Гидравлический домкрат для вертикального и горизонтального перемещения груза
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
: Социалистических
Республик
1 >787350 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 01.02.79 (21) 2721457/27-11 с.присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 151 280. Бюллетень № 4 б
Дата опубликования описания 151230 (51) М. Кл.з
В бб F 1/08
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (5Ç) УДК 621.866 (088.8) (72) Авторы изобретения
A.Ô. Щерба, В.P. Стук, Б.И. Вакуленко, А.А. Веретинскнй, A.М. Мегель и A.È. Таран
Научно-исследовательский институт строительного производства Госстроя УССР и Трест Промтехмонтаж-2
Главцентропроммонтажа Министерства монтажного . строительства УССР (71) Заявители (54) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДОМКРАТ ДЛЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО
И ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ПЕРЕМЕ!ЦЕНИЯ ГРУЗА
Изобретение относится к устройствам для подъема и перемещения грузов, в частности, к малогабаритным гидравлическим домкратам для точной уста-. новки и выверки технологического обо- $ рудования на фундаментах с незначительной высотой подливочного слоя.
Известны гидравлические домкраты для вертикального и горизонтального перемещения груза, содержащие корпус 10 гидроцилиндра вертикального перемещения, в полом штоке которого смонтирован механизм горизонтального перемещения, выполненный в виде поршня, на котором смонтирован поворотный клиновой механизм, и снабженный предварительно сжатыми пружинами для возврата в исходное положение (1).
Недостатком таких домкратов является большие размеры по высоте, которые не позволяют использовать такой домкрат для выверки технологического оборудования с высотой подливочного слоя до 50-80 см.
Известны также гидравлические домкраты для вертикального и горизонтального перемещения груза, содержащие корпус с выполненными в нем глухими отверстиями для опорных плунжеров, каналами, соединяющими упомяну- () тые отверстия между собой и расположенным в центре корпуса подвижным поршнем, несущим клиновой механизм перемещения грузовой плиты, .снабженный приводоМ для его поворота,и измерительное устройство со стержйем для измерения перемещения грузовой плиты (21.
Недостатком изобретения является то, что вначале движения после длительных остановок моментного цилиндра и его уплотнений возникает значительное усилие статического адгезионного сопротивления движению иэ-эа увеличения коэффициента трения, численное значение которого доходит до единицы и более. Повышение момента вращения цилиндра за счет увеличения площади лопасти не представляется возмокным из-за ограниченной высоты и массы домкрата. Малый (3.-5 мм) вертикальный ход поршня моментного цилиндра соизмерим с остаточной деформацией (0,8-1,2 мм) плоских пружин, -йодпружинивающих поршень. Вследствие этого нарушается герметичность в торце поршня и механизм поворота перестает функционировать. Изготовление пилообразных выступов на опорной плите и поршне моментного цилиндра, 787350 ограничительный упор для поршня, а 20 клиновой механизм состоит из наклонного основания с пазом и расположенной в пазу подпружиненной эксцентричной оси, несущей установленную на ней грузовую плиту. 2S
На фиг..1 изображен домкрат с частичным вырезом, вид сверху; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1;на фиг.3сечение Б-Б на фиг. 1.
Гидравлический домкрат содержит .корпус 1, поршень 2, опорные плунжеры 3, соединенные каналами 4 с глухим отверстием 5. В корпусе 1 подвижно расположен стерк<ень б измерительногр устройства. На поршень 2 свободно посажено коническое колесо 7 с .ребордой 8. Реборда 8 выполнена эксцентричной относительно оси поршня 2 и контактирует с измерительным стержнем б. В осевом отверстии колеса 7 неподви>кно установлено основание кли- 40 нового механизма 9 с подвижной грузовой плитой 10, которая насажена на эксцентричную ось 11. Ось 11 поджата пружиной 12 и может совершать возвратно-поступательное перемещение в 4 пазу 13 основания 9. Верхняя опорная поверхность грузовой плиты 10 выполнена сферической, а нижняя — плоской.
