Устройство для определения неравномерности срабатывания тормозов транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Соаетскик

Социалистических республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

<)>787220

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (51)М. Кл. (22) Заявлено 14.0279 (21) 2724231/27-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 1512ДО,Бюллетень № 46

В 60 Т 17/22

G 01 M 17/00

I осударствеиный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК629 113-59.001.4:620. .1-089.4(088.8) Дата опубликования описания 15.1280 (72) А втор изобретения

Н. Ш. Габитов (71) Заявитель

Московский автомобильно-дорожный институт (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ

СРАБАТЫВАНИЯ ТОРМОЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к технической диагностике, преимущественно к средствам стационарного диагностирования технического состояния тормозов автомобилей.

Наиболее близким из известных технических решений является устройство для определения неравномерности срабатывания тормозов транспортного средства, содержащее датчики тормозных сил, пороговые элементы, элемент

ИЛИ, дифференцирующую цепь и блок индикации $1) .

Недостаток известного устройства— то, что о неравномерности срабаты- 15 вания тормозов в нем судят только по временному параметру — по неодновременности срабатывания тормозов.

При этом не учитываются величины тормозных усилий, действующих в при- 20 водах тормозов в процессе срабатывания тормозов, т. е ° не учитываются законы нарастания тормозных сил на колесах. Это снижает точность измерений. Результаты измерений, 25 получаемые с применением данного устройства нестабильны, а при некоторых

) видах торможений (как будет показано ниже) — даже ошибочны. Это снижает достоверность измерений. Кроме того, 3р в этом устройстве временные параметры определяют по мгновенным значениям тормозных сил. Это снижает помехоустойчивость устройства так как высокочастотные помехи, возникающие в этот момент, могут значительно искажать результаты измерений. Повышение помехоустойчивости за счет усиления низкочастотной фильтрации, искажает формы кривых нарастания тормозных сил.

Цель изобретения — повышение точности

Укаэанная цель достигается тем, что устройство снабжено одновибратором и интегратором, входы которых совместно со входами пороговых элементов соединены с соответствующими датчиками тормозных сил, выходы пороговых элементов подключены через элемент ИЛИ к входу одновибратора, выход которого соединен со входами разрешения интегрирования и через дифференцирующую цепь — co входами установки в исходное состояние интеграторов, а выходы последних соединены с блоком индикации.

На фиг. 1 схематически изображено устройство для определения неравномерности срабатывания тормозов

787220 колес одной оси транспортного средства, на фиг. 2 - диаграммы нарас- тания тормозных сил правого и левого колес одной оси.

Устройство содержит датчик 1 тормозной силы правого колеса (Р„ ), выход которого подключен к инвертирующему входу порогового элемента 2 и ко входу интегратора 3. Выход датчика 4 тормозной силы левого колеса (Р ) соединен с инвертирующим входом порогового элемента 5 и со входом ин- 1() тегратора 6. К неинвертирующим входам элементов 2 и 5 подключен источник опорного напряжения 7, определяющий порог их срабатывания при достижении тормозных сил заданного значения. Вы- 15 ходы элементов 2 и 5 соединены через элемент ИЛИ 8 со входом запуска:одновибратора 9, выход которого соединен со входом дифференцирующей цепочки 10 и со входами разрешения интегрирования о интеграторов 3 и б. Длительность импульса одновибратора 9 определяет время интегрирования интеграторов 3 и б. Выход дифференцирующей цепочки 10 соединен со входами установки .в исходное состояние интеграторов 3 и 6, выходы которых соединены с блоком индикации 11. Интеграторы 3 и 6 содержат операционные усилители 12 и 13, интегрирующие конденсаторы

14 и 15, полевые транзисторы 16 и 17, 30 при открывании которых коротким импульсом, вырабатываемым дифференцирующей цепочкой 10 по переднему фронту импульса одновибратора 9, происходит разряд конденсаторов 14 и 15, ин- 35 теграторы 3 и б возвращаются в исходное состояние, полевые транзисторы

18 и 19, при открывании .которых разре-; шается интегрирование, так как напряжения с выходов датчиков 1 и 4 пос,тупают на входы интеграторов 3 и 6.

Устройство работает следующим образом..

Автомобиль затормаживают на стенде, снабженном датчиками 1 и 4 тор- 45 мозных сил колес. При достижении тормОЭНОЙ силы P или Р любОГО иэ КО1 лес заданного значения Рь, определяемого источником опорного напряжения 7, происходит переключение Од- $p ного из элементов 2 или 5, и через элемент HJIH 8 запускается одновибра-. тор 9. По переднему фронту импульса одновибратора 9 вырабатывается дифференцирующей цепочкой 10 импульс, который на короткое время отпирает транзисторы 16 и 17, конденсаторы

14 и 15 разряжаются, и интеграторы 3 и 6 возвращаются в исходное состояние. Одновременно импульс од" новибратора 9 открывает транзисторы 60

18 и 19, напряжения датчиков 1 и 4 поступают на входы интеграторов 3 и 6.

По окончанию импульса одновибратора 9 транзисторы 18 и 19 запираются и работа устройства заканчивается. 65

При этом выходные напряжения интеграторов 3 и 6 пропорциональны интегралам от тормозных сил Р и Р

Вычисленных начиная От момента t4 достижения тормозной силы заданного значения Р (oïðåäåëÿåìûì источником опорного напряжения 7) первым из колес, в течение заданного (одновибратором 9) времени . Напряжения с выходов интеграторов поступают в блок индикации 11.

Величины вычисленных таким образом интегралов будут пропорциональны площадям заштрихованных частей тормозных диаграмм (см. фиг. 2). Эти площади соответствуют энергии, затрачиваемой в процессе срабатывания тормоза соответствующего колеса начиная от момента t в течение заданного времени L . Сравнивая величины вычисленных интегралов, определяют неравномерность срабатывания тормозов.

Как видно из фиг. 2, тормозная сила правого колеса Р1 достигает заданного значения Р первой, измеряя при помощи предлагаемого в прототипе устройства. Можно предположить, что в процессе торможения автомобиль может занести в правую сторону. Однако, как следует из фиг. 2, энергия, затрачиваемая на срабатывание тормоза левого колеса, значительно больше, чем у правого, из чего следует, что автомобиль с такими тормозами может занести в процессе торможения в левую сторону.

Пороги срабатывания элементов 2 и 5, соответствующие заданному значению тормозной силы Р, выбираются при помощи источника 7 опорноГО напряжения минимально возможныМи, но такими, чтобы элементы 2 и 5 не срабатывали от помех датчиков 1 и 4.

Длительность импульса одновибратора 9 задается такой постоянной величины, чтобы при всяких торможениях, вычисление интегралов производилось на участке нарастания тормозных усилий.

Формула изобретения

Устройство для определения неравномерности срабатывания тормозов . транспортного средства, содержащее датчики тормозных сил, пороговые элементы, элемент ИЛИ, дифференцирующую цепь и .блок индикации, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, оно снабжено одновибратором и интеграторами, входы которых совместно с входами пороговых элементов соединены с соответствующими датчиками тормозных сил, выходы пороговых элементов подключены через элемент ИЛИ к входу од- новибратора, выход которого соединен со входами разрешения интегрирования

787220

Р у

Яиг.z

Составитель С. Макаров

Редактор И. Касарда Техред N. Голинка

Корректор О.Билак

Заказ 8246/13 Тираж 763

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва„ Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 и через дифференцирующую цепь — co входами установки в исходное состояние интеграторов, а .выходы последних соединены с блоком индикации.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 640884, кл. В 60 Т 17/22, 1976.