Устройство дистанционного управления шахтными разветвленными конвейерными линиями
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ (ii)? 87682 н esrorcsoor cs rreoecrer (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 230178 (2f) 2572963/22-03
{53)М. Кл.
С ПРИСОЕДИНЕНИЕМ ЗаЯВКИ йо—
Е 21 F 13/08
Гостдарственный комнтет
СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет—
Опубликовано 1 12.80. Бюллетень N9 46
Дата опубликования описания 15.1280 (5Ç) УАК 621. 398:
:622.647.2 (088. 8) (72) Авторы изобретения
А,С.Волин и В.И,Гельфанд (73) Заявитель
Днепропетровский з авод шахтной ав томатики (64) УСТРОИСТВО ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ
lIIAXTHbINH РАЗВЕ TBJIEH HbIMH КОН ВЕ ЙЕ РН61МИ
ЛИНИЯМИ
Изобретение относится к устроиствам дистанционного автоматизированно
ro управления поточно-транспортными системами,а именно шахтными разветвленными конвейерными линиями.
Известно устройство для дистанционного автоматизированного управления шахтными конвейерными линиями, реализованное в серийно выпускаемой аппаратуре типа АУК-10ТМ-68, Эта аппаратура предназначена для автоматизированного управления неразветвленными конвейерными линиями с числом конвейеров до десяти, а также допускает возможность управления беэ автоматического включения маршрутов двумя простыми ответвлениями. При этом каждое ответвление включается как неразветвленная линия, причем все три пульта управления сосредотачиваются в одном месте — на пункте оператора (1).
В аппаратуре ДУКЛ-2I4 для определения номера неисправного конвейера оператор осуществляет его поиск ма"
26 нипуляцией кнопками выбора маршрута и отсчетом показаний с прибора-указателя (индикатора). При этом он обязан перед включением последующей кнопки вернуть предыдущую в исход« ное состояние. В противном случае возможен самопроизвольный запуск дополнительного марарута, не предусмотренный программой управления, а также получение ложной информации
30 о количестве работающих конвейеров, При расс редоточении двух упомянутых пультов непосредственно во главе каждого ответвления оператор лишается воэможности управлять разветвленной линией, Известна аппаратура для дистанционного автоматизированного управления разветвленными конвейерными линиями типа ДУКЛ-2М (2), Однако она обладает следующими недостатками: обеспечивает управление разветвленной конвейерной линией простой конфигурации (маршрут состоит иэ магистрали и ответвления от него, т.е. простое разветвление); отсутствует непрерывная информация у оператора о количестве одновременных работающих конвейеров во всех маршрутах; максимальное число конве. йеров не более десятит в качестве линии связи не могут быть использованы голые провода.
787682 итания, к положительному полюсу оторого подключены через последоваельно соединенные ограничительный езистор, выходные контакты преобразо ателей сигналов, первый программный зел, узел диодной развязки и перелючатель выбора маршрутов пусковая кнопка, а к положительному полюсу входы переключателей выбора маршрутов и комплекта, выход последнего соединен с одним-входом каждого оптрона, другие входы которых соединены с выходом первого программного блока, а выходы оптронов подключены к соответствующим пультам управления, причем входы второго программного узла соединены с выходами линейных блоков в местах разветвлений, а его выход через переключатель выбора маршрутов соединен со входами преобразователей сигналов.
На чертеже представлена блок-схема устройства.
Устройство содержит пульты 1,2,3, 4 5 и 6 управления внутри каждого из
1 которых встроены источники питания цепей управления и сигнализации,линейные блоки 7,8,9,10,11,12,13,14, 1516,17 и 18, пронумерованные в соответствии с номерами конвейеров, центральный пост 19 управления, в котором размещены коммутатор 20 выбора маршрутов, собранный на переключателе
21 выбора маршрутов и переключателе.
22 выбора комплекта, и узел 23 автоматического запуска маршрутов,состоящий иэ источника 24 питания центрального поста, пусковых оптронов
25, входы 26 которых, а их выходы 27, первого программного узла 28, второго программного узла 29, узла 30 диодной развязки, пусковой кнопки
31, ограничительного резистора 32, выходных контактов 33,34,35 и 36 соответственно преобразователей сигналов 37,38,39 и 40.