Коническая поверхность колеса 7 сопряжена с ведущим валом 14 и при взаимном сцеплении образуют коническую и фрикционную передачу. Вал 14 посредством тяги 15 и кольца с проушиноЯ 16 шарнирно соединено с рукояткоф 17 и может совершать вращательи<А и поступательное движенне относительно корпуса 1 и собственной . продоЛьной оси. На корпусе 1 подвижно установлен кронштейн 18 с индикатором часового типа 19. Кронштейн 18 может. перемещаться относительно кор- 60 пуса 1 и фиксироваться в нужном положении. Индикатор 19 устанавливают так, чтобы измерительная головка контактировала с измерительным стержнем б или стойкой 20, которая жестко соепри их ограниченных размерах, сложно, а использованный способ измерения не обеспечивает заданной точности. Все это не обеспечивает достаточной эффективности и надежности его работы.
Цель изобретения — повышение эффективности и надежности работы устройства.
Поставленная цель достигается тем, что, привод поворота клинового механизма выполнен .в виде фрикционной конической передачи, состоящей из ведущего вала и ведомого колеса с эксцентричной ребордой и осевым отверстием, свободно посаженного на поршень и несущего неподвижно установленный в упомянутом осевом отверстии клиновой механизм, при этом ведущий вал фрикционной передачи установлен в корпусе домкрата с возможностью осевого перемещения, образуя динена с веду цим валом 14 . В первом случае индикатор 19 измеряет угол поворота основания клинового механизма 9, а во втором — используется для установки величины горизонтального перемещения грузовой плиты 10 совместно с грузом 21. Рабочая жидкость подается от насоса через отверстие
22 под шариковые клапаны 23 и 24,которые регулируются винтами 25 и 26.
Каналы 27 и 28 соединяют,соответственно,полости под поршнем 2 и над плунжерами 3 также посредством шариковых клапанов 23 и 24 с отверстием 22.Между собой полости под поршнем 2 и подопорными плунжерами 3 соединены гид15 равлически посредством каналов 29.
Для подъема груза домкрат устанавливают на фундаменте в месте предполагаемого опирания выверяемого оборудования, которое опускают на домкрат грузоподъемным механизмом. Насосом рабочую жидкость подают через отверстие 22 под шариковый клапан 24, который предварительно открывают поворотом винта 26, и далее — в канал 28 опорным плунжерам 3, Под действием давления рабочей жидкости корпус 1 совершает перемещение вверх относительно плунжеров 3 совместно с установленным на домкрат грузом 21. Возврат корпуса 1 в исходное положение осуществляется сливом рабочей жидкости из поршневых полостей в бак насоса и нак<атием на выступающую часть корпуса 1, на которой закреплен кронштейн 18.
Для установки нужного направления горизонтального перемещения груза 21 необходимо на>кать на рукоятку 17 в направлении к грузу 21, тогда вал 14 войдет в зацепление с ведомым колесом
7 по образующей их конусов. Поворотом рукоятки 17 относительно оси вала 14 приводят в движение ведомое колесо 7, вместе с которым поворачивается и основание 9 клинового механизма. Отсчет угла поворота производят по показанию стрелок индикатора
19, шкалы которого пересчитываются в единицах измерения углов (по таблице).
Движение стрелок индикатора 19 происходит под действием усилия от измерительного стержня 6, который перемещается под действием ведомого колеса 7, за счет эксцентриситета его реборды
8, совершающей вращательное движение совместно с колесом 7 относительно вертикальной оси. За. один полный поворот реборды 8 измерительный стержень 6 совершает перемещение, равное двум ее эксцентриситетам.Полный пово-: рот на 360 достигается за счет циклического движения вала колеса 14,которое оператор выполняет управлением рукоятки 17,сообщая ей сложное движение — поступательное и вращательное. установление величины горизонтального перемещения. Индикатор 19 снима787350 ется с кронштейна 18, поворачивается на угол 180 и снова устанавливается на кронштейн 18. Затем кронштейн 18, совместно с индикатором 19, перемещается н направлении к стойке 20 до тех пор, пока измерительная головка индикатора не -..ереместится на величину, равную требуемому ходу поршня 2, который определяется по предварительно подготовленной таблице и отсчитывается по шкале индикатора 19. Затем рукоятку 17 отводят на себя, сонме- IO щая стрелку индикатора 19 с нулевой отметкой шкалы. В результате этого образуется зазор ме>кду образующими конусов ведущего вал 14 и ведомого колеса 7, который равен требуемой величине рабочего хода поршня 2.
