Устройство для регулирования тягового электропривода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскии
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 131178 (21)2684391/24-11 (5()М. КЛ. с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
В 60 L 3/10
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 15,1280, Бюллетень ¹46
Дата опубликования описания 15,1280 (53) УДК 621. 335 (088. 8) (72) Авторы изобретения
Ю.И. Филин, В.И. Сливинский, Ю.Б. Моторин и В.А. Новиков (7 1 ) заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЯГОВОГО
ЭЛЕКТРОПРИВОДА
Изобретение относится к устройствам регулирования тягового электропривода, используемым для приводов тепловозов, электровозов и пневмоколесных машин.
Известно устройство для регулирования тяговогоэлектронривода, содержащее кольцевую схему соединенных последовательно источников постоянного тока и якорей электродвигателей, обмотки возбуждения которых соединены последовательно, тиристоры, соединенные по кольцевой схеме, причем каждый из них подключен параллельно цепи, образованной якорем 15 соответствующего электродвигателя и соединенным с ним источником постоянного тока, а управляющие электроды которых подключены к датчикам буксо" вания (1) . 20
Для питания обмоток возбуждения электродвигателей этого устройства необходим специальный источник, причем мощность его, исходя из условия обеспечения высоких значений токов возбуждения электродвигателей в режиме пуска, может быть достаточно велика. С другой стороны, именно в пуске мощность тяговых электрических машин ограничена коммутацией и усло- 30 виями сцепления колес с опорной поверхностью. Поэтому в пусковом режиме основной источник (тяговый генератор на тепловозе, тяговый трансформатор на электровозе) обычно используется не полностью. Кроме того, для обеспечения определенного закона регулирования тока возбуждения электродвигателей этого устройства требуется специальная система, что сни жает его надежность.
Цель изобретения, — улучшение массогабаритных показателей устройства.
Цель достигается тем, что схема соединения обмоток возбуждения электродвигателей включается в разрыв обеих кольцевых схем, образованный в одной из их общих точек.
На чертеже представлена схема устройства для регулирования тягового электропривода.
Устройся во содержит источник постоянного тока, включающий в себя выпрямитель 1, и обмотку 2 генератора переменного тока, соединенный последовательно с якорем 3 электродвигателей, обмотки 4 возбуждения которых соединены последовательно и через реверсор 5 подключены в разрыв кольцевой схемы, образованной
787205 источниками постоянного тока и якорями 3 электродвигателей и кольцевой схемы, образованной тиристорами
6, управляемыми от датчика 7 буксования.
Устройство работает следующим образом.
При запертых тиристорах токи якорей 3 и обмоток 4 возбуждения электродвигателей равны и определяются разностью ЭДС обмоток 2 генератора и ЭДС якорей 3 и суммарным сопротивлением обмоток 2 генератора, якорей 3 и обмоток 4 воздуждения электродвигателей ° Тяговые моменты на всех колесах при этом равны, а напряжение на обмотке якоря 3 каждого Электродвигателя определяется его характеристиками, частотой вращения и током возбуждения, который в данном случае равен току якорей 3.
Регулирование электропривода осуществляется изменением напряжения источников постоянного тока, которыми в данном случае являются обмотки 2 генератора переменного тока с подключенными к ним выпрямителями 1. Так как часть мощности источников передается в обмотки возбуждения 4 электродвигателей, то в этом режиме к каждому тиристору 6 приложено некоторое обратное напряжение равное напря1 женин на обмотке возбуждения 4 одного электродвигателя.
При ухудшении условий сцепления какого-либо колеса и входе его в режим буксования напряжение на якоре 3 соответствующего колеса повышается вследствие повышения его частоты вращения, что приводит к компенсации обратного напряжения на соответствующем тиристоре 6 и к прояв лению на нем прямого напряжения. При развитии буксования до недопустимого уровня появления сигнала от соответст вующего датчика 7 буксования обеспечивает отпирание этого тиристора 6.
Разность ЭДС обмотки якоря 3 и ЭДС соответствующего источника обеспечивает перевод тока из цепи, содержащей этот источник и обмотку якоря 3, в цепь открывающегося тиристора 6, в результате чего тяговый момент на соответствующем колесе пропадает и оно тормозится моментом сопротивления. При уменьшении его частоты вращения до величины, при которой ЭДС .обмотки якоря 3 становится меньше ЭДС источника, в цепи якоря 3 появляется ток, который растет с понижением частоты вращения электродвигателя„ что приводит к увеличению тягового момента на его валу. Независимость величины. тока возбуждения от тока якоря этого электродвигателя обеспечивает интенсивное изменение тягового момента на его валу при незначительном изменении частоты вращения. Установившийся режим наступает при достижении током якоря 3 значения, соответствующего предельному
1О по условиям сцепления тяговому моменту. При восстановлении сцепления этого колеса до уровня сцепления остальных колес его момент сопротивления увеличивается, частота враще-!
5 ния уменьшается, ток в якоре 3 соответствующего электродвигателя увеличивается и становится равным токам якорей 3 других электродвигателей, вследствие чего ток в тиристоре 6
gp пропадает, тиристор запирается и схема приходит в исходное положение.
Предлагаемое устройство улучшает массо-габаритные показатели и повышает его надежность за счет исключения специального источника для питания обмоток воздуждения электродвигателей и упрощения системы регулирования.
30 Формула изобретения
Устройство для регулирования тягового электропривода, содержащее кольцевую схему соединенных последова35 тельно источников постоянного тока и якорей электродвигателей, обмотки возбуждения которых соединены после,цовательно, тиристоры, соединенные по кольцевой схеме, причем, каждый
4р из которых подключен параллельно цепи, образованной якорем соответствующего электродвигателя и соединенным с ним источником постоянного -.ока, а управляющие электроды которых подключены к датчикам буксования, 4> о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения массогабаритных показателей, схема соединения обмоток возбуждения электродвигателей включена в разрыв обеих кольцевых схем, 50 образованный в одной из их общих точек.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
55 Р 2475464/24-11,.кл. В 60 L 23/10, 11.07.77.
Составитель Л. Резникова
Редактор Н. Воловик Техред A.Öåïàícêàÿ
Корректор A. Гриценко
Подписное
Заказ 8346/13 Тираж 763
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул Проектная, 4