Пульты 1-6 связаны со своими линейными блоками соответственно 7-8, 9-10, 11-12, 13-14, 15-16, и 17-18, Сигнал 41 от каждого линейного блока в местах разветвлений подведен на вход второго программного узла
29, Узел 30 диодной развязки содержит диоды, с помощью которых совместно с узлом 28 задается необходимая программа управления, Программные у злы 28 и 29 по конструкции одинаковы и выполнены, например,в виде разъемов типа РП-14-30. На выемной части-вставке устанавливаются перемычки в соответствии с особенностями схемы конвейерного транспорта.
Устройство работает следующим образом.
Переключатель 22 выбора комплекта находится в отключенном положении, Оператор устанавливаетпереключатель
21 выбора маршрута и нажимает кнопвследствие сложения в приборе-указа- и теле тока двух маршрутов, Эти недостатки обусловлены тем, т что в коммутаторе выбора маршрута P аппаратуры ДУКЛ-2М отсутствует бло- в кировка между пусками отдельных
5 маршрутов. Кроме того, все маршруты к между собой гальванически соединены и питаются от одного источника. Ограничение числа конвейеров в маршруте десятью объясняется тем, что разрешающая способность прибора-недостаточна, а сам прибор-указатель один для всех маршрутов, Известно также устройство дистанционного управления шахтными разветвленными ковейерными линиями,вклю35 чающее пульты управления с источниками питания цепей управления и сигнализации, линейные блоки в местах разветвлений, центральный пост управления, содержащий коммутатор выбо- 20 ра маршрутов с соединенными друг с другом по входу и по выходу переключателями выбора маршрутов и комплекта, пусковую кнопку и блок автоматическрго запуска маршрутов, включаю- 25 щий преобразователи сигналов с выходными контактами и ограничительный резистор (3).
Данное устройство повышает точность контроля количества работающих конвейеров в маршрутах и оперативность управления маршрутами древовидной конфигурации причем набираемый машрут состоит иэ нескольких комплектов аппаратуры, гальванически между собой не соединенных.
Однако, оно обладает следующими недостатками: запуск сложного маршрута требует от оператора манипуляции несколькими переключателями; для управления маршрутами невозможно испольэовать общепромышленные переключатели иэ-за малости зазора по путям утечки между его контактами (не сохраняется искробезопасные параметры источников питания пультов управления), Использование же специальных переключателей вызывает существенное возрастание габаритов устройства; 50 на шах -ax схемы разветвленных конвейерных линий весьма разнообразны; для возможности реализации наиболее сложных схем транспорта необходимО пРедусмотреть максимальное число переключателей и вывести их контакты на отдельные зажимы, что также увеличивает габариты.
Цель изобретения — повышение оперативности и надежности управления. 60
Поставленная цель достигается тем, что блок автоматического запуска маршрутов снабжен оптронами по числу пультов, двумя программными узлами, у злом диодной развязки и источником 65
787682 ку 31. Для упрощения описания пуск комплектов аппаратуры в маршруте рассматривается без подачи предупредительного сигнала. При этом включается пульт 1 по цепи: плюс источника 24 питания, переключатель
22, переключатель 21,узел 30 диодной развязки, программный узел 28, первый программный разъем узла 28,вход
26 оптрона, переключатель 22,замкнутые .контакты кнопки 31, резистор 32, минус источника 24. Вход первого оптрона 26, обтекаясь током, открывает свой выход 27, в результате чего запускается пульт 1, следовательно, включается и конвейер 7. От линейного блока 7 в месте разветвления, в результате срабатывания его реле скорости, поступает сигнал 41 через второй программный узел 29, переключатель 21 на вход преобразователя 37 сигналов. Преобразователь 20
37 прекращает дальнейший режим запуска пульта 1 и включает пульт 2 по цепи: плюс источника 24,диод узла развязки 30, контакты узла 28, вход 2b второго оптрона, контакты 75 первого программного узла 28,кратковременно замкнутый контакт 33,резистор 32, минус источника 24.
