вал 11 имеет конусную поверхность 13, а во внешнем валу 9 выполнены радиальные отверстия 14, в которых расположены эапорные элементы 15, например, шарики, На внешнем валу 9 установлена блокировочная деталь, выполненная в виде втулки 16, поджимаемой с одного торца пружиной 17 до упора 18, а другим — взаимодействующей с упорной поверхностью 19 нижнего конца рычага 1 переключения передач, выполненной эксцентрично по отношению к оси 6 по. ворота рычага 1 на кронштейне 5, Иа внутренней поверхности втулки 16 выполнена поверхность деблокировки запорных элементов 15 в виде кольцевой канавки 20 со скосом 21, На внутреннем валу 11 выполнена расточка 22, в которой установлена втулка ?3 с упором 24, поджимаемая пружиной 25 в сторону запорного элемента 15. Вал 9 связан с исполнительным органом 26 механизма управления коробки передач.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

При установленной на раме автомобиля кабине 2 внешний вал 9 и внутренний вал 11 сблокированы, т.е. запорные элементы 15 зажаты в радиальных отверстиях 14 конусной поверхностью 13 вала 11 и внутренней цилиндрической поверхностью втулки 16, В этот момент поворотом рычага l переключения передач на шарнирной опоре 3 производят смещение вала

9, вызывающего перемещение исполнительного органа 26, обеспечивающего переключение передач. Например, при повороте рычага 1 переключения влево, нижний конец его перемещается вправо совместно с кронштейном 5, который перемещает вправо вал 11 и через трапециевидные выступы 7 и пазы 8 — вал 9, при этом последний перемещает исполнительный орган 26.

При повороте рычага 1 вправо нижний конец его перемещается влево, уводя за собой кронпггейн 5 и вал 11. Конусная поверхность

13 вала 11 при этом давит на запорные элементы 15, которые перемещают внешний вал 9 влево. В результате этого исполнительный ор4 ган 26 механизма управления обеспечивает переключение передач в коробке передач.

При повороте рычага 1 перпендикулярно оси внешнего вала поворачивается кронштейн 5, который посредством пазов 8 и выступов 7 поворачивает внешний вал 9, перемещая исполнительный орган 26 механизма управления.

При опрокидывании кабины 2 рычаг 1 переключения передач, перемещаясь вместе с ка10 биной 2, поворачивается на оси 6 и эксцентричной упорной поверхностью 19 сдвигает, преодолевая усилие пружины 17, втулку 16 вправо. ,Запорные элементы 15 попадают в кольцевую канавку 20 освобождая вал 11

При этом втулка 23 под действием пружины 25 перемещается вместе с валом 11 до тех пор, пока упор 24 не начнет взаимодействовать с торцом внешнего вала 9, В этот момент запорные элементы контактируют со втулкой 23, 20 передавая усилие пружины 17 непосредственно на нее. Разгруженный внутренний вал 11, свободно перемешаясь в ней, продолжает выдвигаться до достижения кабиной 2 крайнего положения.

При опускании кабины нижний конец рычага 1 переключения передач поворачивается на оси 6 влево. Внутренний вал 11 при этом перазмещается вправо, сжимая пружину 25 и

30 у од эа собой втулку 23 до тех пор, пока кабина 2 не установится на раме автомобиля и запорные элементы 15, смещенные скосом 21 во втулке 16, не сблокируют внутренний 11 и внешний 9 валы,. т.е. пока запорные элементы

15 не окажутся зажаты в радиальных отверстиях 14 конусной поверхностью 13 внутреннего вала 11 и внутренней цилиндрической поверхностью втулки 16.

Регулировку положения запорных элементов

15 производят поворотом резьбового конца внутреннего вала 11 в резьбовом отверстии кронштейна 5 при отвернутой гайке 12, Наличие в устройстве втулки, установленной на расточке внутреннего вала, снабженной упором, подпружиненной в сторону запорных элементов, разгружает внутренний вал от усилия пружины, передающегося через скос кольцевой проточки блокировочной втулки и запорные элементы при подъеме и опускании кабины.

Формула изобретения

Устройство для переключения передач коробки передач транспортного средства с опрокидываемой кабиной по авт. св, Р 672074, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, оно снабВНИИПИ Заказ 8240/12 Тираж 763 Подписное

Филиал ППП "П.тент", r. Ужгород, ул. Проектная,4

5 787 199 жено втулкой с упором, установленной на внутреннем валу и подпружиненной относительно внешнего вала, причем конусная часть внутреннего вала выполнена с упором.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР N" 672074, кл. В 60 К 20/12, 1977.