Горизонтальное перемещение груза домкратом осуществляется в двух режимах, определяемых видом источника силы, действующей на поршень 2.
Автономный режим. От действия силы тяжести груза 29 в полостях 5 создается давление рабочей жидкости. Поворотом винта 25 между последним и шариковым клапаном 23 образуется зазор. Под действием давления рабочей жидкости перепускной шариковый клапан 23 отходит и рабочая жидкость по каналу 28 из полостей 5 поступает через отверстие 22 и канал 27 под поршень 2. Поршень 2 совершает дви- 30 жение вверх, а корпус 1 одновременно двигается вниз.
Насосный режим. По гибким трубопроводам от насоса (не показано) рабочая жидкость подается через отвер- 35 стие 22 под поршень 2, а канал 28 перекрыт шариковым клапаном 24. При этом поршень 2 будет перемещаться вверх. Далее процесс перемещения груэа 21 для обеих режимов происходит
:идентично. Поршень 2, поднимаясь вверх посредством клинового механизма, воздействует сферической поверхностью грузовой плиты 10 на груз 2" .
Груз 21 отрывается от корпуса 1 и совместно с грузовой плитой 10, сползающей по наклонной плоскости основания 9 клинового механизма, движется в направлении его уклона. Горизонтальное перемещение груза происходит от действия горизонтальной составляю- Ж щей силы тяжести груза, полученной в результате ее разложения в клиновом механизме домкрата. Движение груза будет продолжаться до тех пор, пока ведомое колесо 7 не войдет в контакт 55 с ведущим налом 14 и, тем самым, будет выбран предварительно установленный зазор на величину хода дополнительного поршня -2. В данном случае ведущий вал 14 выполняет функцию концевого упора. Возврат поршня 2 в исходное положение осуществляется нажимом рукоятки 17 от себя, с предварительным открытием сливного вентиля (не Показан) до тех пор, пока стрелка индикатора 19 не станет в положение, установленное при определении величины горизонтального перемещения груза
21. Одновременно с движением поршня
2 вниз происходит движение грузовой плиты 10 в исходное положение от дейстния сжавшейся пружины 11. Коническая фрикционная передача, выполняя функции клинового домкрата, перемещает поршень 2 вниз.
Устройство гидравлического домкрата используют для точной установки и выверки технологического оборудования на фундаментах с высотой подливочного слоя 50-80 мм, задается направление линейного перемещения груза и устанавливается величина горизонтального перемещения груза с точностью, определяемой индикатором, исключая тем самым "перетягинание" груза. Использование грузовой плиты со сферической опорной поверхностью и эксцентрической подвижной осью поворота упрощает изготовление домкрата, исключает заедания и обеспечивает параллельную работу двух и более домкратов с высокой надежностью,что повышает. эффективность монтажа.
Формула изобретения
Гидравлический домкрат для вертикального и горизонтального перемещения груза, содержащий корпус с выполненными в нем глухими отверстиями для опорных плунжеров, каналами, соединяющими упомянутые отверстия между собой и расположенным в центре корпуса подви>кным поршнем, несущим клиновой механизм перемещения грузовой плиты, снабженный приводом для его поворота и измерительное устройство
> со стержнем для измерения перемещения грузовой плиты, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности и надежности его работы, привод поворота клинового механизма выполнен в виде фрикционной конической передачи, состоящей иэ ведущего вала и ведомого колеса с эксцентричной ребордой и осевым отверстием, свободно посаженного на поршень и несущего неподвижно установленный в упомянутом отверстии клиновый механизм, при этом ведущий вал фрикционной передачи установлен в корпусе домкрата с возможностью осе- вого перемещения, образуя ограничительный упор для поршня, а клиновый механизм состоит из наклонного осно- вания с пазом и расположенной в пазу подпружиненной эксцентричной оси, несущей установленную на ней грузовую плиту.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 409948, кл. В 66 F 9/04, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 2417612/11,кл. В 66 Г 1/08,04.11.76 (прототип).
ФигЗ
Составитель И.Кузнецова
Редактор Н.Воловик Уехред Н.Граб Корректор И.Иуска
Заказ 8260/20 Тираж 932 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета .СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ПЛП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4