Натяжное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< 787757 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 15.05.78 (21) 2615303)25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

F 16 Н 7)08

Государственный комитет по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.85. . 058.2 (088.8) Опубликовано 15.12.80. Бюллетень № 46

Дата опубликования описания 25.12.80 (72) Авторы изобретения

В. И. Витушкин и В. А. Ромащенко (7! ) 3 а я в и тел ь (54) НАТЯЖНОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автомобилестроении, например для натяжения цепи привода распределительного вала двигателя.

Известно устройство для натяжения цепи, содержащее подпружиненную колодку, взаимодействующую с цепью (1).

Недостатком такого устройства является невысокая точность регулирования натяжения цепи вследствие вытяжки пружины и износа колодки.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является натяжное устройство, содержащее корпус, расположенные в йем подпружиненные в осевом направлении стержень и плунжер, зажимной сухарь и гайку (2).

Недостатками указанного натяжного устройства являются уменьшение усилия натяжения цепи в результате удлинения пружины и износа сопрягаемых деталей, например башмака, армированного прорезиненным пластиком, увеличение зазоров в сопрягаемых элементах и уменьшение усилия натяжения цепи. В результате не представляется возможным выбрать все зазоры в элементах, увеличивается шум двигателя, ухудшается технико-экономические показатели его работы, в частности снижается мощность и увеличивается расход горючего. Поэтому на

5 станциях технического обслуживания зачастую производят натяжение цепи при помощи рычага, упираемого в корпус и башмак, после чего подпружиненный плунжер фиксируется при помощи гайки и зажимного

|О сухаря стержня. При этом возможны перенатяжка или, напротив, недотяжка цепи.

Целью изобретения является повышение точности натяжения.

Указанная цель достигается тем, что натяжное устройство снабжено податливой в радиальном направлении гильзой, установленной на стержне с возможностью осевого перемещения.

На чертеже показано натяжное устройство, продольный разрез.

Натяжное устройство состоит из корпуса 1, в который вставлен плунжер 2, выталкиваемый из корпуса пружиной сжатия 3.

Пружина 3 надета на стержень 4, упираю787757 щийся утолщенным концом в дно плунжера 2. Зажимный сухарь 5 перемещается в осевом направлении при помощи гайки 6.

По оси гайки 6 выполнено отверстие с резьбой 7, шаг которой равен шагу резьбы 8 гайки 6. В отверстие с резьбой 7 завинчен крепежный элемент 9 с контргайкой 10. Крепежный элемент 9 через упорную шайбу ll взаимодействует с подвижной в осевом направлении гильзой 12, установленной на стержень 4. Подвижная гильза 12 выполнена податливой в радиальном направлении.

Внутри стержня 4 со стороны утолщенной части установлена пружина 13. Плунжер 2 фиксируется от выпадения стопорным кольцом 14.

Устройство работает следующим образом.

При значительном удлинении цепи и износе сопрягаемых деталей отвинчивается гайка 6, и зажимной сухарь 5, благодаря осевому перемещению, разжимается, освобождая при этом гильзу 12, и стержень 4, который, благодаря пружине 3, воздействуя через шайбу 15 на плунжер 2, выдвигается вместе с последней до выбора всех люфтов, при этом создается определенное натяжение цепи. Однако, по мере вытяжки цепи и износа сопрягаемых деталей: башмака, звездочек, штока и др., величина выдвижения плунжера 2 возростает и усилие натяжения цепи соответственно уменьшается, что не позволяет полностью выбрать зазоры в цепи и сопрягаемых деталях. Поэтому для создания необходимого натяжения, удерживая гайку 6 от вращения, вращают крепежный элемент 9, который, воздействуя на гильзу 12, сжимает пружину 3 и возмещает усилие, потерянное от увеличения хода стержня 4 и плунжера 2. Величину дополнительного усилия, создаваемого крепежным элементом 9, контролируют динамометрическим ключом,йосле чего, удерживая крепежный элемент 9 от вращения, завинчивают гайку 6 и через зажимной сухарь 5 и податливую в радиальном направлении гильзу 12 фиксируют стержень 4. При этом, благодаря равенству шагов резьб 7 и 8, при вращении гайки 6 крепежный элемент 9 не перемещается в осевом направлении относительно гильзы 12, т. е. заданное натяжение цепи сохраняется.

Для предотвращения самоотвинчивания крепежный элемент 9 затягивается контргайкой 10. Пружина 13 компенсирует колебания цепи во время работы двигателя.

Благодаря предлагаемой конструкции натяжного устройства, представляется возможным во время работы двигателя автомобиля плавно регулировать натяжение цепи и при помощи диагностических приборов установить оптимальный режим работы двигателя, например по шуму, как интегральному показателю качеств настройки.

Формула изобретения

Натяжное устройство, содержащее корпус, расположенные в нем подпружиненные в осевом направлении стержень и плунжер, зажимной сухарь и гайку, отличающееся тем, что, с целью увеличения точности натяжения, оно снабжено податливой в радиальном направлении гильзой, установленной на стержне с возможностью осевого перемещения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Добровольский В. А. Детали машин.

М., «Машиностроение», 1972, с. 310. и

2. Ершов Б. В. и др. Легковые автомобили ВА3. Киев, «Высшая школа», 1975, с. 29 (прототип) .

787757

Составитель В. Никишин

Редактор В. Волощук Техрсд К. Шуфрич Корректор Г. Решетник

Заказ 8313 39 Типаж 1095 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий!! 3035, Москва, Ж вЂ” 35. Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4