Выход-тиристор 27 второго оптрона, отпираясь, включает пульт 2 второго комплекта, в результате чего включаются последовательно конвейеры
9 и 10. От линейного блока 10 в месте разветвления поступает сигнал 41 на вход преобразователя 38, следовательно, прекращается пуск пульта 2 и включается пульт 3. Это происходит следующим образом: плюс питания источника 24 непрерывно поступает на третью горизонтальную шину, на вход
26 третьего оптрона, контакты узла 40
28, эамкнувшиися контакт 34, резистор
32, минус источника 24, Включаются конвейеры 11 и 12, а концевое реле, (на чертеже не показано) являющееся неотъемлемым узлом комплекта 45 аппаратуры АУК-1ОТМ-68, автоматически прекращает режим пуска указанного маршрута. Таким образом, оператор, установив переключатель 21 маршрута в положение 3 и нажав кнопку 31, 50 автоматически включает три первых оптрона (номер оптрона соответствует номеру положения переключателей 21 и
22), следовательно, и маршрут из трех комплектов аппаРатуры ЛУК-1ОТМ-68 с пультами 1,2 и 3, Таким образом, даНное устройство позволяет собрать программу управления, соответствующую любой технологической схеме транспорта. При этом можно учесть все особенности любого 40 маршрута, причем во всех случаях выходы оптронов всегда подключены к пусковым цепям одних и тех же пультов. Кроме того, в шахтных условиях при изменении технологической схемы 65 транспорта легко установить выемные вставки (например, типа РП14-30) с новыми перемычками программных узлов
28-29, запаянными на поверхности шахты согласно новой схеме транспорта.
При этом не требуетс перемонтаж кабельных соединений кабельного ящика центрального поста.
Такое решение задачи повышает оперативность управления, так как для набора любого маршрута необходимо манипулировать только одним переключателем 21, а для включения любого комплекта — только одним переключателем 29; уменьшает габариты и стоимость устройства; позволяет использовать общепромышленные переключатели, обеспечивает искробезопасные параметры для системы в целом.
Наличие взаимной блокировки между переключателями коммутатора выбора маршрутов исключает ошибки оператора в управлении.
Формула изобретения
Устройство дистанционного управ- ления шахтными разветвленными конве.— йерными линиями, включающее пульты управления с источниками питания разветвлении, центральный пост управления, включающий коммутатор выбора маршрутов с соединенными друг с другом по входу и по выходу переключателями выбора маршрутов и комплекта, пусковую кнопку и блок автоматического запуска маршрут в, включающий преобразователи сигналов с выходными контактами и ограничительный резистор, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения оперативности и надежности управления, блок автоматического запуска маршрутов снабжен оптронами по числу пультов, двумя программными узлами, узлом диодной развязки и источником питания, к положительному полюсу которого подключена через последовательно соединенные ограничительный резистор, выходные контакты преобразователей сигналов, первый программный узел, узел диодной развязки и переключатель выбора маршрутов пусковая кнопка, а к положительному полюсу — входы переключателей выбора маршрутов и комплекта, выход последнего соединен с одним входом каждого оптрона, другие входы которых соединены с выходом первого программного блока, а выходы оптронов подключены к соответствующим пультам управления, причем входы второго программного узла соединены с выходами линейных блоков в местах разветвлений, а его выход через переключатель выбора маршрутоь соединен с входами преобразователей сигналов.
7876 82
Составитель Р. Гладун
Редактор Е.Дорошенко Техред Т. Маточка
Корректор Е. Рошко
Тираж 626 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 52 филиал ППП Патент <, г,ужгород, ул.Проектная, 4
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 208070, кл. G 05 В 19/08, 1966.
2. Аппаратура автоматизации производственных процессов на уголь1 ных шахтах. Каталог-справочник.
М., 1970, с.20-31 °
3. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2068747/03, кл. Е 21 F 13/08, 1974.